Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 18 (468)'24 - СЛОВО РЕДАКТОРА
«Гармоническое развитие» читателя
Маркус Зусак создал полотно, одной из важных нитей которого является процесс спасения и чтения книг, запрещённых режимом. Лизель Мемингер спасает «неправильные» произведения из огня, Дита Краус выполняет роль «библиотекаря» в тайной библиотеки в концлагере. В обоих произведениях контакт с книгой становится и актом неповиновения, и символом стремления к праву на свободный выбор, праву мыслить, анализировать информацию и воспринимать реальность без навязываемых идеологических фильтров. Он — приглашение сформулировать собственную точку зрения на себя и мир вокруг себя. Вполне созвучно известному тезису В. А. Сухомлинского — «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».
За кулисами этого многообещающего контакта с книгой — сложный симбиоз автора, издателя и читателя. 
В Российской империи значимую часть издательского потока составляли детские книги, взращивающие читателя с самого раннего возраста. Издавалось огромное их количество, выходило более 300 журналов для детей и юношества. Издательства сотрудничали с педагогами, критиками и лучшими иллюстраторами, тщательно отобрали произведения классиков, ведущих писателей-современников, выпускали пособия для начальной школы, охватывая одновременно воспитательные, просветительские и образовательные функции. Статья «Хранительница занимательного детского чтения по естественным наукам» знакомит с замечательными образцами дореволюционной и раннесоветской детской естественнонаучной литературы, целью которой были «выработка миросозерцания» и «гармоническое развитие» читателя, пробуждение в нём способность видеть и познавать окружающий мир. 
В фокусе статьи «Тема книги и чтения в современной художественной литературе» — обратная сторона книжного листа: образ «человека пишущего» и процесс создания произведения. Писатель — традиционно одна из наиболее мифологизированных профессий, следующая после художника и музыканта. В массовой литературе последних десятилетий он часто наделяется атрибутами успешности, а его труд лишается флёра сакральности. Статья фиксирует уплощение текстов и взгляд персонажа-обывателя на «писательство» как на занятие доходное, престижное и — лёгкое. Надо сказать, мифология вокруг литературного процесса сегодня шагнула дальше. Она представляет писателя — уже не богемную фигуру, а создателя продукта — как менеджера, обязанного учитывать тренды, особенности мышления среднестатистического читателя. Залогом эффективности объявляется чёткий ответ на запрос аудитории. Подобный подход широко представлен и на литературных платформах, где существует обширный пласт «топ-авторов», генерирующих продукт с опорой на ювелирно измеренные и учтённые ожидания аудитории. Отсюда — многочисленные тренинги для тех, кто решил «стать писателем». Произведения рекомендуется делать предельно ясными, предложения — проще и короче, избегать малейшего недопонимания со стороны читателя, не перегружать идеями, избегать описаний, стараться с первого абзаца поймать на крючок, максимально облегчать текст что содержательно, что лексически, что композиционно. Одним словом, они учат, как не напрягать потенциального читателя и не бросать вызов его мыслительным способностям. 
Между тем, согласно Антонио Итурбе, книги опасны — и привлекательны — именно тем, что заставляют думать. 

Яна Михневич, 
литературный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы