Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 24 (234)'14 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Триумф абсурда
Странная штука — этот абсурд. Читаешь, к примеру, девять лет назад «День опричника» и думаешь: «Какой бред. И что это Сорокин себе нафантазировал». А возьмёшься перечитывать заново — и вот уже все эти психоделические картинки начинают обретать реальные черты, а «Кафка становится былью». И Великая Русская Стена, ограждающая страну от всего мира, не кажется такой уж нереальной и уже «восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии, а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу».
Или, вот, ненароком включишь телевизор, а там — всеобщее ликование и одобрение «линии партии», публичная раздача «лицензий на смерть». Сразу же на память приходит очень давнишняя повесть Юлия Даниэля «Говорит Москва» о «введении в СССР Указом Президиума Верховного Совета Дня открытых убийств, единодушном одобрении инициативы со стороны трудящихся масс» и далее, как по писанному: «растущее благосостояние — семимильными шагами — подлинный демократизм — только в нашей стране все помыслы — впервые в истории — зримые черты — буржуазная пресса..».
А совсем недавно довелось посмотреть уже хорошо забытый фильм «Город Зеро». Это же настоящее послание в бутылке из далёкого 1988. 
В нём в подробностях описано, как можно за два дня довести нормального и разумного человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, у которого парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И всё это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства. Попав в описанную Оруэллом ситуацию, где «мир — это война», а «правда —это ложь» «простой советский инженер» Алексей Варакин готов признать себя Махмудом, сыном застрелившегося у него на глазах повара Николаева, потому что прокурор привёл ему «неопровержимые доказательства» этого родства. Окончательным погружением Варакина в мир абсурда становится посещение местного краеведческого музея, где он узнаёт что этот провинциальный город может быть назван «столицей мира», ибо он так или иначе связан почти что со всеми ключевыми моментами человеческой истории. Наиболее древние экспонаты относятся ко времени падения Трои, и именно троянцами якобы был основан этот странный российский город Зеро. Во времена Нерона римская когорта, оказывается, также побывала здесь. Среди экспонатов музея — и кровать вождя гуннов Атиллы, и бальзамированная голова Лжедмитрия. Оказывается, в городе одну ночь провёл бежавший из ссылки Сталин. «В правде истории — источник нашей силы», — гласит лозунг на стене музея. Здесь всё переплетено и запутано — троянцы, легионеры, гунны, анархисты и батька Махно, соцреализм, ударники и рок-н-ролл. Не хватает только сакральной Корсуни, где принял крещение князь Владимир.
Здесь гротеск как художественный приём, основанный на отклонении от нормы, призван вскрыть обыденную нормальность ненормального, которую люди воспринимают как руководство к действию, не задумываясь о последствиях.
В другом абсурдистском фильме Шахназарова «Сны» герой Басилашвили называет это «массовым впадением в идиотизм».
Будьте здоровы и счастливы даже в мире абсурда.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»



Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы