Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (333)'19 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Файрволл российского разлива
В нынешней картине мира накопилось уже столько абсурда, что комментировать его совсем не интересно. Собираем по копейке на лечение больных детей и в то же время готовы извлечь из бюджета 40 миллиардов (!) рублей на блокировку Telegram и создание «суверенного интернета», Я журналист, а не психиатр и объяснить логику наших законодателей не могу. Ясно одно — ими руководит маниакальное желание законопатить все щели, перекрыть все каналы, по которым люди могут обмениваться «нежелательной» для депутатской безопасности информацией. И при этом неустанно говорится о «цифровой экономике» и строительстве лунной космической станции. Несколько лет назад я писала колонку о дрейфе страны в дремучее прошлое. Сегодня она так же актуальна — ни убавить, ни прибавить. Только мгла сгущается. 
Повторяю. 
«Полный назад» — название одной из книг Умберто Эко, которая собрала под своей обложкой эссе и статьи философа и писателя, изданные им в первое пятилетие нового века. «Полный назад» — морская команда — у Эко обозначает процесс «прогрессирования Европы вспять», «отката в историческое прошлое». 
«Средневековье возвращается» — так озаглавил Умберто Эко свою статью ещё в 1994 году. Этот антиутопический образ подхватила пресса всего мира. И третье тысячелетие демонстрирует: время глядит вспять, ибо в развитых обществах мораль не успевает в ногу с прогрессирующей технологией. Война, доказанный абсурд, всё ещё средство осуществления политики. Ненависть к «другому» — всё ещё лучший рычаг для сплочения масс. Достижения техники всё сильнее способствуют порабощению людей и насаждению невежества. Суеверия как примитивное объяснение мироустройства всё активнее влияют на попытки истолковать мир. 
Справедливости ради надо сказать, что Умберто Эко далеко не первым ввёл в научный и публицистический оборот образ «Средневековья». Как троп его активно использовали мыслители и писатели с начала минувшего века, пропуская сквозь воронку времени настоящее и будущее (причём как в позитивном, так и негативном контексте). 
Первым «крестовый поход» начал Николай Бердяев, опубликовав широко обсуждавшуюся книгу «Новое средневековье». Приложил руку к исследованию этой концепции и выдающийся социолог Питирим Сорокин: «Когда все ценности атомизируются, исчезнут авторитетное „общественное мнение“ и „мировое осознание“. Договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. Построенный западным человеком за предыдущие столетия величественный договорный социокультурный дом рухнет. <…> Сила станет правом». 
Образ Средневековья актуализируется в кризисные периоды, когда историческое время превращается в неподвижное болото: первобытное погружение в грязное, отчаянное, развратное прошлое человечества, наполненное войнами, насилием, страхом и страданиями. Повесть бр. Стругацких «Трудно быть богом» была прямой реакцией на закат «оттепели». В ней образованные люди не могли спасти от мрака — они вынуждены терпеливо пережидать медленную эволюцию раннего цивилизованного варварства, бродить по стране варваров — стране, где книги и искусство сжигают, грамотных людей убивают, а женщин подозрительно мало. Писатели изобразили гротеск, нищету и вульгарность в падшем мире, неспособном поднять взгляд к спасению. 
Один из первых зрителей фильма, поставленного А. Германом по этой повести,  У. Эко сказал: «Это фильм именно о том, что с нами может случиться». 
Романы Владимира Сорокина в середине 2000-х тоже воспринимались нами как сатира и гротеск, но со временем сорокинские метафоры начали воспроизводиться в реальности. И «День опричника», и «Теллурия» дали основание Анне Наринской назвать Сорокина «неумолимым пророком», создавшим долгосрочную проекцию существующих трендов. Мир «Теллурии» с его обвальной демодернизацией, неоархаикой, распадом государств и ростом религиозного фундаментализма оказался гораздо более реален, чем мы думали.» 
Мы всё чаще вспоминаем сегодня Средневековье в комментариях к дичайшим новостям. Впрочем, кто-то скажет, что это мелочи, которые не стоит ставить в такой широкий культурно-исторический контекст. 
Однако, уже «сила стала правом». 

С любовью, Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы