А действительно, зачем по всему миру возводятся фантастические по красоте футуристические здания, наполненные светом и книгами? Каждый новый проект поражает оригинальностью архитектурных решений, расширением функциональных возможностей библиотек. Можно посмотреть на ставшую уже знаменитой Oodi в Хельсинки или Deichman Bjørvika в Осло, или сложнейшую по техническим решениям сейсмоустойчивую библиотеку города Крайстчерч (Новая Зеландия): её интегрированный, самоцентрирующийся механизм позволит зданию колебаться, а затем возвращаться в нормальное положение во время землетрясения. Высокопрочные, предварительно натянутые стальные тросы крепят стены к фундаменту и могут растягиваться, чтобы вернуть здание на место после прекращения землетрясения.
Отдельного внимания заслуживают новые библиотечные здания в Юго-Восточной Азии — Китае, Сингапуре, Тайване, где экстравагантная роскошь соседствует с хорошо продуманным функционалом.
В основе этих дорогих проектов лежит не просто желание приобщить народ к чтению как занятию полезному и увлекательному, но и стремление создать дружественную к человеку среду обитания.
Зайти в библиотеку может любой, в этом смысле она такое же городское пространство, как парк или сквер. Создатели Oodi Helsinki Central Library предположили, что люди будут приходить сюда просто поболтать с друзьями, выпить бокал вина в кафе, поиграть в настольные или компьютерные игры. Чтобы взять книгу домой, нужно предъявить паспорт, в остальном же посещение свободное. Можно приносить с собой снеки, но нельзя приводить собак.
«Это библиотека новой эры, жилое и функциональное пространство для встреч, открытое всем», — подчёркивает официальный сайт проекта.
А чем же удивляют нас отечественные архитекторы? За последнее десятилетие вошли в строй несколько зданий: Иркутская Молчановка, много лет скитавшаяся по городу и, наконец, получившая свой дом, Национальная библиотека республики Татарстан, которая переехала в перестроенное для неё здание — символ советского модернизма. Завершилась тщательная и подробная реставрация здания Национальной библиотеки Карелии. Оно было построено специально для библиотеки в живописном парке и стало памятником культурного значения.
Элегантно выглядит проект восстанавливаемой библиотеки ИНИОН РАН, уничтоженной страшным пожаром.
Ну и, конечно как грибы после дождя появляются обновлённые в стиле «радуга-лик» модельные библиотеки, очень похожие друг на друга.
Долгие годы «библиотечная архитектура» не являлась предметом профессиональных дискуссий, поэтому мы имеем то, что имеем. Между тем в статье о ходе реконструкции своих зданий Надежда Теплякова, директор Костанайской областной библиотеки для детей и юношества им. И. Алтынсарина пишет: «На такой масштабный ремонт вдохновила статья Т. Абрамовой* в журнале Библиотечное Дело, о том как эволюция формы изменила содержание работы библиотеки и явилась решающим фактором её развития. Пока мы в полной мере этого не осознали, но уже сегодня, после пяти месяцев работы после ремонта можем сказать: количество-то читателей увеличивается, и именно читателей юношеского возраста».
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»
* Абрамова Т. Эволюция формы: решающий фактор развития современной публичной библиотеки / Т. Абрамова // Библиотечное Дело.— 2010. — №23. — С. 36–39.