Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (273)'16 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Не краткий МИГ, но повседневный труд

За ним стоит относительно новое и чрезвычайно важное для библиотек направление деятельности. Почему «новое» и почему «относительно»? Ведь информационной грамотностью мы занимались много лет, рассматривали её как один из индикаторов включения в общество знаний, увязывали с воспитанием культуры чтения, эффективным использованием богатейших печатных ресурсов.
Повсеместное распространение интернета, приобщение к нему с раннего детства, бурное развитие социальных сетей привело к информационному взрыву и вызвало как позитивные, так и негативные эффекты. Человек, и прежде всего ребёнок, оказались беззащитными перед изобилием ненужной, и зачастую вредной информации, появилась возможность проникновения в его личное пространство мошенников и насильников. В повестке дня различных воспитательных и образовательных институтов, а также учреждений, продвигающих информационные технологии, появилась проблема защиты детей и взрослых от вредных и просто опасных сайтов. Публичные библиотеки (ПБ), в том числе обслуживающие детей, стали активными участниками реализации принятой государством в 2015 г. Концепции информационной безопасности детей. Лидером этой работы оказалась Российская Государственная детская библиотека (РГДБ) (см. №8 нашего журнала за 2015 г.). Ежегодно участвуя в Неделе безопасного Рунета, РГДБ провела в феврале с. г. Всероссийскую видеоконференцию «Роль библиотек, обслуживающих детей, в создании позитивного Интернета». Её материалы легли в основу данного номера.
Особенностью выступлений на ней стало осознание императива: от защиты детей и взрослых необходимо перейти к концепции освоения основами МИГ. Она подразумевает получение соответствующих знаний и умений, овладение способами поисков нужной информации, и что особенно важно, необходимость обучения критическому её восприятию, оценке и  прицельному использованию. Из этого же ряда создание и сохранение информации и знания, а также возможность обмениваться ими, используя различные каналы, форматы и платформы. Как свидетельствуют исследования, на этих факторах во многом покоится гражданское самосознание людей, способность адекватно отвечать на вызовы времени. 
Конечно, следуя давней отечественной традиции «держать и не пущать», легче надеяться на фильтры, препятствующие доступу к вредным сайтам или сайтам, официально объявленным таковыми. Труднее учиться выявлять нужную и полезную информацию, сравнительному анализу контента из различных бумажных и электронных источников, прививать навыки, обеспечивающие неприятие любого проявления агрессии, ненависти и просто малограмотных текстов. Все эти элементы составляют содержание медийно-информационной гигиены — понятия, введённого одной из самых ярких фигур в области воспитания МИГ И. В. Жилавской (см. её публикацию в данном номере).
Такая работа требует от библиотекарей кропотливого будничного труда, который не ограничивается впечатляющими мероприятиями-фейерверками, но подразумевает групповое и индивидуальное общение с детьми и их родителями, постоянно действующую обратную связь, выявление наиболее результативных форм «интеллектуальных инъекций», необходимых современной молодёжной аудитории. Хочется верить, что, осознавая свою социальную ответственность, персонал ПБ сумеет справиться с этими задачами.

Слава Матлина, 
ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело»




Тема номера

№ 21 (303)'17
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы