Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (142)'15 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Продвижение медиа-информационных знаний: трудные задачи и новые подходы
На протяжении последних лет главная детская библиотека страны последовательно разрабатывает одну из актуальных проблем — формирование медиа-информационной грамотности (МИ-грамотности) у детей и подростков. Как защитить цифровое поколение от опасностей и рисков, с которыми связано использование интернета? Как научить ребят ориентироваться в безграничном море информации, отбирая самое лучшее и нужное? Наконец, как с помощью МИ-знаний помочь ребёнку создавать информационные ресурсы: блоги, краеведческие историко-литературные маршруты, буктрейлеры и др., используя одновременно бумажные книги и электронные источники?
Эти и многие другие вопросы РГДБ ставит в центр внимания многочисленных семинаров, вебинаров, конференций, конкурсов, вовлекая в круг их участников ведущих специалистов страны: психологов, социологов, педагогов, специалистов в области информатики, детского и подросткового чтения и, конечно же, библиотекарей из различных регионов.
По сути, РГДБ удалось создать новую концепцию научно-методической деятельности, когда любое начинание федеральной библиотеки не просто воспроизводится на региональном и местном уровне. Здесь модель взаимодействия другая: коллеги из других регионов с начала разработки проекта становятся партнёрами-соучастниками, примером чего выступает «Вебландия» — каталог интернет-сайтов для детей различных возрастов, конкурс «Позитивный контент», создание Национальной электронной детской библиотеки.
Номер позволяет проследить, как от проблемы защиты детей от вредной информации библиотеки страны во главе с РГДБ переходят к иному, более трудному пониманию своих задач. На первое место выдвигаются вопросы создания качественного контента для детей (наряду с «Вебландией» это рекомендательные библиографические сервисы), а также обучение знаниям, помогающим ребёнку выбирать наиболее важные и нужные в данной ситуации материалы. Давние проблемы воспитания читательской культуры — отбора и восприятия печатного текста, сегодня актуализированы новыми — свободной ориентацией в виртуальном пространстве, адекватным пониманием и оценкой электронных текстов и изображений.
Не случайно крупнейший специалист в области медиа-информационного образования, И. В. Жилавская, чья статья опубликована в данном номере журнала, связывает формирование МИ-образования с категориями свободы и ответственности. Научить ребёнка свободно выбирать информацию; оценивать её качество, степень достоверности и доказательности, при необходимости сопоставляя с другими источниками; самому не только грамотно использовать, но и создавать контент, потенциально интересный другим пользователям — это и есть основа сегодняшнего взгляда на медиа-образование и предпосылка для воспитания культуры современной личности. Информационной личности ХХI века, отличающейся познавательной активностью, критическим мышлением и чувством ответственности за свою деятельность.

C. Г. Матлина,
ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы