Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Документы
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА
I. Введение
Библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные
функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и
информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое
развитие страны. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях
реформирования социально-экономической сферы России должны соответствовать
происходящим в стране переменам и международной практике.
Настоящая Концепция содержит обоснованные цели, задачи и направления
развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2015 года.
Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области
библиотечного дела и информатизации.
Библиотеки в данной концепции рассматриваются как социальный институт,
поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий
государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, образования,
социального развития, экономики, культуры. Услуги, предоставляемые библиотеками
гражданам Российской Федерации, являются одним из факторов поддержки
государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и
культурному развитию граждан, обеспечивают выход России в общемировое
информационное пространство.
Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской
Федерации составляют:
• Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на
беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и
пользование учреждениями культуры;
• Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном
экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности
библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на
свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и
мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную
деятельность;
• нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области
библиотечного дела.
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным
оценкам, примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и
относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и
муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.
Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства
образования и науки Российской Федерации: приблизительно 66 000 школьных и более
3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской
Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи
Файл загружен с http://www.ifap.ru
2
работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства - 720
специальных библиотек, в медицине и здравоохранении - 1500 библиотек.
Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие
силовые ведомства.
Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный
характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более
20 лет назад, но именно в последние годы количество библиотек существенно
сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых
библиотек.
Особого внимания требуют к себе публичные (общедоступные) библиотеки, так
как именно они в первую очередь должны решать задачу предоставления свободного
доступа к информации каждому человеку по месту жительства.
Количество публичных (общедоступных) библиотек составляет около 49,5
тысячи, из которых к ведению Минкультуры России относятся 47 тысяч библиотек. В
том числе региональных библиотек - 264 (85 универсальных научных библиотек, 35
юношеских, 74 детских и детско-юношеских, 70 специальные библиотеки для слепых)
и муниципальных 46,8 тысячи (из них 36,1 тыс. сельских). Кроме того, к ведению
Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек
ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат.
Сформированная на протяжении многих десятилетий система российских
библиотек, несмотря на существенное недофинансирование, в последние пятнадцать
лет достигла положительных результатов.
В стране создано консолидированное профессиональное сообщество, способное
решить задачу модернизации библиотечного дела в соответствии с Посланием
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
2007 года.
Все большую роль играют профессиональные организации и некоммерческие
партнерства (в первую очередь Российская библиотечная ассоциация) и другие,
действующие на общероссийском, региональном и отраслевом уровнях, общественные
комитеты и советы (Общественный комитет содействия развитию библиотек,
Информационно-библиотечный совет РАН). Действия библиотек по различным
направлениям профессиональной деятельности регулярно открыто обсуждаются на
самых различных уровнях. Библиотеки активно позиционируют себя в обществе в
условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации,
беспрецедентного роста объемов информации.
Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках
России стремительно развивается. В результате федеральные и крупнейшие
региональные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической
оснащенности, что делает их заметными участниками информационной
инфраструктуры страны. Созданы и активно используются специальные
автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого
уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена
библиографическими данными.
В течение ряда лет реализуются долгосрочные проекты и программы:
• Продолжается создание Общероссийской информационно-библиотечной
компьютерной сети ЛИБНЕТ. Наиболее активно развиваются следующие
направления: Национальная электронная библиотека; Сводный каталог
библиотек России (ведется в режиме удаленной корпоративной
каталогизации), Национальная система форматов RUSMARC для
библиографических и авторитетных данных, Российские правила
каталогизации, адаптированные к новым форматам.
3
• Продолжается реализация Национальной программы сохранения
библиотечных фондов Российской Федерации по ряду ключевых
направлений – консервация библиотечных фондов, организация сети
региональных центров сохранения библиотечных фондов, создание
страхового фонда документов библиотек, обеспечение учета и сохранения
книжных памятников Российской Федерации, сохранение документов в
процессе их использования, обеспечение безопасности библиотек и
библиотечных фондов, совершенствование системы учета документов.
• Комплексный проект «Модельные сельские библиотеки» позволил
превратить участвующие в нем сельские библиотеки и современные
информационно-просветительские центры, создав эталонные образцы.
Проект стимулирует процесс модернизации сельских библиотек. В
настоящее время в России насчитывается более 800 модельных библиотек.
• Создаются публичные центры правовой информации (ПЦПИ)1 на базе
общедоступных библиотек. Подобные центры могут стать основой для
организации сети региональных центров создаваемой в настоящее время
Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина2.
• Развиваются проекты корпоративного взаимодействия библиотек. Создана
инфраструктура межведомственной сети библиотек, объединяющая более
200 общедоступных, вузовских, специальных и прочих библиотек из 57
регионов страны. Внедряются технологии корпоративного создания
информационных ресурсов.
• Создаются собственные информационные ресурсы библиотек, в том числе в
сети ИНТЕРНЕТ, пользователям предоставляются новые виды
библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы. У
читателей пользуются активным спросом виртуальные справочные службы,
в том числе корпоративные.
Наряду с определенными достижениями в области библиотечного дела
существует целый ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и
принятия конкретных мер. В этом случае библиотеки смогут значительно увеличить
вклад в развитие образования, науки, экономики и производства, культуры,
существенно повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, ускорить и
качественно улучшить ход экономических и социально-политических преобразований.
Проблема: несоответствие законодательной базы потребностям развития
библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения.
Законодательная база библиотечной деятельности не отвечает задачам
перспективного развития российских библиотек. Разработка новых федеральных
законов или редакция ранее принятых законодательных актов, под юрисдикцию
которых подпадают и библиотеки, далеко не всегда отвечает интересам читателей и
библиотек. Вопросы функционирования и развития библиотек не предусмотрены в
законах, касающихся учреждений и отраслей, имеющих в своей структуре библиотеки,
либо обслуживаемых библиотеками. Отсутствуют нормативы бюджетного
финансирования библиотек, адекватные потребностям их пользователей.
Особо актуальны проблемы авторского права и интеллектуальной собственности
в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса. Требуется
1 См. Официальный сайт Программы ПЦПИ - http://www.ifap.ru/pcpi/
2 См. Аналитическую записку о возможности использования сети центров доступа к социально значимой
информации, созданных на базе библиотек, в качестве первичных элементов региональной сети
Президентской библиотеки - http://www.ifap.ru/pcpi/pla.htm
4
оперативное решение для определения экономико-правового поля, в котором будет
осуществляться деятельность библиотек страны с 1 января 2008 г.
Существенные затруднения в деятельность библиотек по приобретению новой
литературы вносит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» с поправками и изменениями, внесенными федеральным
законом от 20.04.2007 г. № 53-ФЗ. Аукционы, диктующие единственный критерий при
приобретении товара (книги) и трактовка понятия «книга» как одноименного товара не
позволяет библиотекам осуществлять комплектование, адекватное потребностям
общества и государственным задачам по обеспечению доступа к информации.
Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
Вследствие разграничения бюджетных полномочий стало невозможным
оказание материальной поддержки библиотекам других уровней за счет федерального
бюджета, библиотекам муниципальных образований за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации даже при наличии средств.
Налог на имущество также представляет заметную угрозу для большинства
библиотек, т.к. рост их фондов увеличивает налогооблагаемую базу, поскольку
библиотечные фонды относятся к основным фондам, с которых взимается налог на
имущество.
Решение этих проблем чрезвычайно актуально в связи с формированием единого
российского информационного пространства и встраивания его в мировое
информационное пространство. Этот процесс требует гармонизации нормативно-
правовой системы, включая вопросы стандартизации.
Проблема: недостаточные темпы информатизации российских библиотек.
Хотя более чем в 8 тысячах публичных библиотек насчитывается около 40 тысяч
персональных компьютеров, темпы компьютеризации остаются крайне низкими. При
их сохранении для полной компьютеризации библиотечной системы страны
понадобится не менее 20 лет.
Доступ в Интернет имеют только 3 тысячи библиотек. В основном, это
федеральные и региональные библиотеки. На муниципальном уровне всего 10%
библиотек работают по современным технологиям, а на селе эта цифра составляет 3% -
отрыв от библиотек федерального и регионального уровней угрожающий.
Развитие Интернет-технологий в библиотеках сдерживается и общим
отставанием в этом вопросе регионов и муниципальных образований. Даже при
наличии доступа библиотек в Интернет качество связи не удовлетворяет современным
требованиям.
Отставание от уровня развитых стран в области внедрения информационных
технологий в библиотеках ряда регионов и большинства муниципальных образований
усугубляет развитие информационного неравенства граждан и даже целых регионов. В
результате сокращается возможность информационного обеспечения науки,
образования и производства, тормозится включение России в мировые
информационные процессы. Все это снижает уровень конкурентоспособности страны,
усугубляет негативные общественные тенденции, в том числе экономическое и
социокультурное неравенство.
Проблема: неудовлетворительное состояние фондов многих библиотек
России.
5
В Российской Федерации ежегодно только книг издается более 100000 названий.
Количество зарегистрированных электронных изданий составляет 11,5 тыс. Объемы
информации, пополняющей Интернет, не поддаются исчислению. При этом
большинство даже печатных изданий недоступно и неизвестно населению.
Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2006 году, по сравнению с
1990 годом сократился в два раза. При этом в большинство сельских библиотек в
девяностые годы новая литература практически не поступала.
В настоящее время на фоне в целом благополучного комплектования библиотек
федерального уровня, пополнение фондов многих библиотек регионов и особенно
муниципальных образований находятся на критически низком уровне.
В среднем в 2006 году на приобретение новых изданий для всех муниципальных
библиотек было израсходовано всего около 1,1 млрд. руб., т.е. в расчете на 1 жителя –
7,6 рублей (потребность – не менее 50 рублей). Фонды большинства библиотек, в
основном сформированные в 70-80-е гг. прошлого века, в настоящее время не только
физически изношены, но и содержательно устарели. Состояние фондов большинства
муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое.
Главная причина такого положения с книжными фондами муниципальных
библиотек – мизерное финансирование библиотек, которое обеспечивает только
заработную плату и коммунальные платежи. В структуре расходов на комплектование
приходится в среднем только 8% бюджета.
Негативное состояние комплектования фондов ведет к нарушению
конституционных прав россиян на беспрепятственный и равный доступ к информации.
В библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и
поврежденных документов, как на традиционных, так и на новых видах носителей. Их
объем (в среднем около 30 %) продолжает увеличиваться вследствие критического
состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, недостаточного
комплектования фондов. Объем разрушающихся фондов требует разработки и
внедрения эффективных способов организации обеспечения сохранности.
Реализуемая с 2001 года Национальная программа сохранения библиотечных
фондов Российской Федерации впервые позволила системно подойти к решению
дорогостоящей задачи сохранения библиотечных фондов. Впервые в России была
создана комплексная программа обеспечения сохранности библиотечных фондов,
которая получила государственное финансирование по всем выделенным
приоритетным направлениям. Даже при минимальном финансировании программа дала
реальные результаты, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Однако успешное начало реализации Национальной программы пока не может
кардинально изменить общую ситуацию с сохранностью библиотечных фондов в
России. Несмотря на то, что за прошедшие годы сделан серьезный рывок вперед, при
нынешних объемах финансирования работа растянется на десятилетия. За это время
погибнут многие книжные ценности и носители информации, которых общество
лишится навсегда.
Решение проблемы сохранения библиотечных фондов не может быть отложено
на будущее: сегодняшнее недофинансирование данной сферы чревато в ближайшем
будущем в десятки раз большим ущербом, как в финансовом, так и социальном
отношении.
Проблема: неудовлетворительное состояние материальной базы библиотек.
Большинство зданий и помещений библиотек не отвечает современным
требованиям к обслуживанию читателей и к хранению фондов.
В аварийных зданиях располагается 445 библиотек, из них 438 муниципальных,
а 3742 библиотеки, в т.ч. 3652 муниципальных нуждаются в капитальном ремонте.
6
Федеральные и региональные библиотеки испытывают острый недостаток
площадей, что ведет к «штабелированию» и порче фондов. Это делает их
недоступными для читателей, увеличивает количество отказов на выдачу литературы.
Строительство и реконструкция двух главных библиотек страны – Российской
государственной и Российской национальной - длится беспрецедентно долго.
Большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-
охранной сигнализации, пожаротушения, климатического контроля, располагают
устаревшим оборудованием практически во всех сферах библиотечной деятельности. В
результате существует опасность утраты национального достояния и угрозы для
пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым
посещением.
Проблема: неравномерность развития библиотек различных регионов.
Затраты главных библиотек субъектов Российской Федерации на приобретение
новой литературы в 2006 году в целом по России различались более, чем в 200 раз,
затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились
порой в 100 раз и больше, а в целом по России - в 1500 раз.
Велики различия и в степени компьютеризации библиотек. Самое большое
количество библиотек, обладающих компьютерной техникой, насчитывается в
Ростовской области – 391 (всего библиотек в области 1136), наименьшее - 4 в
Корякском АО (38 библиотек в округе).
На фоне целого ряда регионов, в которых высок процент компьютеризации
библиотек (например, Москва, Ханты-Мансийский АО, Чувашская Республика,
Республика Саха (Якутия), в большинстве регионов подавляющее большинство
библиотек не компьютеризировано.
Неравномерность в предоставлении информационно-библиотечных услуг, в
обеспечении информацией населения различных территорий усугубляет
социокультурное неравенство, а, следовательно, увеличивает напряженность между
регионами и даже муниципальными образованиями.
Проблема: низкий уровень оплаты труда библиотечных работников.
Средняя заработная плата сотрудников библиотек в два раза ниже средней
заработной платы в стране. Низкий уровень заработной платы неизбежно ведёт к
вымыванию квалифицированных кадров из отрасли и отсутствию притока новых
специалистов. Техническое перевооружение библиотек, внедрение новых
информационных технологий требует привлечения к работе в библиотеках
высококвалифицированных специалистов, стоимость которых на рынке труда
существенно выше возможностей библиотек.
Неоправданно низкий уровень оплаты труда работников библиотек,
неадекватный тяжелым условиям работы и ответственности за сохранность вверенных
им фондов, стимулируя отток квалифицированных кадров, создает «текучесть кадров»,
опасную для сохранности культурных ценностей и сохранения интеллектуального
потенциала страны.
Низкая заработная плата работников культуры, имеющих дело с большими
ценностями, неизбежно создает своеобразную «группу риска», потенциально уязвимую
для подкупа и сговора с целью ограблений библиотек. Большое количество незанятых
ставок и нехватка работников снижает уровень требований к принимаемым на работу
сотрудникам, что дает возможность криминальным элементам проникать
непосредственно в штат библиотек с целью организации хищений из фондов. В
последние годы подобные ситуации возникали в целом ряде библиотек.
7
Проблема: отсутствие единой системы государственного управления
библиотеками на общероссийском уровне, недостаточность статистических
сведений, по состоянию библиотечного дела в целом.
Ведомственная разобщенность российских библиотек в определенной степени
снижает эффективность использования совокупных информационных ресурсов.
Государственное статистическое наблюдение распространяется только на
общедоступные библиотеки, в основном относящиеся к ведению Минкультуры России.
Деятельность библиотек, не имеющих статуса юридического лица, являющихся
структурными подразделениями учреждений, предприятий, организаций, остается вне
статистического анализа. В результате отсутствуют официальные статистические
данные о библиотеках Минобрнауки, Минздравсоцразвития, РАН и других
министерств и ведомств.
Развитие библиотечного дела в Российской Федерации должно быть направлено
на преодоление указанных недостатков и интенсивное инновационное развитие,
осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с
намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями.
II. Стратегические цели, принципы и задачи развития библиотечного дела
в Российской Федерации
Приоритетными стратегическими целями должны стать: создание системы
информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей
конституционные права граждан на свободный доступ к информации, приобщение к
ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным
знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в
библиотеках.
Библиотеки России, выполняющие важнейшие социальные и коммуникативные
функции в качестве одного из базовых элементов культурной, образовательной и
информационной инфраструктуры страны гарантируют достойный вклад в
экономическое развитие страны, при этом цели и задачи развития библиотечного дела в
условиях реформирования социально-экономической сферы России должны быть
адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
В основу стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации
положены апробированные отечественной практикой и соответствующие
международным следующие принципы:
Принцип соответствия социокультурным процессам нацелен на реформирование
и модернизацию библиотечного дела вместе с социально-политическим,
экономическим и иным реформированием страны.
Принцип социальной ориентированности, способствующий нацеленности
библиотечного дела на решение социально значимых проблем.
Принцип инновационного подхода является основополагающим в поддержке и
развитии библиотечного дела, его использование предполагает ориентацию на
инновационные решения по всем направлениям концепции.
Принцип межведомственного подхода предполагает преодоление
узкопрофессиональных интересов и учет задач общегосударственного масштаба.
Принцип разнообразия нацеливает на сохранение особенностей и специфики
организации библиотечного дела в рамках ведомств, административных уровней, с
учетом местных особенностей и инициатив в рамках общих принципов и подходов
организации и функционирования системы.
8
Принцип системности позволяет ориентироваться на современную
сложившуюся систему библиотечного дела с элементами устойчивости и саморазвития,
обеспечивает рассмотрение библиотечных проблем во взаимосвязи и
взаимодополняемости, обеспечивает преемственность работ по развитию
библиотечного дела.
Принцип научной обоснованности опирается на анализ и объективную оценку
ситуации.
Принцип ответственности и учета рисков, связан с принятием решений,
касающихся развития библиотечного дела для национальной безопасности..
Принцип открытости процессов разработки и принятия решений по всем
направлениям развития библиотечного дела и обеспечения доступности этой
информации.
Принцип прогрессивности и оптимальности в принятии решений о выборе
приоритетов в области развития библиотечного дела.
Для достижения стратегических целей по эффективному развитию
библиотечного дела в Российской Федерации жизненно важно решить следующие
задачи:
• Ускорение реформирования библиотечного дела в русле современных
общемировых тенденций;
• совершенствование нормативной правовой базы библиотечной деятельности
с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно–
библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом
современных требований и корреляций с общегражданским
законодательством и правовой сферой смежных отраслей;
• развитие материально-технической базы библиотек, включая строительство
новых зданий и помещений и реконструкцию имеющихся, обеспечение их
современным оборудованием.
• внедрение новейших технологий, в том числе информационно–
коммуникационных, развитие корпоративных систем;
• обеспечение безопасности библиотек и сохранности библиотечных фондов
как части отечественного и мирового культурного наследия;
• формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к
чтению, русскому языку, отечественной истории и культуре;
• обеспечение библиотек квалифицированным персоналом.
III. Направления развития библиотечного дела
в Российской Федерации до 2015 года
Направления развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г.
соответствуют поставленным целям и задачам и включают в себя:
Приведение в соответствие законодательной базы задачам развития
библиотечного обслуживания населения.
В целях совершенствования законодательных основ развития библиотечного
дела необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство
Российской Федерации.
• В федеральные законы «О библиотечном деле» (от 29.12.1994 № 78-ФЗ, с
изменениями; «Об обязательном экземпляре документов» (от 29.12.1994 №
77-ФЗ с изменениями). Законы нуждаются в приведении содержащихся в них
правовых норм в соответствие с положениями российского гражданского
законодательства, повсеместным внедрением новых информационных
9
технологий. Необходимо включить новые понятия, а также определения
библиотек различных организационно-правовых форм, видов собственности
и типов.
• В частности, ФЗ «О библиотечном деле» привести в соответствие с 149-ФЗ
от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации». В частности, включить определения терминов
«информационные технологии», «информационно-телекоммуникационная
сеть» и другие.
• В Четвертую часть Гражданского кодекса, посвященную регулированию
интеллектуальной собственности, и в наибольшей степени затрагивающую
интересы библиотек внести изменения в части, касающейся применения
авторского права в библиотеках при копировании текстов.
• В нормативные документы, регулирующие применение Федерального закона
от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд». Необходимо исключить понятие «книга» из перечня одноименных
товаров. Либо признать одноименным товаром книги одного выпуска
(тиража).
• В Налоговый кодекс РФ в части возмещения налога на добавленную
стоимость издательской продукции, предназначенной для библиотек и
систематизации льгот, в том числе налоговых, для библиотек и издательств,
работающих с библиотеками.
Требуется также отмена таможенных пошлин на книги, ввозимые для нужд
библиотек из стран СНГ, других зарубежных стран.
Увеличение темпов информатизации российских библиотек. Развитие
деятельности по предоставлению электронных ресурсов пользователям.
Для обеспечения доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам,
хранящимся в библиотеках России и зарубежных стран, необходимо существенно
увеличить темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотек, в том числе
муниципальных, в сети Интернет, работы по переподготовке персонала библиотеки и
обучению пользователей библиотек работе с информационными ресурсами библиотек.
Необходимо также обеспечение систематического обновления парка компьютеров и
программных продуктов.
Информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения
населения современными библиотечными услугами. Необходимо развивать
деятельность библиотек по созданию собственных электронных ресурсов, включая
полнотекстовые; созданию электронных каталогов, в том числе сводных; развитию
русскоязычного и на языках народов России сегмента Интернет (за счет качественных
электронных ресурсов, собираемых и создаваемых в библиотеках).
Необходимо вести работы на кооперированной основе, учитывая необходимость
интеграции информационных ресурсов, гармонизации национальных и международных
стандартов в области библиотечного дела. Это обеспечит координацию работ по
дальнейшему переводу библиотечных фондов и каталогов в электронную форму.
Ускорение темпов компьютеризации библиотек обеспечит доступ населения к
информационным ресурсам создаваемой Президентской библиотеки имени
Б.Н.Ельцина и будет содействовать формированию региональной составляющей этого
ресурса.
Необходимо продолжить начатые в 1992 году работы по формированию
Общероссийской библиотечно-информационной компьютерной сети ЛИБНЕТ по
следующим направлениям:
10
• Развитие национальных библиотечных электронных ресурсов: Сводного
электронного каталога библиотек России как национальной системы
корпоративной каталогизации на основе системы форматов RUSMARC;
национальной системы авторитетных/нормативных файлов; Национальной
электронной библиотеки; Сводного электронного каталога периодики
библиотек России; ретроспективной национальной библиографии;
библиотечных порталов и сайтов.
• Развитие системы национальных форматов RUSMARC, стандартов и правил
в области машиночитаемой каталогизации и качества библиотечных
ресурсов, национальных авторитетных/нормативных файлов.
• Разработка методики создания универсальных средств поиска в веб-среде.
• Развитие корпоративных технологий создания и использования электронных
библиотечных ресурсов; веб-технологий интеграции библиотечных ресурсов
на национальном и международном уровнях; телекоммуникационных, в т.ч.
спутниковых технологий в библиотеках, библиотечной сети виртуальных
справочных служб.
• Обеспечение информационной безопасности электронных библиотечных
ресурсов: создание национальной системы страхования электронных
библиотечных ресурсов; системы сохранности электронных документов,
хранящихся в библиотеках
• Комплексная автоматизация интегрированных библиотечных сетей на
национальном и региональном уровнях.
Пополнение фондов библиотек.
Необходимо обеспечить регулярное поступление в библиотеки новой
литературы на различных видах носителей, увеличив в среднем вдвое количество
средств, выделяемых на комплектование. Стимулирующее воздействие должны оказать
федеральные субсидии на пополнение фондов библиотек муниципальных образований.
Это обеспечит минимальные социальные гарантии населению на доступ к информации.
Для муниципальных библиотек принципиально важно постоянно обновлять
фонды, что позволит иметь оптимальные по объемам актуальные собрания, доступные
населению и отвечающие его разносторонним потребностям.
Необходимо обеспечить создание системы информирования библиотек о
книжном рынке.
При комплектовании важно обеспечить скоординированные действия
библиотек, обслуживающих одни и те же категории пользователей; в том числе
школьные и муниципальные.
Сохранение библиотечных фондов.
В целях обеспечения сохранности и безопасности библиотек и библиотечных
фондов необходимо дальнейшая реализация Национальной программы сохранения
библиотечных фондов Российской Федерации по всем ее направлениям:
• Консервация библиотечных фондов: развитие федерального и региональных
центров консервации; мониторинг состояния фондов и условий их хранения
в библиотеках России, обеспечение нормативных режимов хранения,
разработка и развитие методов массовой консервации документов, внедрение
в процессы консервации новейших технологий, планирование и обеспечение
действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
• Создание и развитие Российского страхового фонда документов библиотек
как части Единого российского страхового фонда документации, развитие
11
Российского регистра страховых микрофильмов, его интеграция в
европейский регистр микроформ.
• Учет и государственная регистрация книжных памятников Российской
Федерации: совершенствование научных и нормативно-правовых основ
работы с книжными памятниками; развитие Общероссийского свода
книжных памятников (ОСКП) как единого распределенного банка данных о
книжных памятниках Российской Федерации всех уровней; разработка и
внедрение системы государственной регистрации книжных памятников,
формирование сети региональных центров по работе с книжными
памятниками.
• Обеспечение безопасности библиотек и библиотечных фондов: развитие
системы нормативно-правовых и методических документов,
регламентирующих технологии безопасности библиотек и библиотечных
фондов; создание региональных программ безопасности библиотек;
обеспечение федеральных, региональных и муниципальных библиотек
современными системами безопасности, внедрение современных средств
противопожарной защиты, проведение профилактических противопожарных
мероприятий.
• Сохранение библиотечных фондов в процессе использования: разработка и
внедрение современных технических средств, обеспечивающих сохранность
документов при их выдаче, копировании и экспонировании; обеспечение
контроля качества выпускаемых для библиотек оборудования и материалов и
их соответствия требованиям сохранности документов.
• Развитие системы учета библиотечных фондов: совершенствование учета
всех видов документов, находящихся в фондах библиотек, создание единой
системы учета документов библиотек; внедрение новых технологий,
обеспечивающих интеграцию обработки учетной информации,
автоматизированную обработку, создание системы учетно-статистических
показателей, фиксируемых и формируемых в АИБС.
• Создание и развитие современной материально-технической базы для
обеспечения сохранения библиотечных фондов.
Развитие материально-технической базы библиотек.
Необходимо в максимально краткие сроки провести ремонт и реконструкцию
зданий и помещений библиотек, находящихся в аварийном состоянии и требующих
капитального ремонта. Федеральные и региональные библиотеки должны быть
обеспечены площадями, соответствующими объему их фондов и нормативам хранения
документов, количеству пользователей, государственным и социокультурным задачам
и функциям библиотек.
В библиотеках, находящихся в ведении Роскультуры необходимо завершить
строительство Российской национальной библиотеки; обеспечить реконструкцию
Российской государственной библиотеки и строительство ее нового корпуса;
обеспечить автономное функционирование Государственной общественно-
политической библиотеки; реконструировать и обеспечить площадями
Государственную публичную историческую библиотеку; обеспечить жизненно
необходимыми площадями Российскую государственную библиотеку по искусству.
Аналогичные работы необходимо выполнить в библиотеках других систем и ведомств.
Необходимо обеспечить библиотеки современным оборудованием для хранения
и использования фондов, каталогов, осуществления их функций, а также безопасного и
комфортного пребывания пользователей.
12
Устранение неравномерности развития библиотек различных регионов.
В целях преодоления информационного и социокультурного неравенства,
грозящего катастрофическими последствиями для социально-экономической,
политической и культурной сфер, необходимо за счет субсидий из федерального
бюджета выровнять положение с ежегодным пополнением фондов муниципальных
библиотек и довести его во всех субъектах Российской Федерации до стандарта,
рекомендованного Международной федерацией библиотечных ассоциаций (250 книг на
1000 жителей).
За счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов
необходимо обеспечить библиотеки всех регионов компьютерной техникой,
оргтехникой и выходом в Интернет.
Повышение уровня оплаты труда библиотечных работников, обеспечение
библиотек квалифицированным персоналом.
Обеспечение уровня оплаты труда в библиотечной сфере, гарантирующего
нормальное развитие отрасли, при котором бюджетная часть заработной платы должна
быть не меньше стоимости потребительской корзины в регионе, а заработная плата в
целом – не ниже уровня средней заработной платы в регионе.
Пересмотреть тарифно-квалификационные характеристики работников
библиотек, расширив номенклатуру должностей библиотечных учреждений в
соответствии с современными потребностями отрасли на основе Единого
Всероссийского классификатора должностей.
Обеспечить развитие системы непрерывного библиотечно-информационного
образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний,
умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их
квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации
библиотечного дела.
Предусмотреть систему мер для привлечения в профессию молодых
специалистов и закрепления их в библиотеках.
Формирование единой системы государственного управления
библиотеками на общероссийском уровне.
В целях развития организационно-функциональной структуры библиотечного
дела необходимо:
• создание межведомственного координационного библиотечного совета,
включающего в себя представителей федеральных органов исполнительной
власти, библиотек различных ведомств и уровней, общественных
объединений, пользователей библиотек;
• проведение всероссийской переписи библиотек;
• развитие и укрепление партнёрства библиотек с музеями, архивами,
образовательными и научными учреждениями;
• обеспечение финансирования деятельности библиотек в соответствии с их
функциями и объемами выполняемых работ.
IV. Реализация Концепции
Реализация Концепции осуществляется в три этапа.
Первый этап предусматривает доработку и утверждение Концепции развития
библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года; разработку и внесение в
13
установленном порядке предложений по внесению изменений и дополнений в ФЦП
«Культура России (2006-2010 гг.)», утвержденную Постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740, в части развития библиотечного
дела.
В настоящее время в рамках Программы реализуются проекты по сохранению
библиотечных фондов, работе с книжными памятниками, созданию страхового фонда
документов библиотек, Национальной электронной библиотеки, Сводного каталога
библиотек России, модельных сельских библиотек.
Корректировка предполагает увеличение финансирования имеющихся проектов
и внесение новых проектов в Перечень мероприятий программы в соответствии с
данной Концепцией. При этом не изменяется конечная цель ФЦП.
Второй этап предусматривает реализацию ФЦП «Культура России (2006-2010
гг.)» с учетом внесенных изменений; подготовку Программы развития библиотечного
дела в Российской Федерации (2011- 2015 гг.) и внесение ее в установленном порядке
на утверждение в Правительство Российской Федерации. Программа создается в
соответствии с настоящей Концепцией. Внести дополнительно в перечень
госзаказчиков программы Россвязь.
Вариант второго этапа. Реализация ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)» с
учетом внесенных изменений; подготовка подпрограммы развития библиотечного дела
в Российской Федерации в структуре ФЦП «Культура России (2011- 2015 гг.)»
Подпрограмма создается в соответствии с настоящей Концепцией. Госзаказчики по
данной подпрограмме – Роскультура и Россвязь.
Третий этап предусматривает реализацию Программы развития библиотечного
дела в Российской Федерации (2011- 2015 гг.).
Реализация Концепции должна осуществляться федеральными, региональными
и муниципальными органами исполнительной власти за счет средств федерального,
регионального и муниципального бюджетов и соответствовать задачам социально-
экономического развития страны.
V. Риски
Риски, к которым приведет отказ от реализации Программы развития
библиотечного дела в Российской Федерации (2011- 2015 гг.).
• Невозвратная утрата культурного наследия (книжных памятников).
• Необратимый цифровой разрыв с мировым сообществом, в первую очередь,
в области науки.
• Снижение уровня образования.
• Усиление люмпенизации и криминализации населения.
• Разрушение системы библиотечно-информационного обслуживания при
сохранении единичных библиотек в стране.
Риски при реализации Программы.
• Стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и
организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять
свою миссию в новых социально-экономических условиях.
• Нехватка компетентных кадров, способных провести программы
преобразования на местах.
• Длительная запущенность отрасли потребует очень существенных вложений,
в т.ч. капитальных, которые могут показаться финансирующим органам
чрезмерными.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы