Ещё в середине XV века во Франции появилась первая Гуманистическая библиотека, когда по инициативе приходского священника в городе Силесе, что близ Эльзаса, была организована одна из известнейших Латинских школ, где исповедывались идеи Рейнского гуманизма. Это были времена открытия человеческой индивидуальности. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утончённое отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию, а также яркая эстетическая направленность в понимании человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания. Эпоха Великого Возрождения прямо или косвенно, сразу или через несколько столетий сказалась на культуре и жизненном укладе всех народов мира, потому что именно ренессансный дух — индивидуальной свободы, смелого познания, интеллектуальной ненасытности, преклонения перед античной, прежде всего эллинистическо-римской всемирностью,— позволила европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всём мире.
Студентов Латинской школы с каждым годом становилось всё больше, им необходимы были книги, которые тогда были редки и дороги. Школе нужна была библиотека, и её основу заложил Иоганн фон Везус, подарив ей тридцать древних рукописей и не подозревая при этом, что он стал основателем одной из самых престижных библиотек в западном мире.
Далее последовали дары от других известных гуманистов того времени, которые безвозмездно передавали ей бесценные книги и рукописи гуманистического содержания.
Библиотека школы располагалась на втором этаже часовни на южной стороне приходской церкви. Книги размещались на столах или на кафедрах. Многие из них были прикованы цепями, чтобы защитить их от кражи. Новая жизнь коллекции началась после того, как в неё влилась частная библиотека Беатуса Ренануса — гуманиста и религиозного реформатора XVI в., друга и сподвижника Эразма Роттердамского, выпускника этой известной Латинской школы. Вскоре ей предоставили новое помещение бывшего зернового амбара, и сегодня Гуманистическая библиотека — единственное в Европе собрание книг, которое никогда не было разделено. Часть его является личной коллекцией Беатуса Ренануса. Это одна из крупнейших коллекций подобного рода, сохранившихся во Франции. В Библиотеке выставлены манускрипты, восходящие к VII веку, бесценные работы первопечатников, книги XVI века.
В этом году Гуманистическая библиотека была включена в программу ЮНЕСКО «Память мира», как объект особо ценного культурного наследия.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»