В2013 г. профессор Анн Манген из Университета Ставангера в Норвегии провела исследование, в котором она и её коллеги попросили 72 десятиклассника прочесть два текста по 1500 слов. После прочтения они должны были пройти небольшой тест на его понимание. Половина испытуемых читала материал в распечатанном виде, а другая половина на компьютерах. Во время теста у всех была возможность обращаться к текстам, но «бумажная» половина всё равно справилась с заданием лучше. Это произошло как раз из-за того, что мозг задействовал сразу несколько органов чувств для запоминания не только текста, но и его расположения на странице.
Сегодня дискуссии о том, что лучше читать — книгу или электронный документ — утратили актуальность. Да, книги ушли в интернет, но по-прежнему остаются на книжной полке. И всё так же востребованы. Но информационные технологии столь стремительно меняют нашу жизнь, что библиотекам постоянно приходится «перестраиваться на марше».
Библиотеки, успешно пережившие «информационную революцию», вновь оказались перед вызовом — теперь уже «цифровой революции».
Говорить о цифровой реальности так же модно, как и о цифровой экономике. При этом чёткого определения не существует в обоих случаях, и если экономику ещё пытаются конкретизировать, то в цифровую реальность включают всё, имеющее хоть какое-то отношение к соответствующим технологиям или интернету.
Едва удалось освоить и внедрить в библиотеках Web 2.0, как на подходе уже Web 3.0, который предполагает, что интернет будет наполняться высококачественным контентом, создаваемым профессионалами. Наиболее качественный контент будет показываться по поисковым запросам, более эффективно фильтрующим перепосты и мусор. Вводится «социальный поиск», ищущий то, что необходимо конкретному пользователю, члены сообщества могут влиять на результаты поиска.
Мы ещё хорошо помним времена, когда библиотекари ваяли свои сайты «на коленке», а блоги вели во внерабочее время. За последние годы многое изменилось — укрепилось сетевое взаимодействие, появились профессиональные паблики, разработаны методики проведения рекламных и PR-акций.
А в спину дышит уже и Web 4.0. Четвёртая промышленная революция, породившая этого монстра, распределяет основные его тренды по трём блокам — физическому, цифровому и биологическому. Главным из них является цифровой блок, призванный создать мост между физической и цифровой реальностью (а в перспективе — между физической, цифровой и биологической реальностями).
Это значит, что нас ждёт нейронет, искусственный интеллект, шапочки из фольги и чипы, вшитые в человеческое тело.
В интернете распространение получила шутка, отражающая наше недалёкое будущее:
Web 0.0 — юзер мечтает законнектиться с кем или чем-либо;
Web 1.0 — юзер получает контент;
Web 2.0 — юзер создаёт контент;
Web 3.0 — коллективное создание контента;
Web 4.0 — контент думает за юзера;
Web 5.0 — контент общается с контентом;
Web 6.66 — контент удаляет юзеров, поняв, что они бессмысленны.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»