Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Документы
Библиотеки как форма массовой культуры
Библиотеки - самый демократичный и самый востребованный на сегодня тип культурных организаций. В Российской Федерации около 130 тысяч библиотек, принадлежащих разным ведомствам и организациям, собирающих информацию по всем отраслям знаний или специализированных, расположенных в крупных городах или в небольших селениях. Посещаемость библиотек - около 1 миллиарда посещений в год в три раза выше, чем во всех остальных учреждениях культуры взятых вместе.
В крупных библиотеках читальные залы не в силах вместить сегодня всех желающих, что является показателем реального спроса на знания и информацию. Вместе с тем, сегодня необходимо расширение круга задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе. Задача библиотек - обеспечение информационной и культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов и центра.
Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в современном мире в корне меняет представления о задачах библиотек, их месте в обществе, роли в политической жизни, в развитии демократии и местного самоуправления. Современная библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив", единственное место, где предоставляется доступ к информации и в традиционной печатной форме, и в электронном виде.
Сами библиотеки являются поставщиками в Интернет упорядоченной информации о ресурсах, находящихся в их фондах. В фондах библиотек в совокупности находится опубликованная информация обо всем, что человек создал и что захотел и смог сохранить. Людям необходим доступ к информации и знаниям с помощью библиотек, которые имеют обученный персонал для эффективного поиска, способный идентифицировать аутентичные сайты в Интернет и получить доступ к платным источникам с помощью лицензий на использование.
Информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень социально-экономического развития страны. 2.8.1. Основные проблемы 1) Недостаточное комплектование библиотек Приток новых изданий в публичные российские библиотеки в 2003 г., по сравнению с 1990 г. сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО - ежегодное поступление 250-300 новых книг на 1000 жителей - разница между регионами России по этому показателю имеет разрыв в 30 раз.
Например, на Чукотке он более чем в 2 раза выше, а в Северной Осетии в 10 раз ниже. В большинство сельских библиотек России новая литература в 1990-е годы практически не поступала. Лишь в последние 3 года финансировалось приобретение новой литературы. По экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не читаемые, морально устаревшие. От 60% до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов: нет нужной литературы, невозможно получить нужную информацию.
Значительно возросла доля физически изношенных фондов. 2) Неравномерность доступа к информации в различных регионах страны Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Российской Федерации в 2003 году в целом по России различались более чем в 230 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились порой в 100 раз, а в целом по России - в 1500 раз.
Появились бедные, точнее, нищие в информационном отношении территории, что не всегда коррелирует с уровнем экономического развития регионов. Интересно сравнение показателей поступления финансовых средств на библиотечное обслуживание одного жителя. Эта цифра различается по России в несколько десятков раз.
Например, по данным 2003 г. в Якутии на библиотечное обслуживание одного жителя в муниципальных библиотеках затрачено 180,5 рублей, в Москве - 63 руб., в Дагестане - 21 руб., а в Курской области - менее 10 руб. Новый опыт хозяйствования, политических и социальных преобразований, мучительно добываемый и накапливаемый в одних регионах, неизвестен в других для большинства живущего там населения, поскольку оно может получить необходимую информацию только в библиотеках.
Информация, передаваемая СМИ - это информация одного дня, если она не помещена в библиотеки, где ее сохранят, систематизируют, т.е. сделают в любой момент доступной населению. 3) Недостаточная компьютеризация библиотек Число публичных библиотек, серьезно занятых компьютеризацией, не превышает 5%. Только чуть более 2% сельских библиотек имеют компьютеры и только в 0,6% доступен Интернет. Требуемое количество компьютеров в библиотеках исчисляется сотнями тысяч.
И уже сейчас остро стоит задача обновления техники для библиотек, приступивших к компьютеризации в начале и середине 1990-х гг.
Старая, не компьютеризированная, не оснащенная современной аудио- и видеовоспроизводящей техникой, не имеющая доступа в Интернет, лишенная газет, журналов и новых книг, законсервированная библиотека (таких большинство на селе и в малых городах) становится тормозом, угрозой для современного и успешного развития страны, поскольку воспроизводит эталоны, образцы и алгоритмы 1970-х, в лучшем случае 1980-х годов. 2.8.2. Современные тенденции развития 1) Информационные технологии
С развитием рынка персональных компьютеров и телекоммуникаций в стране складывается новая информационная инфраструктура, и библиотеки являются ее существенной составляющей. Многое в библиотечной информатизации уже сделано. В публичных библиотеках установлено свыше 21 тыс. персональных компьютеров.
Почти во всех центральных библиотеках субъектов Российской Федерации созданы компьютерные сети, объединяющие от 50 до 150 компьютеров, открыты классы коллективного пользования Интернет, активно используется информация на электронных носителях. Благодаря компьютеризации библиотек федерального, регионального и отчасти муниципального уровней за эти годы качественно новой стала система информационно-библиотечного обслуживания читателей.
Информационные ресурсы многих библиотек через Интернет стали доступны населению страны. Библиотеки России были связаны между собой и с крупнейшими информационными центрами мира. Создан "Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ" - главный узел Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети. Задачей центра является создание Сводного электронного каталога библиотек России, объединяющего информационные ресурсы ведущих библиотек.
В настоящее время объем баз данных Центра составляет свыше 4 млн. библиографических записей. Это один из крупнейших открытых информационных ресурсов страны. Благодаря Центру стало возможно развитие технологии создания и распространения библиографической информации, ее интеграции на основе единых принятых сегодня в мире международных правил, стандартов и форматов.
Разработаны национальные правила каталогизации, ориентированные на машиночитаемую обработку изданий и максимальное приближение к международным требованиям (в рамках системы национальных форматов RUSMARC). Разработаны и реализуются проекты национальной электронной библиотеки России, а также веб-сайта "Библиотеки России" как единой точки входа в информационно-библиотечное пространство страны.
С помощью созданных библиотечных консорциумов пользователи библиотек страны получили возможность доступа к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам. Благодаря этой работе через Интернет можно предоставить информацию о любой книге, вышедшей на территории страны и хранящейся в библиотеках, в ряде случаев - полные их тексты, а также существует возможность получить сами эти книги, причем это касается информационных ресурсов не только российских, но и зарубежных библиотек.
2) Сохранность и доступность библиотечных фондов Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации впервые в истории страны позволила системно подойти к решению дорогостоящей задачи сохранения национального наследия, хранящегося в библиотеках. В настоящее время созданы и развиваются региональные и межрегиональные центры консервации документов. Создаются страховые фонды документов в ряде федеральных и региональных библиотек. Ведутся работы по обследованию хранилищ библиотек и анализу режима хранения фондов, модернизации материально-технической базы сохранения фондов, оснащению хранилищ библиотек современным оборудованием для контроля за режимом хранения, реставрации и консервации, микрографирования и чтения микрофильмов. Создается Российский регистр страховых микрофильмов. В массовом порядке оцифровываются памятники письменности и печати - как в целях их сохранения, так и в целях обеспечения доступности.
В библиотеках модернизируются системы охранной сигнализации, противопожарной защиты, системы ТВ наблюдения и технического оснащения книгохранилищ. 3) Программы доступа к социально значимой информации Ведущее место среди них занимает программа "Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек".
Презентация этой программы прошла на второй сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Париже в апреле 2003 г. Она вызвала большой резонанс и выявила мировое лидерство России в деле создания эффективно действующей системы доступа населения страны к правовой информации и формированию правовой культуры. Осуществляется работа по экологическому просвещению граждан, в нее вовлечено более 20 тыс. библиотек разных территориальных уровней и ведомств.
Создан федеральный центр экологической культуры (при Российской государственной юношеской библиотеке). Созданы центры муниципальной информации в большинстве районных библиотек. Начата отработка методики организации центров просвещения по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных библиотеках. С целью обеспечения доступа к информации начата работа по формированию информационной культуры населения через образовательные и библиотечные учреждения.
4) Сотрудничество библиотек с органами власти и местного самоуправления В сегодняшней России федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления постепенно начинают воспринимать библиотеки как своих деловых партнеров, как информационно-ресурсные центры, способные взять на себя решение ряда социально-значимых задач.
В качестве примеров можно привести администрации Смоленской, Пермской и ряда других регионов, где информатизация органов власти и местного самоуправления идет почти параллельно с информатизацией библиотек с четким разделением сфер ответственности.
Органы власти помогают в решении вопросов технического и материального обеспечения сети общедоступной информации и обеспечивают актуализацию массивов официальной информации, а библиотеки систематизируют указанную информацию и обеспечивают доступ к ней населения.
Например, только за последние два года услугами 1,5 тыс. центров и пунктов правовой информации, открытых в библиотеках страны в рамках программы "Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации", воспользовалось более 2,5 миллионов человек. 5) Работа с муниципальными и сельскими библиотеками
Для содействия реформированию муниципальных, в т.ч. сельских библиотек создан и поддерживается специальный справочно-информационный портал, проводятся всероссийские конкурсы библиотек, исследования, создаются методики модернизации сельских библиотек. Тем не менее, проблема с муниципальными и особенно сельскими библиотеками остается самой острой, ведь именно эта сеть библиотек обслуживает большинство населения страны и менее других финансируется. 6) Профессиональное обучение
Если важнейшие задачи библиотек сегодня должны быть сформулированы как обеспечение свободного и неограниченного доступа к знаниям и информации, то задача библиотекаря - служить навигатором в океане информации, огромные массивы которой сегодня существуют только в электронном виде.
И мировой, и российский опыт свидетельствует, что в эпоху электронных коммуникаций библиотекарь должен быть не только хранителем книг и знатоком читательских потребностей, но также и специалистом в области новых цифровых технологий, проводником информационной культуры, менеджером и маркетологом в информационно-библиотечной сфере. В связи с этим возникает потребность в постоянном оперативном расширении и принципиальном обновлении профессиональных знаний, умений и навыков работников библиотек.
Начата работа по формированию общероссийской системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела на базе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), учебно-методических центров в федеральных округах (Новосибирск, Хабаровск), региональных библиотечных школ (Белгород, Псков, Краснодар, Республика Карелия, Новосибирск, Екатеринбург и др.).
За три последних года только на средства ФЦП "Культура России" организованы обучение и переподготовка свыше 1500 ведущих сотрудников крупнейших библиотек страны. Проводятся профессиональные конкурсы для библиотек и библиотечных работников. Организовано более 100 международных, всероссийских и межрегиональных конференций, семинаров и круглых столов по актуальным проблемам модернизации и развития библиотечного дела.
Несмотря на недостаточное финансирование библиотек и библиотечных проектов, произошли существенные, принципиальные подвижки в модернизации библиотечного дела: заложены юридические основы реформирования библиотек, созданы и запущены модернизационые механизмы и процессы. Начала складываться профессиональная элита-носители модернизационных тенденций, появились собственные новые технологии, усилилось внимание государства и общества к библиотекам.
Главным инструментом реализации государственной библиотечной политики стали федеральные целевые программы "Культура России" (1993-1996, 1997-2000, 2001-2005). 2.8.3. Основные приоритеты государственной библиотечной политики
Цели государственной политики в области библиотечного дела - содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках. Основные задачи:
организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом; содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела; развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества; развитию профессиональных коммуникаций, в том числе международных.
Главными нормативными документами, которые юридически закрепили основные идеи современной государственной библиотечной политики, стали Федеральный закон "О библиотечном деле" (1994 г.), а также региональные библиотечные законы, разработанные на его основе. Основные направления государственной библиотечной политики включают: 1) Развитие автоматизированных технологий в библиотеках.
Самым важным для библиотек России на сегодняшний день является их ускоренная компьютеризация, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей; развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети "Либнет" на основе внедрения системы международных стандартов и машиночитаемых форматов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн-центров; создание сводного каталога библиотек России, Национальной электронной
библиотеки и других электронных библиотек. Важная задача - вовлечь в этот процесс муниципальные и сельские библиотеки. 2) Формирование и реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов.
Обеспечение нормативного режима хранения, реставрации и консервации фондов; развитие федерального и региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения библиотечных фондов; создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ; организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников; организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации; обеспечение безопасности библиотек и библиотечных фондов.
3) Обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек общероссийской сети центров правовой, деловой, экологической, муниципальной, потребительской и др. информации.
Организация работы библиотек с социально значимой информацией, а также по информационной поддержке органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание. Формирование информационной культуры населения. 4) Содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии.
Развитие партнерства, социального участия, современных моделей и технологий управления библиотеками, в т. ч. на основе менеджмента качества, новых форм и способов профессиональной деятельности. 5) Содействие развитию системы книгораспространения. Библиотеки должны стать активным субъектом книгоиздательского и книготоргового рынка. 6) Увеличение финансирования библиотек.
Следует подчеркнуть особо, что финансовые вложения в библиотеки экономически эффективны, поскольку однократное вложение средств обеспечивает многократное их использование в течение длительного времени большим количеством людей. Эти вложения эффективны и в социальном плане, поскольку помогают, как минимум, шестидесяти миллионам людей, являющихся пользователями библиотек, решать их проблемы, никакими другими учреждениями не решаемые.
Увеличение средств, выделяемых на библиотеки и библиотечное дело, сможет ускорить и расширить процесс модернизации библиотек и социально-экономического развития страны. 7) Содействие созданию системы непрерывного профессионального библиотечного образования. Адаптация знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и все время усложняющимся требованиям общества. 8) Развитие международного библиотечного сотрудничества, участие в международных библиотечных и культурных проектах.
Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных, восстановлении во многом утраченных информационных и культурных связей России со странами СНГ и Балтии.
Тема номера

№ 9 (483)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы