Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Фильмы без звука, но с живым музыкальным сопровождением снова входят в моду
В эти выходные в рамках Третьего фестиваля немецкого кино в Москве будет показан фильм начала прошлого века "Ложь Нины Петровны". Сопровождает фильм живая музыка инструментального трио Алексея Цимермана. Подобные кинопроекты стали модными в Европе и Америке - они примиряют композиторов с режиссерами.

Кто главнее в кино - режиссер или композитор, - критики выясняют едва ли не с начала эры кинематографа. Для одних кино это Эйзенштейн и Хичкок, а для других - музыка Сергея Прокофьева и песни Барбары Стрейзанд (и это при том, что с самого начала музыка кино была прикладной).

Помня бессмертную музыку Прокофьева к "Александру Невскому" Эйзенштейна, равно как и кинопроизведения Гершвина, Бернстайна, Шостаковича и Шнитке, российские композиторы до сих пор считают зазорным писать "киномузыку", потому что в ней якобы нет свободы и места вдохновению. При этом все прекрасно знают, что только кино может в XX веке обеспечить безбедное существование композиторам-симфонистам.

Главный сегодняшний музыкальный киномэтр Франции Эрик Сера считает, что работа над фильмами его, как композитора, мобилизует: "Иногда бывает сложно уложиться в выверенный до секунды хронометраж картин Люка Бессона, но именно это пробуждает своего рода азарт в сочинении". А вот недавняя кинодебютантка - исландская певица и композитор Бьерк, заехав в Москву на концерт, жаловалась "Новым Известиям", что работа над саундтреком к фильму "Танцующая в темноте" отбила ей всякую охоту иметь что-то общее с кино. "Мою музыку там нещадно порезали, разрушив всю стройность композиции, и ее смысл", - сказала Бьерк. Компромиссный вариант, где визуальный ряд и музыка практически равноправны, нашли в свое время американский композитор-минималист Майкл Найман и британский режиссер Питер Гринуэй в картинах "Книги Просперо", "Дитя Макона" и др. (диалоги чередуются с музыкальными вставками), а также режиссер Годфри Реджио и композитор Филипп Гласс (в их кинотрилогии "Кацци" видеоряд и музыка живут каждый своей жизнью). Но эти проекты были актуальны лет 10-20 назад.

В последние годы стало ясно, что свободолюбивых музыкантов с "важнейшим из искусств", как и сто лет назад, может примирить лишь немое кино. Там-то точно каждый из жанров дополняет друг друга, являясь равноправным. Видимо, еще и поэтому все чаще в мировых культурных столицах популярными становятся киносеансы под рояль и под симфонический оркестр. К примеру, этой осенью культовая британская диско-группа Pet Shop Boys в Лондоне презентовала свое музыкальное видение бессмертного эйзенштейновского "Броненосца Потемкина". Мужской танцевальный дуэт организовал на главной площади британской столицы демонстрацию русского фильма и сыграл живьем свои композиции, специально написанные к необычному сеансу. Незадолго до этого в Петербурге Мариинский театр вывесил на своей сцене огромный экран и устроил в зале, где раньше видели только оперы и балеты, премьеру американского фильма "К-19" о русских подводниках. Киноизображению аккомпанировал симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева. Разумеется, Большой театр не стал после этого противиться проведению подобного опыта и в своих стенах. Недавно на Новой сцене ГАБТа показали "немого" "Александра Невского" под живую музыку Сергея Прокофьева в исполнении оркестра Берлинского радио.

Впрочем, в кинотеатры, так полюбившееся музыкантам кино с живой музыкой пока не вернулось. Его пристанищем остаются небольшие залы элитарных молодежных клубов, куда набиваются десятки и сотни желающих познакомиться с "великим немым". К примеру, в прошлом году в Москве для узкого круга показывали фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" (1929 г.) в сопровождении лондонского "Синематик оркестра". Новый проект формулы "немое кино - живая музыка" связан также с Россией. Картина "Ложь Нины Петровны", которую покажут на фестивале немецкого кино 12 декабря, снята в том же, 1929 году немецким режиссером Гансом Шварцом. Сопровождать фильм будет классическая музыка в исполнении трио Алексея Цимермана (рояль, скрипка и ударные). Впрочем, даже если немое кино под музыку станет интересовать москвичей еще больше, то блокбастерам в залах мультиплексов все равно не придется тесниться хотя бы потому, что большинство зрителей сегодня ходят в кино не за музыкой и даже не за режиссерскими изысками. В извечной войне режиссеров и музыкантов обычно побеждают... актеры - именно они, как правило, в состоянии затянуть зрителей в залы.

"Новые известия"
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы