Именно в эти годы началось сокращение количества госбюджетных мест, предназначенных вузам, училищам и техникумам для поступления на библиотечную специальность. Постепенно в средних специальных учебных заведениях стали исчезать дневные библиотечные отделения. Уменьшение количества студентов приводило к тому, что грамотные, квалифицированные, опытные специалисты, которые могли бы сделать много полезного, оказались не у дел. Часто за так называемыми образовательными инновациями скрывалось разрушение прежних образовательных структур и форм весьма успешной педагогической практики. Постепенно утрачивалась координация деятельности средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку библиотечных кадров. Каждый выживал сам по себе: библиотеки, вузы, система среднего библиотечного образования.
Последствия мы до сих пор ощущаем. Пишу обо всём этом с особой болью, так как за годы своего существования система отечественного среднего образования зарекомендовала себя с самой положительной стороны. Скажу откровенно, со стороны практиков чаще можно было услышать упрёки в адрес вузов культуры, осуществляющих подготовку библиотечных кадров. Выпускники техникумов и училищ культуры обладали способностью быстро адаптироваться в библиотечной среде. Вспоминая своё деканатское прошлое, могу сказать откровенно: тех, кто поступал к нам в Московский государственный институт культуры из училищ и библиотечных техникумов, всегда называли «золотым фондом» библиотечного факультета.
В этом журнале собраны статьи тех, кто, на мой взгляд, заслуживает особого уважения, так как многие годы работают в режиме «наименьшего благоприятствования», продолжая свой честный и добросовестный труд. Не всех из них можно встретить на крупнейших библиотечных форумах, не все имена известны широкой библиотечной общественности. Но, когда уважаемый читатель будет знакомиться с содержанием журнала, он должен иметь в виду одно обстоятельство. Авторами публикаций являются представители славной когорты педагогов ссузов, которые не позволили окончательно уйти в небытие уникальной системе отечественного среднего специального образования, те, которые стремятся не просто выживать, а успешно внедряют в учебный процесс всё самое новое и современное, существующее в библиотечной практике. Каждый из них расскажет о своих тревогах, надеждах, проблемах, поделится своим видением ситуации, которая сложилась в отечественном библиотечном образовании. Но какие бы болевые точки ни были сегодня обозначены, мы исходим из того, что имеется конкретная первопричина всех проблем нашего библиотечного образования. В последнее время всё чаще слышатся голоса об отсутствии государственной политики в области библиотечного дела, но почему-то практически никто не говорит о том, что относительно подготовки кадров такая политика отсутствует напрочь. И если есть отдельные позитивные тенденции, то реализуются они не благодаря, а вопреки.
Итак, читайте, знакомьтесь, делайте выводы.
Александр Мазурицкий, профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета, доктор педагогических наук, Москва