Мы делимся с коллегами опытом проведения конкурса профессионального мастерства, находками и проблемами, возникающими в процессе реализации программы развития профессиональных компетенций «Буква и цифра». Говорим о проблемах, с которыми столкнулись при создании обновлённой версии сайта Невской ЦБС. Рассказываем историю написания летописи детской библиотеки №8 и тем, как уже
25 лет живёт с именем писателя Фёдора Александровича Абрамова библиотека №2.
Также важный тематический блок данного номера составляют статьи, посвящённые трагическим и героическим страницам истории библиотек Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады. О методах работы с юными читателями и вопросам осмысления ими сложных исторических событий.
Две этих темы объединяет одна магистральная линия. Те процессы, которые происходят сегодня в сфере библиотечного дела нашего города: существование программ развития профессиональных компетенций, конкурсы профессионального мастерства, развитие цифровых технологий — во многом стало возможным благодаря подвижническому труду наших коллег в тяжелейшие для страны годы. В Невском районе есть две библиотеки, имеющие более чем столетнюю историю. Это библиотека №1 им. Н. К. Крупской «Переплёт» и Рыбацкая библиотека №6; обе они пережили блокаду Ленинграда, сохранив книжные фонды. Библиотека им. Н. К. Крупской не прекращала работу ни на один день блокады, а в Рыбацкой библиотеке №6 создан историко-краеведческий зал, в котором в числе прочих хранятся материалы, посвящённые тому, как жители Рыбацкого военного времени, взрослые и дети, участвовали в жизни и обороне блокадного города.
27 июня 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение «О привлечении граждан Ленинграда, Пушкина, Колпина, Петергофа и Кронштадта к трудовой повинности». Было решено прекратить строительство ленинградского метро, электростанций и других объектов, а высвобождающуюся рабочую силу, механизмы и автотранспорт направить на оборонительные работы. Библиотекари в сложившейся ситуации, организовали свою работу по-новому. Если до войны читатель приходил в библиотеку, то теперь библиотека пришла к читателю. На оборонительных рубежах во время краткого перерыва проводилось чтение газет и книг. Пропаганда книги даже в таких условиях была неотъемлемой частью жизни библиотек города.
30 июня 1941 г. началась организация Ленинградской армии народного ополчения, и сразу же появились передвижки в казармах с учебной литературой по военному делу. Сообщения о положении на фронте, брошюры в помощь молодому бойцу, в помощь партизану – необходимая часть работы библиотекаря. В помещениях библиотек на видном месте вывешивались сводки Совинформбюро, обращения государственных и партийных деятелей к народу, книги по военному искусству, газеты, посвящённые важнейшим этапам битвы на фронтах, тематические выставки литературы в помощь овладению военно-техническими знаниями (стрелковое дело, противохимическая оборона и противопожарная защита, санитарное дело и пр.).
Время идёт, меняются содержание и методы библиотечной работы. И это постоянное развитие даёт возможность смотреть в будущее с уверенностью.
Надежда Зинкевич,
ведущий методист методико-инновационного отдела
СПб ГБУ «Невская ЦБС»