Вадим Сазонов, генеральный директор ООО «Ти-Ай-Джи»,
Санкт-Петербург
Контакт между книгой и читателем сегодня происходит в
основном в книготорговой сети. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: всего
за 20 лет наш книжный мир кардинально изменился. На смену культу книги и
тотального её дефицита пришло хаотичное изобилие как доступных, так и дорогих,
но значительно менее ценимых книг, из пёстрого многообразия которых трудно
извлечь качественные образцы.
Расширение книжного ассортимента сочетается с уменьшением
общей читательской активности (в среднем на 3–5% в год) и серьёзным изменением
структуры чтения.
Книга стала одним из многих продуктов общества потребления,
живущего по законам маркетинга — услуга или товар, о котором потребитель не
получил информацию, для него не существуют. Библиотека как культурный ресурс,
существующий вне коммерческого поля потребления, выпадает из привычной гаммы
продвигаемых услуг и товаров. Если в прежние годы неудовлетворённая потребность
в литературе и глубоко укоренённые традиции чтения буквально толкали жителей в
библиотеку, то сегодня потребность в чтении чаще всего удовлетворяется за счёт
покупки книг. Мысль о возможности бесплатной «аренды» книги попросту не
приходит большинству людей в голову, а гедоническая жизненная стратегия не
подразумевает траты времени на посещение библиотек и траты интеллектуальной
энергии на само чтение.
В ходе нашего исследования мы попросили респондентов назвать
причины падения их интереса к посещению библиотек. Только 10% респондентов
обосновали это доступностью книг в книжных магазинах; более половины ответивших
считают, что это связано с изменившимися традициями чтения.
Для большинства горожан избыток книг в книжных магазинах
воспринимается как негативный фактор, затрудняющий выбор нужной книги и часто
приводящий к покупке «книжного спама», тем не менее большинство читателей
стремятся пользоваться услугами именно крупных книжных магазинов. При этом
только треть приобретаемых книг были намечены покупателями до прихода в
магазин, две трети выбираются непосредственно в торговом зале. Очевидно, что в
подобной ситуации читателям требуется квалифицированный консультант, который бы
помог им быстро сделать правильный выбор.
Как показало исследование, проведённое в книжных магазинов
по методу «осведомленный покупатель» (в западной терминологии — Mystery
Shopping), ни подготовка продавцов, ни физические параметры большинства
магазинов не соответствуют требованиям. Между тем объём знаний, которыми должен
обладать продавец, превосходит объём знаний, требующихся от продавца самой
сложной техники.
Исследования, проведённые в библиотеках, выявили обратную —
их сотрудники владеют отточенными навыками работы с читателями, но посещаемость
этих учреждений падает. Так, большинство библиотекарей, принявших участие в
исследовании (опрошены сотрудники четырёх филиалов библиотеки имени Лермонтова,
Санкт-Петербург, 2010 год) показали отличные навыки по работе с нечёткими
запросами читателей, преодолению конфликтных ситуаций и творческому решению
задач по развитию коммерческих услуг в библиотеке. Хуже обстояли дела с такими
навыками, как лидерство, принятие на себя ответственности, с адекватной
самооценкой и умением отделять главное от второстепенного. По итогам тренинга
стало понятно, что профессиональная сфокусированность библиотечных специалистов
является благодатной почвой для обучения, в ходе которого осуществляется
переформатирование имеющихся навыков, формирование позитивной самооценки и
нового взгляда на привычные профессиональные обязанности.
Библиотекари не могут разложить свои навыки работы с
читателями на составляющие формальные компоненты. Этот опыт формируется годами
работы с самыми разными читателями. Комплекс навыков по подбору нужной книги носит
мощный универсальный характер и имеет очень высокую эффективность (порядка
90%). Кроме того, сегодня постоянные читатели библиотек — это особая каста. Как
правило, это люди с высоким уровнем развития, много прочитавшие в жизни и
продолжающие читать, имеющие критерии объемной оценки любой книги.
Взаимодействие с такими читателями даёт библиотекарям полезную информацию,
позволяющую помочь другим читателям. Это напоминает обмен мнениями в
интернет-среде, с тем только отличием, что здесь такой обмен происходит в
устной форме и постоянно совершенствуется.
Чтение — важный и многогранный процесс. Человек в течение
жизни может менять своё отношение не только к самой книге, но и к процессу
чтения. В процессе чтения происходит сложная творческая переработка информации.
Такая деятельность формирует личностную социальную и профессиональную
адаптивность, развивает интеллект и мировоззрение. Развитие информационных
технологий, электронных средств работы с информацией и Всемирной паутины не
уменьшили роль книги, а сделали её уникальным ресурсом, дающим сырье для
развития самостоятельного мышления.
В 2009 и 2010 году по заказу комитета по печати
Администрации Санкт-Петербурга мы совместно с Северо-западным институтом печати
провели масштабное исследование читательской аудитории. Выборка была не
привязана к интернет-аудитории (большая часть аналогичных исследований
проводилась среди активных интернет-пользователей, дающих не репрезентативные
результаты), опрос проводился посредством личного интервьюирования. В 2009 году
были опрошены жители Санкт-Петербурга (около 1000 человек), в том числе,
посетители библиотек, в 2010 году — студенты питерских ВУЗов и продавцы книжных
магазинов (суммарно около 1000 человек). Задача состояла в изучении тенденций
активности чтения, выявлении читательских предпочтений и факторов, влияющих на
выбор книги. Кроме этого, мы изучали и ситуацию в издательском секторе.
Результаты этих исследований показали, что большинство
читателей, выбирающих книги невысокого качества («книжный фаст-фуд»), могли бы
— при условии достаточного и качественного информирования — читать более
полезную литературу. В настоящее время книга стала универсальным продуктом,
являющимся одновременно источником знаний, развлечением и средством
структурирования времени. Исчезла идеология чтения. Теперь потребность в
серьёзном чтении формируется под влиянием косвенных и второстепенных факторов,
и воздействовать на неё трудно. Анализ полученных данных позволяет сделать
вывод о том, что сегодня всё более важным является качество читаемых книг.
Кстати, респонденты считают, что более трети издаваемых сегодня книг нельзя
назвать качественными.
При проведении исследования мы разделили всю книжную
продукцию на 4 блока: художественную, профессиональную, учебную и
развлекательную литературу. Профессиональная и учебная книга чаще всего
выбирается в период обучения или профессионального становления, соотношение же
в общем объёме прочитанного литературы художественной и развлекательной даёт представление
о готовности читателя к восприятию сложного материала.
Итак, что же нужно горожанам, чтобы читать больше
качественной литературы? Прежде всего качественный индивидуально
ориентированный сервис по выбору книг. С моей точки зрения, он должен включать
три компонента: книжные магазины, библиотеки и Интернет. Чтобы знать, какие
книги покупать, нужно знать, какие из них доступны в библиотеке, а получить
информацию об этом удобнее всего в Интернете. Если Интернет и магазины
большинству петербуржцев привычны и известны, то библиотеку как институт
квалифицированного книжного сервиса, интеллектуальной навигации по богатому
книжному миру и ресурсу личностного развития, по сути, нужно открывать заново.
Когда я рассказываю своим знакомым, что читательский билет
сегодня похож на кредитную карточку, все книги имеют штрих-код, выдаются на
месяц, а процесс выбора и оформления книги занимает меньше времени, чем поход в
продовольственный супермаркет, они удивляются и спрашивают, где же такая
библиотека? Эта информация из трёх строчек, похоже, стирает в сознании моих
приятелей информацию старую, где за столом в пыльной библиотеке сидела
безразличная пожилая женщина, тоскливо взирающая на огромную кипу бумажных
заявок.
В Доме книги уже применяется информирование читателей о
новинках в библиотеках. Опытные библиотекари в торговом зале помогают в
определённые дни покупателям выбрать книгу. Ожидать от читателей революционных
и самопроизвольных изменений не имеет смысла. Необходимы активные действия, и
времени для вовлечения горожан в сотрудничество с библиотеками города у нас не
очень много. Нужно в ближайшие 2–3 года переломить ситуацию, вернув читателей с
новой мотивацией в новые библиотеки!