Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (150)'11 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Под зелёным абажуром





Книги, которые
пишутся собственно для детей,

должны входить в план
воспитания,



как одна из важнейших
его сторон.



Виссарион Белинский



 



Похоже, сегодня эту педагогическую максиму великого критика
вспоминают лишь те, кто работает в детских библиотеках. Свет лампы под зелёным
абажуром над круглым столом, за которым собиралась вечером вся семья для чтения
книг, заменили мерцание монитора и телевизионного экрана. Социологи в один
голос говорят, что утрата традиций семейного чтения стала причиной нелюбви
ребёнка к книге. Любовь Борусяк определяет это как «дефицит старых культурных
кодов», когда книга из показателя культуры превращается в товар, который после
чтения выбрасывается за ненадобностью. Борис Дубин определяет этот процесс как
«дефицит смыслового кода семьи», изменение ценностных ориентиров. А
исчезновение книжного дефицита вообще лишило чтение ореола сверхзначимости. Как
бы то ни было, но современные родители, может, и хотели бы видеть своё чадо с
книгой в руках, но не знают, как привить ему этот интерес. Им не хватает
элементарной «родительской компетенции». Собственный читательский опыт трудно
применить — изменилась визуальная культура, предметный мир, появились новые
реалии, которые необходимо учитывать, чтобы книга была интересна ребёнку.



Русская общественная мысль всегда уделяла повышенное
внимание просвещению родителей как руководителей чтением. Через каналы критики
и публицистики транслировались самые передовые педагогические идеи, где книга
рассматривалась как «важнейший инструмент». Передовые педагоги XIX столетия
Водовозов, Каптерев, Стоюнин и многие другие публиковали в литературных и
общественно-политических изданиях статьи, где рассматривали не только
эстетические критерии детской литературы, но и её педагогическое воздействие,
делали обзоры новых книг, составляли рекомендательные списки.



В советское время эту многотрудную задачу решали Дома
детской книги, кафедры детской литературы. Много внимания формированию
родительского вкуса, который в конечном счёте определял круг детского чтения,
уделяли писатели (от Горького до Житкова), критики детской литературы А.
Бабушкина, Т. Полозова, Г. Позднякова,



Л. Звонарёва, Л. Разгон, И. Мотяшов и др.



Сегодня с грустью можно констатировать, что практически
исчезли кафедры, готовившие специалистов для детских библиотек, размыты
особенности этой профессии. Закрыт замечательный журнал «Детская литература»,
из современных критиков можно вспомнить лишь Ксению Молдавскую. Детская
литература (при том что прилавки книжных магазинов забиты яркими красивыми
изданиями) оказалась не только на обочине литературного процесса, но и
общественного сознания.





В последние время в нескольких крупных городах открылись
«Лавочки детских книг», которые призваны совместить в себе функции магазина и
центра детского чтения. При «Лавочках детских книг» на постоянной основе
действуют книжные клубы с двумя секциями: для детей и родителей. Занятия проводят педагоги, специалисты по детской
литературе, в заседаниях клубов принимают участие издатели, редакторы, авторы,
книжные критики, библиотекари, школьные учителя.

Это оставляет пусть маленькую, но всё-таки надежду на то,
что ещё не всё потеряно.



 





С любовью, Татьяна Филиппова, главный редактор журнала «Библиотечное Дело»





Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы