Как мы знаем, в эпоху Просвещения французские философы пересмотрели все знания, доступные человечеству. В итоге появилась «Энциклопедия», куда все эти знания вошли в алфавитном порядке. Приобретая «Энциклопедию», которая уже в XVIII в. была доступна всем образованным людям, человек приобщался к тому, что называется «пайдея», опыту человечества. Читающий возделывал в себе человека культурного, просвещённого, и это касалось не только знаний, но и вкуса, который, благодаря иллюстрациям к статьям, также прививался по мере изучения «Энциклопедии». Но встаёт вопрос, неужели достаточно освоить «Энциклопедию», чтобы стать человеком? И что делать с полученными знаниями?
Впрочем, философы Просвещения занимались не только накоплением знаний, доступных человечеству. Они боролись с предрассудками, корни которых, по их мнению, уходили к истокам христианства. Их борьба была направлена против внешнего врага — церкви.
Однако у Канта свой взгляд на проблему Просвещения, которое он воспринимает как способ выхода из состояния «несовершеннолетия». Он выделяет три признака, по которым мы можем определить, в каком состоянии мы находимся, преодолели ли мы детство или нет.
1. Если книга заменяет нам способность суждения.
2. Если духовный наставник заменяет нам совесть.
3. Если врач определяет за нас наш режим».
Просвещение является одновременно процессом и целью для любого человека, а значит, это прежде всего личное дело каждого, которое имеет значение для всего общества.
Человек сам несёт ответственность за состояние, в котором оказался, и это важно понимать, ведь пафос французской философии того времени имел противоположный характер. Философы Просвещения и их последователи искали виновных вовне, общего врага, борьба с которым объединит всё человечество. Однако, как мы видим сегодня, борьба с предрассудками того времени на деле оказалась бессмысленной, так как само человечество осталось в детском состоянии.
Что же мешает человечеству повзрослеть?
Ответ — трусость. Взросление требует мужества от каждого человека. Мы знаем, что одни предрассудки сменят другие, поэтому нужно бороться не с определёнными предрассудками, а с установкой, которая способствует возникновению предрассудка. Вот отрывок из обращения кенигсбергского философа: «Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же, как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы». Нам кажется, что с тех пор многое изменилось, однако, несмотря на все исторические события (Французская революция, демократизация, глобализация, победа над фашизмом и т. д.), все три симптома налицо.
Книга, которая заменяет нам способность суждения, — это учебник или свод законов, который мы приняли на веру ещё в школе.
Духовный наставник, который заменяет нам совесть — это начальник, которому мы подчиняемся, перекладывая на него ответственность за свои действия.
А врач, определяющий наш режим — это общественные ценности и обычаи.
Со времен И. Канта принято считать, что человек является субъектом исторического процесса, он вершитель истории, что даёт ему полную свободу. Однако сама история показала нам всю трагичность такой установки. Уже в середине XX века Т. Адорно и М. Хоркхаймер напишут «Диалектику Просвещения», где постулируют крах Просвещения. Свобода позволяет достигнуть цели исторического процесса, которая может быть поставлена только объединённым человечеством.
Кант провозгласил девиз Просвещения: «Умей пользоваться своим умом без руководства кого-либо другого», который лёг в основание мышления современной эпохи, но научились ли мы самостоятельно пользоваться умом?
monocler.ru