Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Таран Эдуард Анатольевич
Архив журналов - № 1 (451)'24 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Двенадцать праздничных дней
Святочный или рождественский рассказ — жанр, который был широко распространён и в зарубежной, и в русской литературе в XVIII–XIX веках. Привязанный к конкретному празднику и конкретному чуду, он сам строился на чуде и повествовал о сверхъестественном изменении, причём это изменение затрагивало как внешнюю реальность, так и внутреннее состояние персонажей. Его каноны предписывают столкновение с чем-либо, нарушающим безусловную гармонию, — если и не с явным злом, то с несправедливостью, нехваткой того или иного элемента в формуле желанного порядка вещей, личностным перекосом, — и последующее преодоление этого дисбаланса. 
Изначально включая в себя фантастический элемент, будь то божественное вмешательство или рука судьбы, по мере своего развития жанр стал делать акцент на другую непременную составляющую — активное соучастие героя: чудесное происходит при содействии человека, начинает реализовываться с его подачи и находит полное своё воплощение не только в отдельном событии или поступке, но и в переосмыслении себя, мира, отношений с другими, в закреплении полученного урока и перестройке или корректировке на основании него дальнейшего своего существования. 
Открытие в себе способности к доброте, в другом — безусловной ценности, а в окружающей действительности — поводов для надежды и счастья не всегда даётся просто. Хотя бы потому, что не всегда понятно, как сделать первый шаг, что его вообще надо сделать. Герои рассказов, собранных в первом январском номере, в полной мере переживают этот вызов — им приходится совершать поступок, защищать, выступать против зла, исправлять несправедливость, сохранять иррациональную надежду, удерживать в голове знание, а в сердце веру, что «всё будет хорошо. Прорвёмся!».
Можно отыскать в чужой стране книги на родном языке — и утонуть в неповторимом читательском счастье. Или, как герой классического святочного рассказа «Подарок», открыть в себе возможность сделать шаг навстречу другому, исправить то, что было совершено в прошлом, попросить прощения. По обстоятельствам — или выступить против тёмных сил, даже если боязно, или разглядеть в чём-то пугающем светлое и достойное любви. 
Доброта стартует как мышиный экспресс из рассказа «Потеряшка Шон», где непоседливый питомец становится важен точно так же, как члены семьи и друзья. Не всем под силу принять в дом ещё одного ребёнка, но, согласно законам жанра, поезд, остановившийся на заснеженном полустанке и подобравший нежданного пассажира, непременно прибудет в ту точку, где ставки уже выше. С каждой новой станцией сердце чуть больше. Добрые поступки взаимосвязаны и имеют свойство эволюционировать: там, где заботятся о потерявшемся крысёнке или замёрзшем котёнке, приучаются быть внимательным и чутким и к людям.
Ещё одно требование святочного рассказа — финал, где всё хорошо. И здесь тоже не обойтись без уточнения: речь не о том, что после завершающей точки, за гранью текста, сюжет не поставит персонажей перед новыми проблемами и избавит их от страха от уныния. Безусловно, нет. Но у них уже будет в запасе опыт, который подскажет, что стоит в равной мере и инициировать чудо, и быть открытым к нему.

Яна Аркадьевна Михневич, 
литературный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы