Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Лауреатом премии "Студенческий Букер" стал Андрей Геласимов с романом "Рахиль".
События этого романа завязываются в 60-х годах. Главный герой танцует твист и буги-вуги, влюбляется и разочаровывается. Дальнейшее жизнеописание разворачивается вплоть до начала 90-х годов, сплетая судьбу героя с бурной и драматичной историей нашей страны.

"Мы студенты, и именно в этом качестве являемся экспертами, оцениваем состояние современной русской прозы. Мы стремимся отметить в романах не только художественные достоинства, но и этические ценности, созвучные нашему мироощущению", - сказал председатель жюри "Студенческий Букер" Всеволод Лазутин.

Премия "Студенческий Букер" учреждена в июле 2004 года фондом "Русский Букер". Студенческое жюри оказалось не менее компетентным, чем старшие товарищи, сообщил на пресс-конференции, проходившей в субботу в Центральном Доме художника (ЦДХ), председатель жюри литературной премии "Букер - Открытая Россия" Владимир Войнович.

Проект проходил в два этапа. На первом - студенты и аспиранты приняли участие в конкурсе на лучшее эссе об одном из современных русских романов. Пять победителей стали членами жюри "Студенческий Букер". В "короткий список" студенческой премии, помимо романов из числа финалистов "Букер - Открытая Россия", вошли произведения Марии Вишневецкой, Андрея Геласимова, Евгения Гришковца и Людмилы Улицкой.

"Благодаря проведению этой премии мы узнали, что российские студенты читают не только учебники", - сказал координатор проекта "Студенческий Букер", литературный критик Дмитрий Бак.

НАША СПРАВКА:

В номере журнала «Октябрь», где впервые публиковался роман «Рахиль», сразу за текстом романа – уникальный случай! – шло интервью с Андреем Геласимовым. Там, среди прочих рассуждений о жизни, литературе и театре, писатель замечает: «На протяжении многих лет моей настольной книгой был Ветхий завет...». И еще: «Десять лет я рыдал от этого еврейского вопроса... Может, это казацкая кровь извинялась за все те погромы черносотенные».

Мало кто из критиков ожидал, что Геласимов, после романтического «Фокса Малдера», повести об инвалиде чеченский войны «Жажда» и плутовского романа «Год обмана» напишет роман с «еврейскими» сюжетными мотивами и многочисленными реминисценциями из Пятикнижия. Вдобавок действие изрядной части романа перенесено, по сравнению с предыдущими геласимовскими вещами, далеко назад, в 1960-е годы.

Сюжет этого камерного симпатичного романа можно пересказать одной фразой: 53-летний профессор-филолог Святослав Койфман вспоминает свою жизнь и трех своих бывших жен. «Рахиль», в миру Люба, – первая жена героя, в ту пору аспиранта. Ветхозаветная легенда повторяется на новом этапе как трагифарс: дабы прокормить семью, молодой специалист по творчеству Скотта Фитцджеральда трудится в поте лица своего санитаром в психушке. На танцах, куда его приводит коллега-санитар, герой знакомится со второй женой, с которой он проживет два десятка лет и которая родит ему сына. Но однажды студентка с задней скамьи произнесет фразу, после которой профессор оставит семью ради молодой жены, которая, в свою очередь, вскоре уйдет от него к кагэбэшнику. Профессор остается у разбитого корыта, и даже сын выставляет его из собственного дома. Впору вспомнить еще одну библейскую легенду – о многострадальном Иове.



Внутри этой грустной и вполне «жизненной» фабулы упрятано множество замечательных – фантасмагорических, «карнавальных» и прочих – флэшбеков, придающих роману и вкус, и аромат. Стопроцентная еврейка Люба, внезапно ставшая религиозным ортодоксом, упрекает «полукровку» Святослава в равнодушии к вере и обычаям предков. Беременная Дина, жена единственного сына, от безденежья ворует в универсаме продукты и однажды попадается с поличным. Один из пациентов психбольницы называет себя то Всеволодом Бобровым, то Владимиром Ильичом Лениным... Калейдоскоп лиц и ситуаций (то комических, то жестоких). Фирменный лаконичный стиль Геласимова. Изящная, хотя и не без отдельных «швов», композиция. Для особо продвинутых – филологические «заметки на полях». Книга, в которой все прозрачно, но ничего не ясно. Все смешалось, как в сумасшедшем доме, – реальность и литература. Выход у профессора один – сесть за стол и написать обо всем этом роман. Хотя своим студентам он и не советует писать о себе.

Андрей Мирошкин

Книжное обозрение
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы