Одним из первых шагов большевиков в области культурной политики был запрет на издание детективной литературы, как «орудия буржуазного воздействия на отсталые мелкобуржуазные массы с целью всяческого разложения их». Но побороть любовь к «сыщицким книгам» оказалось непросто. В противовес им была сделана попытка создать «Красный Пинкертон». Это начинание законно потерпело полную неудачу, создав только откровенную халтуру, якобы революционную, а по существу скучнейшую, подражательную.
И только в 1939 году в журнале «Вокруг света» был опубликован рассказ Льва Овалова «Синие мечи», в котором впервые явился советскому читателю сыщик Иван Пронин, а потом в журнале «Знамя» увидели свет сразу шесть «Рассказов майора Пронина». Почти одновременно они вышли отдельной книгой в Воениздате Народного комиссариата обороны. В 1941 году самый популярный советский журнал «Огонёк» начал публикацию и новой повести Льва Овалова о сыщике Пронине — «Голубой ангел».
Слава буквально обрушилась на писателя и на придуманного им персонажа, сделавшегося любимым героем миллионов читателей. Майор Пронин шагнул в народ, став родным и близким членом многих советских семей.
А спустя две недели после начала Великой Отечественной войны Льва Сергеевича Овалова арестовали «доблестные» органы, которых он прославлял в своих произведениях. Ещё через год, после нахождения в тюрьме и проведения формальных следственных действий, его осудили как «врага народа» по знаменитой 58-й статье. Писателя на 15 лет разлучили с родными, читателями и творчеством.
Виктор Шкловский писал: «Советский детектив у нас долго не удавался потому, что люди, которые хотели его создать, шли по пути Конан Дойла. Между тем, можно идти по линии Вольтера и ещё более — по линии Пушкина. Надо было внести в произведение моральный элемент. Лев Овалов напечатал повесть “Рассказы майора Пронина”. Ему удалось создать образ терпеливого, смелого, изобретательного майора государственной безопасности Ивана Николаевича».
Впрочем, попытки «внести моральный элемент», как правило, давали неожиданный результат. Как только писатель начинает облекать пропагандистские штампы в литературную форму — так вольно или невольно возникает пародия на официальную пропаганду. Понятно, почему эти вполне советские произведения вызвали настороженность у партийных цензоров. Объективно они воспринимались пародийными по отношению к официозу. А тень пародийного отношения легла на самого майора Пронина. Именно поэтому он стал героем множества анекдотов, комиксов, мультфильма и в народной памяти остались только «умные, проницательные, немного усталые глаза майора Пронина», да ресторан «Майор Пронин», открытый Андреем Бильжо возле Лубянки.
C любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»