Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Документы
Состояние и проблемы развития детских и юношеских библиотек Центрального Федерального округа (Аналитическая справка и статистические данные)
Дети и молодежь во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эти значительные группы населения имеют ярко выраженные специфические особенности, связанные с их половозрастным, психологическим и социаль-ным развитием. Основным принципом социокультурной политики в отношении подрастаю-щего поколения, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимальный учет этих особенностей и дифференциация мер, способствующих социальной адаптации детей и юношества в общество.

Бюджетные организации – головная боль многих руководителей органов исполни-тельной власти. Чаще всего говорят о положении дел в образовании и здравоохранении, ред-ко – об учреждениях культуры, особенно библиотеках. Существует даже миф о том, что биб-лиотеки почти прекратили свое существование, что они никому не нужны в век компьютер-ных технологий. Однако это не так. За 13 лет, прошедшие после перестройки, библиотеки не только не утратили своих читателей, но значительно приумножили их количество. Удорожа-ние книг, периодики, недоступность большинству населения небольших городов, поселков и особенно сел пользования театрами, музеями, другими учреждениями культуры, коммерциа-лизация большинства учреждений культуры, реформа образования, необходимость переква-лификации, – все это и многое другое привели к востребованности библиотек в обществе.

Особенно нуждаются в библиотеках одна из самых незащищенных категорий населе-ния – дети и юношество. Большинство семей из-за недостатка средств не могут приобретать книги, подписываться на журналы. В то же время усложнились программы обучения в шко-лах. Практически каждый педагог по своей дисциплине требует знания не только учебника, но и дополнительной литературы, которой нет в учебных библиотеках. Закрытие детских и подростковых клубов по месту жительства и других учреждений, занимающихся организа-цией досуга детей, привели к тому, что библиотека остается единственным местом, где дети и подростки бесплатно могут не только получить необходимую информацию, документ, но и с пользой провести свой досуг. Есть проблемы и с организацией досуга юношества. Кроме того, эти группы населения крайне нуждаются в общении между собой и доброжелательно настроенными, компетентными взрослыми. Детская и юношеская библиотеки позволяет сде-лать это общение интересным и важным для развития полноценной личности.

Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени от-личаются от обслуживания взрослых. Именно поэтому дети и юношество имеют право на специализированное библиотечное обслуживание, что и закреплено Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» (Ст.8). Развитие душевной жизни ребенка, его личности требует особого внимания специализированных учреждений, в том числе и культуры. Детям и моло-дежи нужен особый подход. Интеллектуальная и эмоциональная сфера детей только склады-ваются, потребности еще не сформированы. Именно в этом коренное отличие детских биб-лиотек от взрослых. Главная задача детских библиотек – создание для детей благопри-ятной среды развития, формирования потребности в чтении, информационных потреб-ностей, организация осмысленного, духовно наполненного досуга.

В свою очередь юношеские библиотеки направляют усилия на содействие молодежи в раскрытии интеллектуальных, нравственных, духовных черт, на формирование полноценной личности третьего тысячелетия.

Просветительская функция юношеских библиотек касается буквально всех аспектов жизни молодого читателя, предоставляя ему нужную информацию в сфере мировоззрения, права, морали, здорового образа жизни, отношений с миром и природой, культуры, общения, искусства, досуга и т.п. Применительно к молодежной аудитории она несет и воспитатель-ную нагрузку. Это обусловлено социальной незрелостью юношества, неблагоприятными возможностями для его самоопределения в российском обществе, неустоявшимися личными интересами. Свою миссию библиотека осуществляет, опираясь на знание специфики юноше-ского возраста: психологической гибкости, мобильности молодых, изменение уровня соци-альной адаптации, личностных черт, влияние юношеской субкультуры, необходимость вы-бора профессии и многое другое.

Наиболее успешной деятельность библиотек становится возможной при сотрудниче-стве с другими заинтересованными организациями. Однако при этом библиотека располагает особым инструментарием: она стимулирует развитие чтения как фактора, пробуждающего личностный потенциал. Детство и юность - чрезвычайно важные этапы развития индивида. Для подростков и юношества особенно важно не только получение информации, причем на самом высоком современном технологическом уровне, но профориентация, определение пу-тей в жизни, знание своих прав и обязанностей. Все это дает юношеская библиотека в форме, отвечающей психологическим особенностям этой категории пользователей. Главная задача юношеских библиотек – создание комфортной среды для самоопределения, профориен-тации и получения информации в помощь развитию самых разных созидательных по-требностей.

Для эффективного решения этих задач детским и юношеским библиотекам нужны со-ответствующие ресурсы. Дети и молодежь «мстят» за экономию на них. Недаром кто-то из знаменитых людей сказал: «Сегодня сэкономим на библиотеках, завтра будем тратить на со-держание тюрем». Проблема ресурсов важна, но еще более необходима для детских и юно-шеских библиотек поддержка со стороны органов управления властью и понимание с их стороны уникальности существования таких учреждений, которые способствуют ре-шению сразу нескольких задач воспитания и образования подрастающего поколения.

В 2002 году проблемы чтения и библиотечного обслуживания детей стали предметом обсуждения на самом высоком уровне: на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (март), совместной коллегии министерств по делам печати, культуры и обра-зования (июнь), парламентских слушаний Совета Федерации РФ (29 ноября 2002 г. № 3 10-29/1145).

СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В ЦФО

В соответствии с Федеральным и региональными законами «О библиотечном деле» дети до 15-ти лет и юношество (от 15 до 24 лет) имеют право пользоваться всеми публичны-ми библиотеками (11503 ед.), библиотеками общеобразовательных школ и других учебных заведений. Кроме того, дети и юношество в соответствии со ст. 8 «Права особых групп поль-зователей» Федерального закона и соответствующих статей региональных законов «О биб-лиотечном деле» имеют право пользоваться специализированными детскими и юношескими библиотеками, организация которых отвечает возрастным и психологическим особенностям этих категорий населения. В ЦФО это право гарантируют 878 детских библиотек, и 11 обла-стных юношеских библиотек.

Среди детских и юношеских библиотек ЦФО:
• Две библиотеки федерального подчинения – Российская государственная дет-ская (далее – РГДБ) и Российская государственная юношеская (далее – РГЮБ) библиотеки. Учредитель – Министерство культуры РФ;
• 18 центральных детских и 11 центральных юношеских библиотек регионов ЦФО – субъектов РФ, включая Центральную городскую библиотеку им. А.П. Гайдара и Центральную городскую юношескую библиотеку им. М.А. Светлова (г. Москва). Учредите-ли – Администрации областей ЦФО и мэрия г. Москвы;
• 859 муниципальных детских библиотек. Из них 62 детские библиотеки объе-динены в систему специализированных детских библиотек в пяти городах ЦФО (Брянск, Иваново, Курск, Рязань, Ярославль). Эти библиотеки имеют статус самостоятельных биб-лиотечных систем, подчиняясь непосредственно органам управления культурой администра-ции городов. Остальные 797 детских библиотек являются структурными подразделениями (филиалами) библиотечных систем публичных библиотек своих городов и поселков, то есть они не самостоятельны, а целиком подчинены руководству централизованных библиотечных систем (ЦБС), обслуживающих как взрослое, так и детское население.

В муниципальных библиотеках ЦФО специализированных юношеских биб-лиотек нет, хотя в ряде регионов имеются юношеские структурные подразделения (абоне-менты, читальные залы)

Центральные детские и юношеские библиотеки

РГДБ, РГЮБ и областные детские и юношеские библиотеки регионов ЦФО созданы и функционируют как научно-исследовательские и научно-методические центры библиотечно-го обслуживания детей и юношества, детской литературы, детского и юношеского чтения. В соответствии с Федеральным и региональными законами о библиотечном деле их главные задачи:
1. Научное и методическое обеспечение библиотечного обслуживания детей и юношества в стране (РГДБ и РГЮБ) и регионах (областные детские и юношеские библиоте-ки – далее ОДБ и ОЮБ).

Проведение исследований в области детского и юношеского чтения, анализ и реко-мендации в области литературы для детей и молодежи. Без объективного знания картины чтения, современного состояния детской литературы невозможно эффективное развитие об-разования, книгоиздания, библиотечного обслуживания.

Проведение мониторинга детского и юношеского чтения и библиотечного обслужи-вания и подготовка на этой основе проектов документов для принятия управленческих ре-шений на всех уровнях.

Методическое обеспечение библиотекарей, работающих с детьми и юношеством, включает в себя разработку различных моделей, концепций и программ развития библиотек; методических рекомендаций по организации и содержательному обеспечению их деятельно-сти, организацию повышения квалификации и профессиональных консультаций. Все это должны обеспечивать центральные детские и юношеские библиотеки.

2. Центральные детские и юношеские библиотеки являются самыми крупными хранилищами документов для детей и подростков. Это очень важная функция – сохранение документов для последующих поколений и предоставления их современным детям и моло-дежи.

3. Центральные детские и юношеские библиотеки являются информационно-библиографическими центрами для библиотек, работающих с этими категориями населения. Они отслеживают поток современной литературы, составляют рекомендательные списки ли-тературы на традиционных и нетрадиционных носителях информации и направляют их в ре-гионы.


4. Центральные детские и юношеские библиотеки отвечают за создание единого информационного пространства в России и регионах. Процесс информатизации требует ре-шения многих специфических для этих библиотек проблем и разработки программ информа-тизации.

5. Центральные детские и юношеские библиотеки сами осуществляют библио-течно-информационное обслуживание детей, молодежи и тех категорий граждан, которые профессионально связаны с воспитанием и образованием, с проблемами чтения и детской литературы. Кроме того, центральные детские и юношеские библиотеки активно работают с семьями, родителями, педагогами, общественными организациями, с органами исполнитель-ной власти. Непосредственно работая с фондами документов и обслуживая читателей, цен-тральные детские и юношеские библиотеки апробируют новые формы и методы обслужива-ния. Без живой практики невозможна действенная методическая помощь библиотекам, об-служивающим подрастающее поколение.


Центральные детские и юношеские библиотеки проводят крупные акции по привле-чению к чтению и в библиотеки детей, юношество, родителей, успешно работают в помощь патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, много делают по информационному обеспечению профилактики правонарушений, наркомании, пьянства и других вредных привычек, процветающих, к сожалению, уже и в детской среде. В последние годы на базе ОДБ и ОЮБ функционируют Центры правового воспитания и обра-зования детей и родителей. Особенно усилилась в настоящее время краеведческая деятель-ность этих библиотек, что очень важно для воспитания любви к родине. Много делают они для обеспечения образовательных потребностей школьников и студентов колледжей, техни-кумов и первых курсов высших учебных заведений. В центральных детских и юношеских библиотеках созданы психологические службы, оказывающие помощь и в самоопределении, и в профориентации, и в преодолении проблем обучения, и, конечно, в выборе чтения. Эти библиотеки вносят свой вклад в развитие психологии и социологии чтения. Проводимые библиотеками социологические и библиотековедческие исследования, богатый опыт органи-зации работы с детьми и юношеством транслируется затем в городские, поселковые и сель-ские библиотеки. Именно в этом предназначение и основная функция центральных детских и юношеских библиотек.

Исходя из вышеизложенного, основными показателями оценки их деятельности должны быть объемы их научной и методической деятельности: количество и качество про-веденных исследований, издательская деятельность, мероприятия по организации повыше-ния квалификации, командировки, количество консультаций и т.п. Именно эти показатели характеризуют деятельность библиотек, финансируемых из областного бюджета, хотя об-служивают библиотеки в основном городских детей и юношество, то есть выполняют функ-ции городских библиотек. Однако в официальной статистике по учреждениям культуры фи-гурируют только показатели количества фонда документов, читателей, книговыдачи и посе-щений. Именно по этим показателям и финансируется та или иная библиотека.

Несмотря на то, что Министерство культуры РФ еще в 1996 году отнесло к компетен-ции органов управления культурой субъектов Федерации вопросы утверждения Положений об установлении групп по оплате труда руководителей культурно-просветительных учреж-дений и организаций (См.: О показателях по отнесению к группам по оплате труда культур-но-просветительных организаций: Письмо Министерства культуры РФ от 1 апреля 1996 г. № 01-74/16-19), ни в одном регионе ЦФО не были предусмотрены показатели научной и мето-дической работы для центральных библиотек.

Таким образом, основная деятельность центральных детских и юношеских библиотек практически не финансируется. Она выполняется, как правило, за счет платных услуг и иных внебюджетных средств, что значительно снижает объем деятельности и препятствует полно-ценному выполнению их функций. В результате сельские библиотеки, коих большинство в любом регионе, остаются без помощи областных детских и юношеских библиотек, хотя на селе читатели-дети и юноши составляют до 70% пользователей. Сами сельские библиотекари также нуждаются в повышении своей квалификации, поскольку в основном имеют среднее специальное образование. В этом, пожалуй, и состоит основная проблема развития цен-тральных детских и юношеских библиотек регионов, входящих в ЦФО.

Муниципальные детские библиотеки

Основная миссия муниципальных детских библиотек – приобщение детей к чтению, создание библиотечной среды, способствующей развитию личности. Главными показателя-ми деятельности муниципальных детских библиотек, согласно статистике, являются: коли-чество читателей, книговыдач и посещений. Именно эти показатели лежат в основе отнесе-ния библиотек к группам по оплате труда.

Детские библиотеки обслуживают детей от 2-х до 14-ти лет включительно. Надо от-метить, что возраст детей, которых приводят в библиотеку родители, значительно снизился (с 6-ти лет в 80-е годы до 2-х в настоящее время). Это налагает особую ответственность на библиотекарей, работающих с малышами и их родителями: требуются особые знания, уме-ния и навыки, необходимы игрушки, специальный фонд, отдельное помещение, оснащенное особой мебелью и имеющее специфический интерьер. Библиотечное обслуживание подрост-ков также имеет свои особенности и требования к его организации. Все это по мере сил и возможностей стараются делать детские библиотеки ЦФО.

Дети до 15 лет составляют в 17 регионах ЦФО 20,5% от общего количества населения округа, что меньше, чем по России в целом – 24%. Муниципальные детские библиотеки ЦФО составляют всего 7,5% от общего количества публичных библиотек, обслуживают они 32,9% детского населения. Причем по регионам, исключая Москву, процент охвата детского населения более высок: детские библиотеки обслуживают 60,2% наиболее активной части детского населения от 7-ми до 15 лет. Наиболее высокий охват детей библиотечным обслу-живанием отмечается в Смоленской (78%), Ивановской (77%), Тамбовской (75%) и др. об-ластях, наименьший – в Воронежской (44%), Владимирской (45%) и Московской (46%).

В 2002 году муниципальными детскими библиотеками 17 округов ЦФО было обслу-жено 1882, 5 тыс. детей. В их распоряжение было предоставлено 21242,6 тыс. документов (в 2001 г. – 21275,9 тыс. экз.), выдано 43170, 7 тыс. экз. (в 2001 г. – 43327,2 тыс. экз.). В сред-нем каждый читатель посетил библиотеку 9 раз в год (по России средний показатель посе-щаемости – 7,5 раза). Наиболее высокая посещаемость в детских библиотеках Орловской (11,5), Липецкой (11,0), Курской, Рязанской и Смоленской областях (по 10,2 раза). Приве-денные цифры охвата детского населения и пользования библиотечными фондами и услуга-ми свидетельствуют о высокой востребованности детских библиотек в обществе.

Детские библиотеки не только выполняют свои основные функции - приобщения де-тей к чтению, к информационной культуре, способствуя специфическими методами и фор-мами развитию личности ребенка, но и зачастую выполняют функции образовательного, клубного и т.д. учреждений, функцию организации не только досуга, но и общения детей, в большинстве своем остающихся без внимания взрослых.

Тем не менее говорить о качественном приобщении детей к информации, книжной культуре достаточно сложно, т.к. государственными минимальными социальными стандар-тами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и культурной достаточной среды раз-вития детства в качестве своих задач.

Развитой системы специализированных юношеских библиотек в ЦФО нет, однако ос-новную массу пользователей муниципальных библиотек составляет именно юношество и молодежь. Поэтому библиотекари, работающие с этой категорией населения, особенно нуж-даются в продуманной и обеспеченной методическими материалами системе обслуживания и организации досуга и общения на базе библиотек, что и должны разрабатывать областные юношеские библиотеки и РГЮБ как научно-методические и исследовательские центры по работе с юношеством.


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК ЦФО

В развитии детских и юношеских библиотек и всего библиотечного обслуживания этих категорий населения есть немало проблем. Основные проблемы:

• отсутствие правовой защиты детских и юношеских библиотек и недопонимание их роли в обществе;
• несоответствие между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением библиотек;
• недостаточная координация и кооперация ресурсов детских и юношеских биб-лиотек, других учреждений культуры и образования.

Правовое и социальное положение детских и юношеских библиотек ЦФО

Практически во всех регионах ЦФО имеются региональные законы «О библиотечном деле», в которых присутствует статья о праве подрастающего поколения на специализиро-ванное обслуживание в детских и юношеских библиотеках. Однако эта статья в данных за-конах носит декларативный характер. Нет механизмов развития и защиты детских и юноше-ских библиотек как гарантов свободного и бесплатного приобщения подрастающего поколе-ния к достижениям отечественной и зарубежной культуры и образования. Что должно быть сделано? Прежде всего, четко оговорено, что дети и юношество имеют право на «свою» тер-риторию, на полноценное комплектование фондов библиотек, на пользование в комфортных для них условиях всеми техническими достижениями и информационными технологиями. Такие статьи содержания детских и юношеских библиотек, как приобретение материалов на разных носителях в их фонды, оборудования должны быть отнесены к защищенным строкам бюджетов всех уровней и достаточно прозрачны как в самостоятельных библиотеках, так и входящих в другие образования (ЦБС). В настоящее время в самостоятельных детских и юношеских библиотеках все средства, получаемые из бюджета или из других источников, идут только на нужды этих категорий. Детские же библиотеки–филиалы, входящие в цен-трализованные библиотечные системы, зачастую не только не знают, на какие средства рас-считывать, но и получают их в самую последнюю очередь. Детские и юношеские библиотеки должны быть защищены от волюнтаристских решений об их ликвидации, объединении, ре-организации. Некоторые руководители органов управления культурой и библиотек, обслу-живающих взрослых, принимают решения о слиянии детских, юношеских и взрослых биб-лиотек, тем самым лишая детей и молодежь их территории и особого отношения со стороны библиотекарей, знающих психологические особенности этих категорий населения. Так, на-пример, произошло в г. Липецке, где только вмешательство общественности, родителей, учителей, депутатов Законодательного собрания предотвратило ущемление прав детей и дет-ских библиотек на существование.

Надо отметить, что во многих регионах России сейчас предпринимаются попытки выработать механизм защиты детских библиотек и детства на получение информации и при-общение к чтению в комфортных условиях. Так, в Белгородской области принят ряд доку-ментов в защиту детства, в которых фигурируют детские библиотеки. Более того, Админист-рацией области инициировано рассмотрение в областной Думе регионального закона «О го-сударственной поддержке библиотечного обслуживания детей в Белгородской области». Од-нако на этапе финансовой экспертизы проекта этого закона из него были изъяты все статьи, гарантирующие ресурсное обеспечение библиотек, обслуживающих детей.

Федеральные целевые программы «Дети России», «Молодежь России», «Информация для всех», «Электронная Россия» так же, как и Федеральная целевая программа «Сохранение культуры России» (2000-2005 гг.) не содержат разделов, способствующих развитию библио-течного обслуживания подрастающего поколения.

Для детских и юношеских библиотек крайне важно официальное признание их дея-тельности со стороны властей и общества. Если губернатор, члены его команды, депутаты законодательных органов рассматривают библиотеки как равноправных партнеров, помощ-ников в их работе с населением, тогда и библиотеки развиваются в соответствии с требова-ниями современного общества. В качестве примера можно привести Мурманскую область. И губернатор, и мэр города, и члены правительства многократно не только приходили в обла-стную библиотеку для детей и юношества, участвуя в важнейших для региона акциях, но и Законодательное собрание постоянно обращается к руководителям библиотеки при подго-товке различных законопроектов, связанных с жизнью детей и молодежи. Именно поэтому только в Мурманской области в законе о защите прав детей библиотеки включены в текст как гаранты информационного, образовательного и культурного развития подрастающего поколения. Ни одна важная акция в области и городе не проходит без участия библиотек. В каждом регионе России от библиотек всегда требуют очень многого, но не всегда они полу-чают моральную поддержку, которая, как это принято в России, влечет за собой и все ос-тальное: финансирование, защиту и включение детских и юношеских библиотек во все обла-стные программы развития.

Ресурсное обеспечение детских и юношеских библиотек ЦФО

(Здесь и далее анализируются цифры только по 17 регионам ЦФО без Москвы, которая об-ладает достаточно мощным информационным потенциалом, который не может быть сопос-тавим с показателями других областей.)

К ресурсам библиотеки относятся: фонды документов, информатизация, материальная база (помещения, оборудование, связь, транспорт) финансирование и кадры.

Фонды детских и юношеских библиотек

Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов. Причем, наряду с печатными изданиями, все большим спросом пользуются аудио и видеоматериалы, CDR и другая электронная продукция. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам читателей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребованность. Потребности детей только формируются, поэтому они больше всего нуждаются в новой литературе, причем эс-тетически оформленной. Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны ма-териалы здесь и сейчас. Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом. Отсюда главное требование к фонду детской библиотеки – достаточность, современность и эстетика документов, предназначен-ных детям. Каково же положение с комплектованием фондов детских библиотек ЦФО?

Суммарный библиотечный фонд всех детских библиотек ЦФО – 23816,7 тыс. экз., что составляет всего 13,5% от совокупного фонда всех библиотек Министерства культуры в ок-руге. Это более чем вдвое ниже международного стандарта (30%).

Огромную тревогу вызывает тенденция к сокращению процента обновления книжных фондов детских библиотек. Согласно международным нормам, в фонды ежегодно должно вливаться не менее 5% новых изданий. Приток новых поступлений в областных детских библиотеках в ЦФО в среднем едва достигает 3%, при этом у четверти библиотек этого ранга он колеблется от 0,2 до 0,9% от общего объема фондов. В муниципальных библиотеках от-дельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских же библиоте-ках, обслуживающих детей, наивысшая его планка составляет 0,1%. Оставляет желать луч-шего и качество новых поступлений. По данным Российской книжной палаты, в 2002 году в России для детей и подростков было выпущено в свет 4185 названий общим тиражом 73751,5 тыс. экз. Причем это именно количество названий детской литературы, без учета учебной, научно-популярной и справочной литературы, имеющей более широкий адрес, ко-торую также приобретают областные детские библиотеки.

Наименьшее количество новых названий в Воронежской (694 назв.), Костромской (615 назв.), Курской (721 назв.) областных детских библиотеках, в то время как в других об-ластных детских библиотеках количество новых поступлений колеблется от 1146 назв. (Ка-лужская ОДБ) до 3613 назв. (Ивановская ОДЮБ). К минимальному уровню для необходимо-го обновления фондов приблизилась только Ярославская областная детская библиотека из 17 детских библиотек-субъектов РФ.

Если сравнивать количество поступившей новой литературы в муниципальные дет-ские библиотеки областей с количеством, необходимым для ежегодного обновления фонда, то оптимальное количество ежегодных поступлений, которые составляют минимальный по-рог обновления фонда, намного превышает того, что получили детские библиотеки (см. Таб-лицы). Особенно незначительны поступления в муниципальные детские библиотеки Кост-ромской (поступило – 13,9 тыс. экз.; оптимальное количество – 42,1 тыс.), Тамбовской (соот-ветственно: 14,9 и 104,7 тыс. экз.), Тульской (20,4 и 101,2 тыс. экз.). Приведем для примера результаты исследования состояния комплектования фондов детских библиотек в Смолен-ской области.

В 2002 году центральные муниципальные детские библиотеки области получили, в среднем, по 579 книг (от 41 до 4133 экз.). Из них:
• менее 50 книг - 7,4%
• от 50 до 100 книг - 3,7%
• от 100 до 500 книг - 51,9%
• от 500 до 1000 книг - 18,5%
• более 1000 книг - 11,1%

На одного читателя приходится меньше, чем 0,1 книги в 22,2% библиотек; от 0,1 до 0,2 имеют 29,6%; от 0,2 до 0,6 - 40,7%.
32% сельских филиала получили 1-2 книги; 3-5 экз. - 16%; 6-10 экз. - 16%; 11-20 экз. - 20%; 21-60 - 8%.
Шансы читателей сельских библиотек на получение новинок текущего года были све-дены к 0,001%. При этом нередки случаи полного отсутствия новых поступлений для детей в сельские библиотеки.

Вышеизложенная ситуация с комплектованием детских библиотек привела к тому, что их фонды крайне изношены. Списанию по ветхости подлежит 40% изданий. До 70 % от-раслевой литературы морально устарела и не отвечает потребностям современных читате-лей. Классические произведения детской литературы, как наиболее читаемые, медленно, но верно исчезают с поля зрения читателей, так как у библиотек нет средств для замены их но-выми изданиями. По данным статистики, подавляющая часть фондов содержит издания 70-80 гг. Согласно исследованию, проведенному РГДБ, в провинциальных детских библиотеках 75% литературы по технике издана до 1990 года, основной массив книг по естественным наукам – до 1980 года. Отсутствие у библиотек достаточного финансирования отрицательно сказывается и на репертуаре услуг, представляемых библиотеками. Большинство изданий поступают в единственном экземпляре (до 80%) и пополняют только читальные залы. Это приводит к тому, что читатель практически не имеет возможности взять необходимую лите-ратуру на дом. Особенно сильно страдают от этого жители отдаленных и сельских районов. Для них эта ситуация выливается в лишение прав на доступ к информации вообще.

Отдельного разговора заслуживает проблема формирования фондов периодическими изданиями. Этот вид документов пользуется у читателей огромным спросом, т.к. позволяет восполнить пробелы фондов «свежей» информацией. Книговыдача периодики во всех биб-лиотеках очень велика (в некоторых достигает 60%), а обращаемость зашкаливает за 30. При этом количество изданий, выписываемых средней муниципальной библиотекой, как правило, не превышает 10 –15 журналов и 5-8 газет. Сельская библиотека в среднем получает 3 жур-нала и 1-2 газеты. Положение усугубляет нерегулярное выделение средств на подписную кампанию и нередкое их запаздывание. Многие библиотеки выписывают издания с переры-вом в полугодие, 1-3 месяца. Так, в Смоленской области в 2002 году 3,7% центральных му-ниципальных детских библиотек имели 1 название газеты, по 2 названия - 14,8%; от 3 до 5 названий - 40,7%; от 6 до 10 названий - 25,9% и только 7,4% получили более 10% названий газет.

В течение последних 15 лет остро стоит проблема комплектования юношеских биб-лиотек. Рост объема фондов на протяжении последних трех лет незначителен и даже наблю-дается его снижение (Белгород – было 149943, стало – 141254 экз., Владимир – было 117523, стало 114166 экз., Кострома – было 110670, стало 104637). Наблюдается старение литерату-ры, моральное и физическое. Годовой объем комплектования выражается в целом в очень скромных цифрах. Так, в Белгороде в 2000 г. было приобретено 9382 экземпляров, а в 2002 – 8206 экз., Курск – в 2000 г. 832 экз., в 2002 г. – 745 экз., Смоленск - в 2000 г. 3386, а в 2002 г. – 3005 экз. Таким образом каждому читателю они могут предложить менее одной книги в год.

Ресурсы юношеских библиотек ЦФО тоже достаточно не равнозначны. В значитель-ной мере это объясняется финансовыми поступлениями, но и не только. В суммарном выра-жении можно говорить о некотором росте денежных средств, но в связи с резким подорожа-нием печатной продукции приобрести на них литературы удается меньше. И целый ряд юношеских библиотек не может представить даже минимального набора периодических из-даний, адресованных молодежи.

Отставание формирования фондов детских и юношеских библиотек от требований се-годняшнего дня приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получе-нием образования, организации культурного досуга, общения, в котором так нуждаются дети и юношество, подрывает авторитет библиотеки и чтения в глазах юного читателя. Некоторые педагоги отрицательно оценивают не только знания учащихся, но и то, что они не смогли найти необходимый текст в библиотеках. Это также не способствует повышению интереса к чтению. Главное же в том, что создаются неравные условия для развития личности и полу-чения ею образования.

Информатизация детских и юношеских библиотек

Важной проблемой остается информатизация детских и юношеских библиотек, без которой невозможно встраивание их в национальное и мировое информационное простран-ство. Модернизация библиотек также требует значительных финансовых вливаний не только на приобретение и содержание техники, но и на создание локальных сетей, вхождение в ЛИБНЕТ и Интернет, обучение кадров. К сожалению, детские и юношеские библиотеки до сих пор не входят в российские федеральные программы Министерства культуры, а на мес-тах информатизация этих библиотек практически не финансируется за счет областных про-грамм, поэтому каждая библиотека решает эти проблемы за счет собственных скудных средств. Если областные детские и юношеские библиотеки за последнее время все-таки ста-ли приобретать технику, то положение в детских муниципальных библиотеках остается ката-строфическим. Так, из 46 библиотек в Белгородской области всего 4 библиотеки имеют 5 компьютеров, в Московской области из 146 библиотек компьютеры есть только в 11. В Во-ронежской области в 59 детских библиотеках всего один компьютер. Такая же картина в Курской (58 библиотек – 1 компьютер) и Тульской (соответственно: 51 и 1) областях. Во Владимирской (32 библиотеки), Орловской (31 библиотека), Тамбовской (42 библиотеки) областях ни одна детская библиотека не имеет компьютеров. Только в 86% муниципальных детских библиотеках имеется телефонная связь, факсимильная связь есть в 3-х библиотеках из 859 (0,3%), электронная почта – в 6-ти (0,7%). Доступ в Интернет имеют 2 муниципаль-ные детские библиотеки.

Отсутствие Интернета во Владимирской, Воронежской, Курской, Тамбовской и Туль-ской областных детских библиотеках регионов также не способствует их встроенности в ин-формационное пространство, удовлетворению запросов современных школьников.

Оснащенность юношеских библиотек компьютерами весьма различна. Но по большей части они лишены и электронной почты, и доступа в Интернет. Так, в 2002 г. Липецкая ОЮБ имела 17 компьютеров, Рязанская – 10, Белгородская – 9. И это самые благополучные пока-затели. В Костроме – 3, Смоленске – 5. Электронную почту имеют только Белгородская, Владимирская, Липецкая и Рязанская ОЮБ.

Проблема приобщения детей и молодежи к чтению в эпоху развивающихся информа-ционных технологий во всем мире остается проблемой № 1. Без них подрастающее поколе-ние большинства небольших библиотек по-прежнему остаются оторванными от общего ин-формационного потенциала страны и не имеют информации, необходимой им для получения полноценного образования и приобщения к достижениям национальной и мировой культу-ры. Областные детские и юношеские библиотеки, наряду с универсальными научными, должны иметь возможности и средства для создания единого информационного пространст-ва, а это значит, что они должны иметь не только сами достаточный парк компьютеров и входить в корпоративные сети библиотек регионов и России, но и помогать библиотекам, работающим с детьми и юношеством, осваивать информационное пространство страны.

Техническое оснащение детских и юношеских библиотек

Техническое оснащение детских библиотек ЦФО крайне скудно. Оборудование, ме-бель изношены в большинстве муниципальных библиотек. В библиотеках практически нет современной теле- и видеоаппаратуры, проекторов, CD-приводов и т.д.

Только 5 ОДБ из 17-ти имеют транспорт, несмотря на большой объем работы по ком-плектованию фондов и оказанию методической помощи библиотекам региона. Транспортом владеют только две муниципальные библиотеки, хотя все библиотеки входят в централизо-ванные библиотечные системы и получают новые материалы из центральной библиотеки, зачастую находящейся далеко от филиала. Отсутствие транспорта, телефонной и иной связи приводит к оторванности муниципальной детской библиотеки от других библиотек, к невоз-можности книгообмена и профессионального общения библиотекарей.

Немногие ОДБ имеют ксероксы, хотя именно ксерокопирование является весьма вос-требованной пользователями услугой, да и доведение до библиотек области методических и иных материалов также требует полиграфической базы.

Необходимо отметить, что положение с техническим оснащением начинает меняться во многих регионах в лучшую сторону.

Площади детских и юношеских библиотек

Среднестатистическая муниципальная детская библиотека имеет 200 кв. м. Для дет-ских библиотек это немного, поскольку санитарные нормы предусматривают не только по-мещения для хранения фондов и обслуживания читателей (которые зависят от количества читателей и единиц размещения), но и должны иметь рекреационные комнаты (комнаты ска-зок, отдыха и общения), помещения для выставок и массовой работы. Количество посадоч-ных мест также невелико: в среднем 21 место в читальном зале. Поскольку, как правило, детская библиотека имеет помещения только для одного читального зала и абонемента, вся массовая работа – вечера, утренники, театральные представления, обзоры литературы и пр. – проходит в читальном зале, что часто мешает пришедшим школьникам заниматься тем, ради чего они и приходят в библиотеку, то есть читать. Радует, однако, что в ЦФО только 5 биб-лиотек из 859 имеют аварийные помещения (по одной библиотеке в Курской, Московской, Смоленской, Тверской и Тульской областях), 68 библиотек требует ремонта (наибольшее ко-личество в Воронежской и Московской областях). 38,2% всех муниципальных библиотек на-ходятся в арендуемых помещениях. Арендная плата, как правило, достаточно высокая, и библиотеки, не имея достаточного бюджетного финансирования, зачастую не могут перио-дически оплачивать ее, что может привести к неприятным последствиям.

Многие регионы на местном уровне приняли решения о снижении арендной платы для учреждений культуры. Видимо, подобная мера должна быть внесена и в законы о биб-лиотечном деле.

Областные детские библиотеки имеют в среднем 860,5 кв. м. площади. Наиболее про-сторны (хотя и недостаточно) Ивановская областная библиотека для детей и юношества (3049,6 кв.м.), Брянская ОДБ (1203,4 кв. м.), Тамбовская ОДБ (1056,7 кв.м.) и Рязанская ОДБ (1092 кв.м.). Остальные библиотеки до средней даже по округу не дотягивают. Наименьшая площадь у Московской (375,8 кв.м.), Тульской (485 кв.м.) и Липецкой ОДБ (450 кв.м.). Если учесть, что региональные детские библиотеки являются крупнейшими хранилищами детской литературы в регионе (средний показатель – 150,7 тыс. экз.), обслуживают большое количе-ство читателей (в среднем 13,9 тыс. чел.), имеют разветвленную структуру, включающую специализированные отделы, психологическую помощь детям, отделы автоматизации, парк компьютеров, научно-методический отдел и т.д., то, конечно, имеющиеся площади не дают возможности полностью проявить потенциал этих центральных библиотек.

В последние годы получили новые помещения Белгородская и Брянская ОДБ, при-строили дополнительные помещения Ивановская и Тверская ОДБ, занимается строительст-вом пристройки Липецкая ОДБ. Капитальный ремонт требуется Воронежской, Калужской, Курской и Рязанской ОДБ. Большинство областных детских библиотек находятся в арендуе-мых помещениях с высокой арендной платой. Так, Смоленская областная детская библиоте-ка арендует помещение у Дворца культуры профсоюзов (393 м2). Арендная плата с 1999 года по 2002 год составляла 40 рублей за 1 кв.м. (Плата за 1 месяц - 18 тыс. рулей) С 2003 года арендная плата значительно увеличилась (84 рубля за 1 кв. м.), в месяц она составляет 38 тыс. рублей. Из-за несвоевременной оплаты аренды началось отключение электроэнергии сроком от 2-3 недель до 3,5 месяца (летом).

Начиная с 2000 года, областные детские библиотеки стали получать финансирование на проведение текущего ремонта, что позволяет более или менее поддерживать состояние зданий.

Вызывают тревогу помещения, которые занимают юношеские библиотеки. Можно говорить об относительном благополучии, Липецкой ОЮБ 1300 кв. м., Рязанской 1200 кв. м. Особенно тяжелое положение сложилось в Курской областной юношеской библиотеке, зда-ние которой безвозмездно передано прокуратуре Курской области, а библиотека переведена в неприспособленное помещение бывшего детского сада, реконструкция которого не осуще-ствляется. Ранее же библиотека была расположена в культурном и общественном центре го-рода, на пересечении транспортных линий, что позволяло обслуживать молодежь всего го-рода. Руководство библиотеки взывает о выделении им нового отдельного здания в центре Курска, приспособленного под юношескую библиотеку. Подобное же положение складыва-ется и с Тульской областной детской библиотекой.

Белгородская ОЮБ размещена на площади в 300 кв. м, что в четыре раза меньше нормативов, при этом основная часть библиотеки располагается в полуподвальном помеще-нии, а часть - в Центре молодежных инициатив, что создает много проблем и усложняет ра-боту с читателями библиотеки. Чуть больше 300 кв. м имеют Тамбовская и Ярославская юношеские библиотеки при достаточно большом количестве читателей и объемов деятель-ности.

Финансирование детских библиотек

Говорить о финансировании детских библиотек очень сложно, поскольку в официаль-ной статистике имеются данные только по областным детским библиотекам и частично по самостоятельным детским централизованным библиотечным системам.

По ЦФО средняя величина финансирования областных детских библиотек составила 2418,8 тыс. По уровню финансирования областные детские библиотеки ЦФО среди 76 дет-ских библиотек России занимали в 2002 году в основном 30-40 места. Только Ивановская областная библиотека для детей и юношества вошла в первую десятку библиотек России (6-е место). Липецкая на 14 месте. Наименьшее финансирование получили Воронежская (1378 тыс. руб. - 66 место в РФ), Владимирская (1346 тыс. руб. – 67 место), Костромская (1674 тыс. руб. – 60 место), Курская (1492 тыс. руб. – 62 место).

Недостаточность финансирования приводит к снижению уровня и объемов деятель-ности областных детских библиотек как методических и информационных центров. В таких библиотеках нет или очень мало современной компьютерной техники, средств связи, транс-порта, не выделяются средства на издательскую деятельность и повышение квалификации. Даже директора этих библиотек лишены возможности принимать участие в общероссийских совещаниях и конференциях, что значительно влияет на их приобщенность к современному состоянию библиотечного дела, а значит, и на организацию управления библиотекой.

Почти 100% всех получаемых средств центральные детские библиотеки регионов ЦФО получают из бюджета. Возможность нормально развиваться дают средства, получае-мые библиотекой от разрешенной предпринимательской деятельности и привлечения вне-бюджетных средств (спонсоры, меценаты, гранты по различным программам). Техническая оснащенность библиотеки позволяет ей привлекать больше внебюджетных средств. Причем прослеживается закономерность: чем больше библиотека получает из бюджета, тем больше она зарабатывает собственных средств. Так, Ивановская областная библиотека для детей и юношества, получив из бюджета 4745 тыс. руб., заработала 379 тыс. и привлекла прочих средств на сумму в 201,8 тыс. руб.

Финансовые средства используются, как правило, на оплату труда и материальные расходы, среди которых в статистике выделяются расходы на комплектование фондов.

Средняя заработная плата в областных детских библиотеках ЦФО ниже, чем в дет-ских библиотеках России в целом (1930 и 2215 руб. соответственно). Причем регионы очень сильно отличаются друг от друга: самая высокая оплата труда в Белгородской (2705 руб.), Тульской (2583 руб.) и Московской ОДБ (2581 руб.), самая низкая – в Воронежской (1226 руб.), в Ивановской (1224 руб.) и Тверской (1384 руб.) ОДБ.

Материальные затраты составляют в областных детских библиотеках от 40 до 60% всех поступивших средств. Это – очень важная статья расходов библиотеки. Ведь в матери-альные затраты входят и коммунальные платежи, и арендная плата, и поддержание зданий, и приобретение оборудования, и комплектование фонда, и оплата подписки. Однако именно на эту статью в течение почти десяти лет средства не выделялись. И в настоящее время во Вла-димирской, Тамбовской, Тульской, Белгородской областных детских библиотеках матери-альные затраты составили от 502,0 тыс. до 819,0 тыс. руб. Для крупных библиотек это ми-зерное количество.

Кадры детских и юношеских библиотек

Работа в детских библиотеках требует от библиотекаря знаний не только библиотеч-ного дела, но и педагогики, возрастной психологии. Он должен уметь общаться с детьми, со-держательно и интересно организовывать их досуг, помогать в выполнении школьных зада-ний, готовить малышей к школе. Внедрение информационных технологий предъявило биб-лиотекарям новые требования. Они должны уметь разбираться в компьютерных технологиях и обучать детей информационной культуре и культуре пользования компьютерами. В обла-стных детских библиотеках, помимо библиотекарей, работают специалисты самых разных специальностей: педагоги, психологи, социологи, инженеры, программисты, дизайнеры, ху-дожники. Вся их деятельность направлена на оказание помощи как детям, так и взрослым (родителям, учителям, библиотекарям) в организации чтения и библиотечного обслуживания детей.

В областных детских библиотеках ЦФО работает 617 специалистов. Из них 467 чел. имеют высшее образование, 123 чел. – среднее специальное. В библиотеке такого ранга в идеале все библиотечные специалисты должны иметь высшее образование, однако детские библиотеки испытывают большие трудности с формированием штата вследствие небольшой зарплаты, непрестижности библиотечной профессии, отсутствия возможности привлекать выпускников вузов. Особо трудное положение во Владимирской, Костромской, Московской, Ярославской областных детских библиотеках. Проблема привлечения молодых специали-стов, старения кадров так же остра в библиотеках, как и в школах, и медицинских учрежде-ниях.

В муниципальных детских библиотеках трудятся 4257 работников, из них библиоте-карей – 3223 чел. Высшее образование имеет только 40,5%, среднее специальное – почти 50%. Штат среднестатистической детской библиотеки ЦФО – 3-4 чел. В основном они заня-ты обслуживанием читателей и других пользователей библиотеки, проводят большую массо-вую работу, участвуют в мероприятиях своих городов и поселков, практически обеспечива-ют, хоть и с большими трудностями, информационную и документную поддержку образова-ния, поскольку школьные библиотеки комплектуются в основном учебниками.

Областные юношеские библиотеки аккумулируют в своих рядах высокопрофессио-нальные кадры. В среднем численность работников составляет 30 человек. Из них высшее библиотечное образование имеют около 60 % библиотечных специалистов в Белгородской, Курской, Липецкой, Смоленской и Тамбовской библиотеках. В остальных библиотеках пре-обладают работники со средним специальным образованием. Проблема омоложения кадров во всех регионах России остается достаточно острой.

Все библиотекари нуждаются в повышении квалификации, в профессиональном об-щении, а некоторые из них – и в получении высшего библиотечного образования. К сожале-нию, практика централизованного направления молодежи в вузы страны в настоящее время почти отсутствует. Возрождение ее могло бы помочь возрождению библиотек. Повышению квалификации библиотекарей препятствует отсутствие средств, хотя возможности периоди-ческого обучения кадров есть и у областных библиотек, и у курсов повышения квалифика-ции.

Низкая заработная плата специалистов детских и юношеских библиотек также не спо-собствует притоку молодежи в библиотеки и сохранению высококвалифицированных кад-ров. Парламентские слушания Совета Федерации рекомендовали Правительству РФ и руко-водителям субъектов Федерации рассмотреть вопрос о повышении заработной платы работ-никам детских и юношеских библиотек и приравнять ее к оплате труда и социальным льго-там педагогов.

Во всех региональных законах обязательно есть статья о социальной защите библио-течных работников, о различных доплатах за стаж, квалифицированность, наличие государ-ственных наград. Многие регионы вводят так называемые губернаторские надбавки. Однако в настоящее время есть опасность, что при отмене Единой тарифной сетки эти надбавки, хоть и небольшие, но весьма важные для людей, могут быть отменены. Сохранение этих ре-гиональных решений – важнейшая задача региональных руководителей.

Координация и кооперация ресурсов

Развитие современного информационного общества невозможно без координации уч-реждений различных ведомств. В настоящее время создаются корпоративные автоматизиро-ванные информационные системы, объединяющие электронные ресурсы библиотек всех уровней и ведомств. Проблемы финансирования, рационального формирования и использо-вания фондов документов, единая система повышения квалификации кадров могут быть ре-шены только с помощью продуманной политики координации и кооперации ресурсов. В ЦФО, как и во всей России, библиотечным обслуживанием детей и юношества занимаются две самые мощные сети библиотек – Министерства культуры и Министерства образования, причем сеть школьных библиотек намного превышает по численности сеть публичных биб-лиотек. По России, например, это 67,0 тыс. школьных и 4,5 тыс. детских. Однако проблемы взаимодействия этих библиотек не решены до сих пор, что приводит к неоправданному пе-рекладыванию многих функций школьных библиотек на детские, параллелизму и дублиро-ванию работы. Не решены и проблемы взаимодействия между библиотеками и органами власти, другими учреждениями, занимающимися вопросами развития детства. Потенциал детских и юношеских библиотек не учитывается при разработке областных и местных про-грамм развития регионов. Многие детские и юношеские библиотеки ЦФО активно работают совместно с экологическими организациями, комитетами по социальной защите, правовыми учреждениями, однако системы в этой работе нет. Областные детские библиотеки могли бы стать центрами детства, объединяющими на своей базе все заинтересованные структуры и совместно с ними готовить квалифицированные предложения в органы власти по проблемам подрастающего поколения, областные юношеские аккумулировать всю информационную работу по поддержке работы различных организаций с молодежью.

Для решения библиотечного и информационного обслуживания населения, в том чис-ле детского, неплохо было бы возродить практику создания Межведомственных библиотеч-ных советов при администрации всех уровней. Не надо только повторять ошибки прошлых лет, когда развитие библиотечного дела в регионах было дано на откуп только органам управления культурой. Этот общественный совет должен функционировать под главенством лица, имеющего полномочия принимать решения, в том числе правового и экономического порядка. Деятельность подобных советов в Мурманской и Псковской областях, например, уже позволила снять ряд очень острых межведомственных конфликтов в библиотечном об-служивании детей.

Очень важны межрегиональные связи. Детские и юношеские библиотеки Белгород-ской, Воронежской, Орловской, Курской областей, Владимирской, Костромской, Москов-ской, Тульской и Ярославской областей уже несколько лет работают по единым программам патриотического, краеведческого, правового направления. Они проводят совместные семи-нары, совещания, встречи, обмениваются своей издательской продукцией. Такое взаимообо-гащение опытом работы благотворно сказывается прежде всего на уровне и эффективности библиотечного обслуживания подрастающего поколения. Но очень важно разрабатывать и утверждать на уровне Глав администраций межрегиональные корпоративные связи на со-временном уровне, помогающем вхождению детских и юношеских библиотек в единое ин-формационное пространство страны.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Библиотеки в настоящее время востребованы юным населением, поскольку они оста-ются бесплатными источниками получения информации, документов, много делают для ор-ганизации содержательного досуга и общения детей и юношества. Детские и юношеские библиотеки ЦФО накопили большой опыт по информационному обеспечению образования, воспитания культуры чтения, приобщения к чтению с малых лет, патриотическому, право-вому, духовному и экологическому воспитанию подрастающего поколения. Они принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в регионах. В тех областях, где руково-дители области относятся к детским и юношеским библиотекам как к партнерам, учитывают их потенциал, библиотеки стали важными участниками культурной политики. Последние десять лет показали, что, несмотря на все трудности, детские и юношеские библиотеки не только выжили, но и находят возможности развиваться, улучшать свой имидж в глазах насе-ления.

Дальнейшее развитие детских и юношеских библиотек во многом зависит от:
1. принятия мер по защите и сохранению сети детских и юношеских библиотек как гарантов осуществления прав подрастающего поколения на доступ к информации, дос-тижениям отечественной и мировой культуры. Укрепление центральных детских и юноше-ских библиотек регионов как центров по мониторингу, изучению и организации чтения, биб-лиотечно-информационного обслуживания детей и молодежи в регионах.

Среди этих мер могут быть: внесение в региональные законы об образовании и библиотечном деле изменений, создающих механизмы защиты прав детей и юношества, со-хранения и развития детских и юношеских библиотек; включение этих библиотек во все об-ластные и местные программы развития, касающихся проблем детства и молодежи, инфор-матизации, образования и культуры; рассмотрение вопросов библиотечного обслуживания детей и молодежи на совещаниях при губернаторе; создание координационных межведомст-венных советов при заместителях губернаторов, мэров, руководителей Администрации ре-гионов по вопросам детства и библиотечного дела. Мы глубоко убеждены в том, что внима-ние к деятельности детских и юношеских библиотек со стороны первых лиц управления ре-гионами – залог сохранения и развития благоприятной среды для формирующейся личности.

2. осуществления в полном объеме финансирования библиотек и региональных программ, обеспечивающих библиотечно-информационное обслуживание детей, подростков и молодежи. Финансирование комплектования фондов и информатизации детских, юноше-ских и школьных библиотек необходимо отнести к защищенным статьям бюджета. Объемы ассигнований на приобретение новой литературы и иных документов в детские и юношеские библиотеки должны составлять не менее 30-35% от средств, выделяемых на комплектование всех библиотек в целом.

3. продолжения практики социальной защиты библиотечных работников, закреп-ленной в существующих региональных законах о библиотечном деле; разработки мер по по-вышению заработной платы, возможности получения высшего и среднего специального об-разования, повышения квалификации и пр.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы