Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Каталог обувь оптом без рядов http://www.obuvopt-amin.ru/.
Новости
Анастасия Вертинская празднует юбилей
У известной актрисы театра и кино, народной артистки России Анастасии Вертинской сегодня юбилей.

"Никаких торжеств на Васильевском спуске или в Кремле не ожидается", - пошутила именинница, принимая поздравления, и добавила, что, как всегда, отметит день рождения в кругу друзей и близких.

И все же большой кинопраздник в честь этой неординарной, утонченной актрисы состоится. Согласно программе телепередач, Вертинская буквально целый день не будет сходить с экрана. Утром на Первом канале покажут "Алые паруса", где она сыграла сказочную Ассоль. "Это из разряда детского творчества, тогда мне было всего 15 лет", - прокомментировала актриса. Она заметила, что ей нравится ее роль в картине "Случай с Полыниным" (он будет демонстрироваться на канале "Россия"). Своим самым любимым фильмом назвала Вертинская "Безымянную звезду" (его включил в свою программу канал "Культура").

Впрочем, сама Вертинская может смело называться звездой, без всяких оговорок. На счету этой изысканной, умной, очаровательной актрисы десятки ролей, сыгранных в театре и кино. Она была прекрасной Гуттиэре в "Человек-амфибии" и неповторимой Офелией в "Гамлете", снималась в "Войне и мире", "Анне Карениной", "Оводе", "Мастере и Маргарите" (последний фильм, к сожалению, в прокат так и не вышел).

"Сегодня в кино мне похвастаться нечем. Мать киллера играть не хочу, а по-настоящему интересных предложений не поступает", - пояснила актриса свой вынужденный творческий простой. Однако, по ее словам, она не сидит без дела. Как директор Благотворительного фонда актеров работает каждый день. "На нашем попечении 200 бывших артистов, гримеров, костюмеров, представителей других профессий, - сообщила Вертинская. - А еще мы помогаем музею Пастернака в Переделкине, музею Цветаевой в Тарусе, российской театральной библиотеке, некоторым соборам и храмам".

Личным достижением назвала она переиздание книги мемуаров своего отца Александра Вертинского, знаменитого русского шансонье. "Сейчас стараюсь реставрировать его записи, это трудно, но доставляет мне истинное удовольствие", - признала именинница.

"Что же касается театра, то служить какой-то конкретной труппе мне уже не интересно, а вот в антрепризе я, возможно, еще что-нибудь сыграю", - пообещала Вертинская.

КСТАТИ...

Три женщины в лиловом тумане


Для этих лиц не нужно искать информповода, чтобы написать о них лишний раз, - они любимы и знамениты. Тем не менее Лидия Вертинская недавно отметила 80-летие, Марианна Вертинская - 60-летие, а Анастасия Вертинская готовится к юбилею своих знаменитых картин...

Лидию, Марианну и Анастасию невозможно представить вне "контекста" Александра Вертинского, мужа и отца. Он родился в Киеве ("Я хожу по родному городу, как по кладбищу юных дней"). Прожил 23 года за границей - Румыния, Польша, Франция, Америка... 26 мая 1942 года в русской церкви в Шанхае он обвенчался с 19-летней Лидией Владимировной Циргвава. В 43-м у них родилась дочь Марианна. В том же году, то есть ровно шестьдесят лет назад, Александр Вертинский вернулся на родину...

ЛИДИЯ

Прошлой весной в доме по Тверской улице номер 12 Лидия Вертинская открывала мемориальную доску Александру Николаевичу.

Она помнит, как он приехал в Россию и начал петь сначала на закрытых концертах в Москве, Ленинграде, провинции. Везде его принимали потрясающе. Затем последовали его кинофильмы - "Анна на шее", "Пламя гнева". За картину "Заговор обреченных" он, бывший эмигрант и изгнанник, получил даже Сталинскую премию. Он много работал. В 1957-м в возрасте 68-ми лет умер на гастролях в Ленинграде после концерта в Доме ветеранов. Не выдержало сердце...

Супруга Вертинского происходила из семьи грузинских дворян. В 1905 году многие переселенцы с Кавказа, жившие тогда в Сибири, уезжали в Америку. До Америки дед и бабушка Лидии Владимировны не добрались, а осели в Китае, в Маньчжурии, оставаясь российскими подданными. Здесь ее дедушка, бывший офицер, содержал большое хозяйство, разводил пчел. Отец служил в правлении КВЖД и считался советским служащим. В начале 40-х, когда на Дальнем Востоке уже шла война, Лидия Владимировна встретила Александра Вертинского.

Лидия Вертинская: "Познакомились мы в Шанхае. Александр Николаевич тогда жил там, выступал перед многочисленными русскими жителями. Я пришла на его концерт со своими друзьями, а после зашла за кулисы - поздравить его. Так мы и познакомились".

После возвращения в Россию три года семья жила в гостинице "Метрополь". Вертинский выступал с концертами перед воинами, возвращавшимися с фронта, Лидия училась в Суриковском институте. Она прекрасно рисовала, еще в Шанхае ее рисунки считались профессиональными. В 1946-м наконец получили квартиру в самом центре Москвы, на улице Горького. Вскоре Лидию Вертинскую стали приглашать в кино. Она снималась в фильмах "Садко" (птица Феникс), "Дон Кихот" (помните испанскую герцогиню?), "Королевство кривых зеркал". После смерти Александра Николаевича Лидия Владимировна работала художником на комбинате графики.

МАРИАННА

Сейчас главной заботой Марианны Вертинской стало издание наследия отца, его дневников и писем, философских размышлений. Нуждаются в дополнении и переиздании его мемуары, куда не попало очень многое и куда будут добавлены воспоминания друзей и родных Вертинского. Однако Марианна не оставляет и собственную карьеру. Недавно она успешно снялась в телефильме "Наследницы" в замечательной компании - Смирнова, Скобцева, Глаголева, Гузеева. А сейчас снимается в Брянске в новой картине Натальи Бондарчук "Жизнь и правда Федора Тютчева". Ее партнеры - Анна Михалкова и Инга Бурляева - тоже представители знаменитых династий.

Марианна вспоминает, что отец редко брал детей в гастрольные поездки. Только в раннем детстве он возил в Сочи Марианну и ее маму, когда та еще была беременна младшей дочерью - Анастасией. Потом, во время гастролей в Прибалтике, он снимал для них дачу на Рижском взморье, в Дубултах. Из-за частых отъездов отца девочки редко видели его, жили в женском окружении (мама, бабушка, гувернантка Марианны и Насти). Но обычно 1 сентября Александр Николаевич сам отводил своих детей в школу. И выступал там с концертами.

Марианна: "Это была 179-я школа, напротив Театра оперетты на Пушкинской улице. Отец часто давал там благотворительные концерты, за эти деньги детям обеспечивали бесплатные завтраки, форму, учебники, портфели. Школа была большая, и когда папа готовил очередной концерт, вся Москва узнавала об этом мгновенно - и зал всегда был забит до отказа. Помню, однажды нам сказали, что на деньги от его концерта купили очень хороший ковер в кабинет директора и хрустальные вазы. Папа разгневался невероятно, пришел в школу, влетел в кабинет директора, топал ногами и кричал, что он не для того работает, чтобы директору покупали ковры. Они с перепугу все продали, а на нас с Настей озлобились ужасно, тем более что и учились мы не блестяще. Так что учителя к нам относились по-разному, а однажды учитель физкультуры мне сказал, чтобы я вообще заткнулась, потому что я дочь Вертинского, а он продал родину и все такое... И я дала ему по физиономии! Меня после этого вызывали на педсовет, к директору, едва не выгнали из школы".

Окончив школу в 1960 году, Марианна поступила в Щукинское училище. Но перед этим дважды успела сняться в кино - в "Високосном году" Анатолия Эфроса и в "Мне 20 лет" Марлена Хуциева. Съемки шли бесконечно долго, больше года. Училась она на одном курсе с Натальей Селезневой, Евгением Стебловым, Галиной Яцкиной, Нонной Терентьевой, а на следующем курсе училась ее сестра Анастасия. Сложился круг друзей - Тарковский, Кончаловский, Шпаликов... Андрей Тарковский хотел снять Марианну в "Ивановом детстве", но роль не подошла ей. Потом Марианна снималась в фильмах "Семь невест ефрейтора Збруева", "Перекличка" (вместе с Никитой Михалковым), "Город мастеров", "Женщина в море" и многих других картинах, но постоянным местом работы был и остается Театр Вахтангова.

В 1969 году у Марианны, которая тогда была замужем за сыном известного архитектора и тоже архитектором Ильей Былинкиным, родилась первая дочь - Сашенька. Саша Вертинская училась в художественной школе при Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, потом в Суриковском институте, затем несколько лет во Франции, в Академии художеств, и у известного нашего соотечественника, живущего в Париже, Юрия Купера. В Москве проходили персональные выставки художницы Александры Вертинской. Она вышла замуж за бизнесмена Емельяна Захарова, который работает в сфере компьютерных технологий.

Второй дочери Марианны, Даше, сейчас тридцать лет, она родилась в браке Марианны с актером Борисом Хмельницким. Даша окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но затем учиться пошла в то же Щукинское училище, которое оканчивали родители. Сейчас она студентка третьего курса, вместе с отцом снимается в фильме Булата Мансурова "Темные ветры булгар". Хмельницкий играет славянского князя Святослава, а Даша - римскую императрицу.

Марианна: "Мы стараемся помогать нашим детям чем только можем. У нас вообще очень сплоченная семья. Мама, Настя, Настин Степка и его дочь Сашенька, и мои дети очень дружат, и мы стараемся поддерживать их всех".

АНАСТАСИЯ



Она сегодня редко появляется на экране. Фильм Андрея Харитонова "Жажда страсти" по Брюсову с ее участием прошел незамеченным десять лет назад. А судьба "Мастера и Маргариты" Юрия Кара, где Анастасия в главной роли, до сих пор покрыта мраком. В театре тоже ей не везет последнее время. Спектакль "Имаго" режиссера Нины Чусовой, где Анастасия играет вариации на тему Элизы Дулитлл, не имел коммерческого успеха, а поклонники актрисы отказались признать в женщине с помойки (таков сценический образ) кинокумира 60-х. Ту Вертинскую, которая пленила в "Гамлете", "Анне Карениной", "Войне и мире", "Алых парусах"... Отец для Анастасии - единственный кумир. О нем она готова говорить часами.

Анастасия: "Папа редко бывал дома, а когда все-таки бывал, то дарил нам много игрушек. Это было традицией, и чтобы получить подарки, мы давали ему потрясающе лживые обещания, что не будем получать двойки и будем слушаться маму. И, конечно, тут же нарушали свои клятвы".

В детстве ее очень огорчало, что старшую сестру отец назвал красивым именем Марианна, а ее, младшую, "дурным" именем Настя. В школе, где они учились вместе, так звали только уборщицу.

В кино Анастасию стали снимать уже в пятнадцать лет - "Алые паруса", потом "Человек-амфибия" и, наконец, Офелия в "Гамлете". С этого времени она начала ощущать себя настоящей актрисой.

"Я попала в кино, можно сказать, случайно, не собиралась становиться актрисой. И первые две роли были невольным вхождением в кинематограф. Потом обрушилась огромная популярность. Сейчас от нее актеров защищают телохранители, секретари, машины с тонированными стеклами. Тогда этого не было. Я человек застенчивый, люблю уединение, общение с узким кругом людей, и когда вдруг к тебе начинают на улице лезть все подряд, это просто ужасно. К тому же семья у нас была консервативная, очень строгая. Меня посылали в гастроном, в булочную за хлебом, а там уже ждали... И это зрелище бегущей за тобой визжащей толпы, назойливые просьбы дать автограф травмировали ужасно...".

Как и старшая сестра, Анастасия окончила Щукинское училище. Вместе с ней на одном курсе учился Никита Михалков. Познакомились они еще до училища, а поженились во время учебы. В 1966 году родился сын Анастасии и Никиты Степан. Но этот звездный брак продолжался недолго.

Анастасия воспитывала сына одна. Ей помогала мама, но все равно приходилось очень трудно. Это было и невероятным испытанием, и невероятным счастьем, признается она сейчас. Пособий, книг, специалистов по воспитанию детей, как сейчас, тогда еще не было, до всего приходилось доходить своим умом, отсюда ошибки молодой мамы, недоразумения с сыном.

Брак Анастасии с певцом Александром Градским был откровенно неудачным и пришел к скорому и неизбежному концу. С этого времени она уже больше не пыталась построить семью.

По-прежнему много снималась. Были роли в "Войне и мире", "Анне Карениной", "Безымянной звезде", многих других картинах. Театральные работы во МХАТе, "Современнике".

Когда Степан подрос, к воспитанию сына активно подключился Никита Михалков. Много волнений было, когда Степан достиг призывного возраста.

Анастасия: "Конечно, я хотела уберечь сына. Могла бы, например, добиться для него службы в Театре Советской Армии, что можно назвать службой с большой натяжкой. Туда обычно шли дети творческих работников. Но Никита сказал Степану: "Я отдал свой долг Родине, и ты должен это сделать". И его отправили на Тихоокеанский флот, на Камчатку, совсем недалеко от того места, где служил сам Никита. Естественно, мне было очень плохо, я очень переживала, словно произошел биологический разрыв, исчез любимый тобой человек. Степан прослужил на флоте три года. Это было для него хорошей школой".

А вот в "большое" кино Степан Михалков не торопится, может быть, от того, что фамилия обязывает...

Сергей ШВЕДОВ
Тема номера

№ 23 (329)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы