Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 18 (276)'16 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Образовательный феномен
Не будет преувеличением сказать, что педагоги многих стран пытаются разгадать «тайну» финского феномена — школьники этой страны традиционно показывают самый высокий в мире уровень знаний и признаны самыми читающими детьми планеты. Невероятно, но при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учёбой, а финское государство затрачивает на своё качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами. 
Финские школьники не получают домашних заданий и не сдают экзамены. 
А сейчас идёт поэтапное реформирование школьной программы — из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Это могут быть элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.
Успех финской системы образования — следствие целенаправленных реформ, вызванных идеей «государства благосостояния». Эта общественно-экономическая модель, принятая в Финляндии после Второй мировой войны, привела в 1960–70 гг. к началу целенаправленных глубоких перемен всего государственно-общественного устройства. Реформа системы образования стала ядром центрального проекта развития общества.
«Три основных элемента государственной политики составляют модель государства благосостояния: необходимость экономического роста, социальные права граждан и гарантированное государством благосостояние граждан. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в ней между собой. Благодаря этому равноправие и солидарность становятся средством повышения экономической эффективности, но одновременно они являются целями, для достижения которых важен экономический рост. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование. При этом основной вопрос ставился не в том, сколько будут стоить реформы, а в том, сколько государству необходимо средств для их обеспечения.
Преимущества интегративной школы в том, что она даёт возможность эффективно развиваться слабым учащимся, гибко адаптироваться к повысившимся требованиям рынка труда, а также способствует социальной интеграции, консолидации в обществе».
Одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень образования, называется и отличный уровень библиотек, хорошо налаженная связь между библиотеками и образовательными учреждениями. Задача библиотек — не только сохранить национальную культуру. Там библиотека — часть всей системы образования, поэтому практически везде городская библиотека находится вблизи от учебного заведения. В библиотеках проводятся национальные праздники, концерты, библиотеки занимаются и сохранением национальных фондов, создают национальные электронные базы данных.
Невозможно представить, чтобы в финском обществе стали устраивать дискуссию, по каким учебникам учить историю или литературу, кому убирать класс после уроков или какой должна быть зарплата учителя. Там имитацией реформ не занимаются.

C любовью,Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы