Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Назван лучший европейский фильм 2004 года
На торжественной церемонии вручения наград Европейской киноакадемии в Барселоне назван лучший фильм Европы 2004 года. Им стала лента режиссера Фатиха Акина "Головой о стену" (Head On).

Стоит отметить, что на главный приз претендовали также фильмы "Дурное воспитание" (Bad Education, режиссер Педро Альмодовара), "Секреты Веры Дрейк" (Vera Drake, Майк Ли), "Море внутри" (The Sea Inside, Алехандро Аменабар).

Напомним, что в феврале 2004 года фильм "Головой о стену" удостоился главного приза Берлинского кинофестиваля.

В фильме рассказывается об истории любви, героями которой являются дети турецких иммигрантов, родившиеся в Германии. Родители режиссера картины Фатиха Акина также в прошлом приехали в Германию из Турции, хотя сам он родился, как и герои его ленты, уже в Германии.

КСТАТИ...

Революцию заказывали? Нате!
«Любимая! Это мой подарок тебе к Дню Валентина!», – заорал со сцены Берлиналепаласт режиссер Фатих Акин, протягивая куда-то в глубину зала только что полученного им «Золотого медведя». О своем фильме, удостоившемся главного приза 54-го Берлинского кинофестиваля, Фатих сказал так: «Я должен был выдавить его из себя, как юношеский прыщ. И я это сделал...»

Фатих Акин – герой проходившего с 5 по 15 февраля Берлинского кинофестиваля

Событие, разразившееся в последний рабочий день Берлинале, многие газеты страны назвали «революционным». Впервые за 18 лет «Золотой медведь» остался дома. И дело не только в том, что возглавивший три года назад Берлинале Дитер Косслик (Dieter Kosslik) добился поставленной цели (он таки сделал фестиваль презентационной площадкой отечественного кинематографа). Победа немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина (Fatih Akin), думается, окрылила многих талантливых молодых эмигрантов, доказав им, что все возможно.

Косслик, надо сказать, в целом проявил на фестивале совершенно отеческую заботу о молодежи. И выразилась она не только в активной поддержке созданного им же самим международного «кампуса молодых талантов» (семинара для начинающих режиссеров). На заключительную тусовку звезд, как и в первый день фестиваля, прибыли отстаивающие свои права студенты. На сей раз они намеревались пробежать по красной дорожке голыми. Стянувшаяся к дворцу Берлинале вооруженная полиция напряглась. И тут Косслик обратился к студентам: «Я знаю, зачем вы пришли. Делайте свое дело – и уходите». Стоявшая рядом председатель жюри фестиваля Фрэнсис Макдорманд диковато посмотрела на Косслика, видимо, не совсем осознавая происходящее. Но Косслик остался невозмутимым. Всем своим видом он будто бы показывал: «Вы хотели революции, господа? Так вот она!»..

Ошалевший от неожиданности Фатих Акин буквально взлетел на сцену Berlinale Palast. Он не собирался выставлять свою картину на конкурс – он предлагал её в Панораму, многие годы выполнявшую роль гетто для молодых кинорежиссеров Германии. Но Дитер Косслик чуть ли не силой заставил его рискнуть: да, в Панораме у Фатиха был почти гарантированный шанс получить какой-нибудь приз – но отчего же не «прыгнуть» выше?..

В конкурсе фильму Фатиха пришлось соревноваться с работами таких маститых коллег, как Джон Боорман, Патрис Леконт, Кен Лоуч, Эрик Ромер, Ким Ки Дук и, наконец, ветеран кинематографа Тео Ангелопоулос. Однако грохота имен, как выяснилось, бояться не стоит: некоторые «величины» подкачали, открыв тем самым дорогу к заветным «мишкам» своим молодым соперникам...

На красной дорожке герой дня появился одним из последних – в джинсах и мальчиковой куртке с капюшоном. Опаздывая, он почти бежал, шлепая кроссовками по синтетическому полотну. Молодая надежда немецкого кино торопилась к славе. У её врат надежду поджидала супруга с портпледом в руках. Наспех переодевшись, Фатих вошел в зал: туфли, элегантный костюм... майка.

Фатих родился в Гамбурге, в скромной семье. Родителям и их окружению он посвятил свой первый – документальный фильм – «Мы забыли вернуться». Эмигранты – герои четырех полнометражных лент Акина, известного также по различным телевизионкам, в которых он, как актер, изображал «национальные типажи».

«Gegen dei Wand» (Напролом) – не исключение из авторских правил. Герои фильма, 40-летний турок Цахит и 20-летняя турчанка Зибель, встречаются в психушке, куда оба попали в результате попытки самоубийства. Цахит слишком глубоко нырнул на дно винной бутылки и оставил на её дне самого себя. Зибель не нашла лучшего способа протеста против царящей в родительском доме тирании. Они решают заключить брак – формальный, лишь для того, чтобы избавить Зибель от преследования религиозной семьи. Что из этого получится, рассказывать не стану – картина скоро выйдет на широкий экран. Скажу только, что «Gegen dei Wand» – зрелище не простое: фильм полон боли, любви, секса, крови и... надежды на лучшее. Плохого конца не будет: Зибель и Цахит останутся живы, здоровы и даже не разведутся – Фатих Акин дает им шанс еще раз начать жизнь сначала.

Судьбам эмигрантов и проблеме самоидентификации в мультикультурном обществе посвящен и удостоившийся «Серебряного медведя» фильм молодого аргентинского режиссера еврейского происхождения Даниэля Бурмана «Прерванное объятие» (El abrazo partido). В центре сюжета – польские евреи, выброшенные в Южную Америку Холокостом. Главный герой фильма, Ариэль, одержим идеей поиска своих корней. Он мечтает поехать в Польшу, чтобы разобраться в причинах, вынудивших его предков покинуть родные места, а также разыскать в Израиле отца и выяснить: что побудило того вернуться на историческую родину? Ассимилированные родственники юноши не могут понять, почему Ариэлю не живется в их уютном, как парник, мирке. Не находит Ариэль понимания и у своих друзей, рвущихся на заработки в Европу и США. Впервые в жизни о том, что его волнует, он заговорит только с отцом...

Второй «Серебряный Медведь» – за лучшую режиссуру – достался корейцу Ким Ки Дуку за его «Самаритянку». У нас Ким Ки Дука знают, пожалуй, только самые увлеченные киноманы. А в Азии и, кстати, в России он – фигура культовая. Так что, когда «Самаритянка» пойдет в кинотеатрах, посмотрите её – фильм непривычный для нас, но заслуживающий внимания.

Вера БУРЛУЦКАЯ
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы