Асыл Нурмагамбетовна Койшибаева, заместитель директора
Сатпаевской ЦБС, Казахстан
Среди читателей нашей библиотеки — люди разных возрастов и интересов. Нам
дорог каждый.
Мы работаем со школьниками, студентами,
студентами-заочниками, рабочей молодёжью, людьми «золотого возраста»...
«Читающими дошколятами» занимается библиотекарь детского отделения Юлия
Игоревна Солодовникова. Чтением «библиотечных гимназистов» руководит Нина
Васильевна Тиньгаева. С читающими семьями работает библиотекарь абонемента
Марал Рахимбековна Серкебаева. Лучшими друзьями и советчиками для ребят из
клуба «Доверие» и из детского дома стали Асыл Койшибаева, Бану Керимбаевна
Тамабаева, Сауле Тусупаливна Карабекова. Заведующая филиалом посёлка Весовой
Ольга Николаевна Владимирова собирает под крышей своей библиотеки читающие
семьи посёлка и работает по программе «Библиотека. Книга. Семья».
Семья — главная ценность
Воспитать в ребёнке потребность в чтении — значит научить
его черпать в книге знания и духовные силы. Привычка к чтению закладывается в
семье, именно поэтому в библиотеках нашего города уже восьмой год действует
программа «Библиотека. Книга. Семья».
Основные цели и задачи программы:
• популяризация традиций семейного чтения;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• использование различных форм сотрудничества с ними;
• оказание методической помощи родителям в руководстве
детским чтением.
Постоянными читателями библиотеки являются около 35 семей, и
проведение ежегодных семейных праздников стало у нас уже традицией. Например, в
Международный день семьи проводится читательское рандеву «Мы читаем всей
семьёй!». Каждая семья индивидуальна, имеет свои ценности, которыми гордится,
которые передаёт из поколения в поколение. В ходе таких праздников
рассказывается о читательском стаже и читательских традициях каждой семьи,
увлечениях и интересах её членов. Ни один праздник не обходится без игр (чего
стоит только «Семейбол»!) и конкурсов. Например, каждая семья представляет на
суд жюри свои любимые блюда: манты, голубцы, плов, холодец, а в литературном
конкурсе показывает своё знание сказок.
Цель праздника семейного отдыха «Неразлучные друзья — папа,
мама, я!» — воспитание гордости за свою семью, сплочение детей и родителей, распространение традиций семейного чтения.
Праздник проводится на двух языках (русском и казахском), а участие в нём
принимают люди самых разных национальностей: казахские семьи Кудайбергеновых и
Баймагамбетовых, узбекская — Алимовых, татарская — Файрушиных, азербайджанская — Тагиевых,
татарско-украинская — Хайруллиных, русская — Долгановых, украинская — Цюпа.
Каждая семья рассказывала о своих традициях, о любимых праздниках в семье,
увлечениях, о своих детях. Звучали песни на казахском, украинском, татарском и
узбекском языках. Семьи участвовали в конкурсно-игровой программе «Я, ты, он,
она — вместе дружная семья» и принесли фотографии для выставки «Загляните в
семейный альбом».
В ходе конкурса «Папа, мама, я — читающая семья» участники
должны были придумать девиз («Любовь, книга и взаимопонимание — опора семьи и
воспитания!», «Читать всегда, читать везде! Читать при солнце и луне!», «Читать
— значить мыслить и творить!», «Хочу живым быть человеком и книга мне поможет в
этом!» — вот некоторые варианты) и инсценировать сказку. В блиц-опросе «Что
такое семья», каждый рассказывал о том, что для него значит семья. Папам и
сыновьям было предложено посоревноваться в надувании воздушных шаров, а
девочкам и мамам — в кулинарии. На столе были жент, лепешки и баурсаки,
азербайджанская пахвала, татарские кызтыбы, чак-чак по-узбекски. Подводя итоги
конкурсов, жюри вручило каждой семье ценные призы и медали: «Самая дружная
семья», «Самая активная семья», «Самая музыкальная семья», «Самая молодая
семья», «Самая задорная семья», «Самая любящая семья».
Традиционным стало выявление самой читающей семьи. В
библиотечном расследовании «Читающая семейка» приняла участие семья Баймагамбетовых, состоящая из 5 человек
(мама и 4 дочери: десятилетняя Алия, семилетняя Алтынай, четырёхлетняя Нурсулу
и маленькая Айсулу, которой всего два годика). Алтынай и Алия сами привели маму
в библиотеку, чтобы записаться. Глядя на старших, в библиотеку потянулись и
младшие. Девочки любят читать книги как на казахском, так и на русском языке.
Праздник заканчивается чаепитием за общим дастарханом.
В праздник 8 Марта семьи были приглашены на День семейного
отдыха «Весна, весна! На улице весенние деньки». За несколько недель до
праздника юным читателям дали задание подготовить рисунки «Портрет милой
мамочки», затем выявили самых читающих мам и дочек. На книжной выставке «Читаем
с мамой» были представлены книги для совместного чтения, любимые произведения
мам и их дочерей. Никого не оставила равнодушными выставка рисунков «Портрет
милой мамы». Прошли конкурсы «Самые обаятельные мама и дочка», «Уборка»,
кулинарные и литературные состязания. Независимый эксперт жюри Д. Б. Есенова
отметила: «Очень приятно было ощущать атмосферу взаимопонимания между мамами и
дочками. Видно, что мамы занимаются с детьми. Они вместе посещают библиотеку,
возрождая традиции семейного чтения». Очаровали всех трёхлетние Чингиз
Рахимбаев и Варвара Зелинская: эти малыши уже с годовалого возраста вместе с
мамами посещают библиотеку.
В рамках программы «Библиотека. Книга. Семья» ведётся
целенаправленное формирование фонда литературы для семейного чтения. Новые
книги приобретаются с учётом результатов опроса читателей «Книга и библиотека в
вашей жизни». Было приобретено уникальное издание для родителей —
популярная энциклопедия «Всё о ребёнке первых трёх лет
жизни» (С. Зверев, Минск, Книжный Дом, 2007), в которой, можно найти ответы на
все вопросы и проблемы, связанные с материнством, рождением и воспитанием
ребёнка.
Дошколята в библиотеке
По мере реализации программы стало очевидно, что необходимо
формировать особый книжный фонд для самых маленьких посетителей. Так появился
долгосрочный проект «Читающие дошколята».
Очень важно, чтобы ребёнок приходил в библиотеку вместе с
взрослыми, вместе с родителями выбирал книгу и читал её. Практические советы и
подсказки, консультации и ответы на свои вопросы родители могут получить,
обратившись к журналу «Мой ребёнок», на страницах которого выступают лучшие
специалисты: медики, детские и семейные психологи, педагоги. Прекрасным подспорьем
для родителей служат серии «Книжка — картинка», «Ладушки», «Чудо-глазки»,
«Развиваем речь», «Учимся, играя», «Лучшие сказки малышам», «Любимые книги
детства», «Рядом с мамой», «Весёлые уроки» и др.
Фонд пополнился яркими книжками И. В. Гуриной «Как появляется
цветок», «Как появляется птица», «Как появляется лягушка», «Как появляется
бабочка», помогающим родителям и воспитателям знакомить детей старшего
дошкольного возраста с животным миром. Забавные стихи В. Г. Дмитриевой «Все
правила поведения для воспитанных девочек и мальчиков» помогают детям быстро
запомнить вежливые слова, узнать, как вести себя дома, на улице, в транспорте и
в гостях. Стихи и песенки, сказки и потешки помогают ребёнку осваивать речь,
воспитывают чувства прекрасного, развивают мышление.
Читать детям и с детьми не такое простое занятие, как многие
думают. Наши сотрудники регулярно проводят для родителей консультации.
Подготовленные библиотекарями рекомендации «Ваш ребёнок в зеркале чтения»
подсказывают, как читать с детьми, раскрывают причины, которые мешают детям
овладеть навыком чтения.
Дошколята уверенно чувствуют себя в библиотеке и являются
частыми гостями наших мероприятий. Библиотекари не забывают отмечать самых
читающих дошкольников года. Юные книгочеи были представлены и на фотовыставке
«Самые-самые среди читателей». Так,
Вадим Зиньков является читателем библиотеки с четырёх лет, Алёша и Коля
Солодовниковы — с двух лет, сестрёнки Файрушины, Луиза и Диана посещают
библиотеку с первого и пятого года жизни и за год прочли 40 книг. Максим Чут
читает в библиотеке с трёх лет, Дима Кисматов записался в библиотеку, когда ему
исполнился один год, а Кирилл Цюпа первую книгу потребовал у мамы, когда ему
было 11 месяцев.
Регулярно посещают мероприятия для дошколят воспитанники
подготовительных групп детских садов. Все массовые мероприятия для малышей
(Праздник читательских удовольствий «Приглашение в Читай-Теремок», «Великан по
имени Чукоша») проводятся с участием сказочных персонажей. Для ребят детского
сада «Достык» выбрали весёлый музыкально- анимационный проект «Лёлик и
Барбарики» (2009, ООО «Компания ПРАВИЛЬНОЕ КИНО»). В создании этого мультфильма
принимали участие педагоги и детские психологи.
«Библиотечные гимназисты»
По этому проекту мы работаем уже не первый год. Для
«библиотечных гимназистов» книжный фонд постоянно пополняется новыми
энциклопедическими изданиями: «Знаменитые люди Востока», «Государства Великой
степи», книгами из серии «Детская энциклопедия Казахстана» («Предания Древнего
Казахстана», «Казахское ханство», «Великий Шёлковый путь (на территории
Казахстана)», «Они были первыми»; «Заповедники и национальные парки
Казахстана», «Денсаулык энциклопедиясы»). Приобретены «Большая хрестоматия
легенд и мифов» (М.: АСТ, 2009), «Я познаю мир» — «Великие люди мира», «Кто
есть кто в мире природы». Пополняется коллекция книг «100 великих». Особой
популярностью у ребят среднего школьного возраста пользуются книги серии на
казахском языке «Менің алғашқы кітапшам».
Запросы гимназистов разнообразны. Работая с этой группой
читателей, можно сделать вывод: гимназисты намного чаще обращаются за
информацией в библиотеку, и эта информация должна быть новой и углублённой. Для
сегодняшних любопытных и любознательных школьников Валерий Воскобойников создал
серию занимательных рассказов о детстве знаменитых людей. Его серия книг «Жизнь
замечательных детей» награждена Почётным Международным дипломом имени Г.-Х.
Андерсена и включена в список лучших книг мира. Эти книги пользуются у наших
читателей особым спросом. Начали мы собирать коллекции «Золотой глобус»,
«Животные нашей планеты», «100 человек, которые изменили ход истории».
В библиотеке гимназисты могут познакомиться с книжными
новинками, получить квалифицированную помощь при выполнении заданий (чаще всего
повышенной сложности). Они знают, как правильно сформулировать свой запрос,
самостоятельно ориентируются в справочной литературе, отдают предпочтение
энциклопедиям, журналам «Древо познания» и «Золотой глобус». Одна из гимназисток,
Татьяна Литвинова, стала лидером среди читателей и победителем в номинации
«Покоритель лабиринтов фантастики». Другая, Диана Сафина, принимала участие в
проекте «Ужас наркомании», в областной олимпиаде «Эрудит», в областном конкурсе
сочинений «Юный юрист», конкурсе сочинений «Родина моих предков», торжественной
церемонии вручения премии акима города «Максат» талантливой учащейся молодёжи,
одержала победу в номинации «Язык — душа народа».
Для многих наших гимназистов чтение — главное увлечение.
Эти недетские детские проблемы
В ЦБС ведут работу различные клубы: «Эколог», «Время и ты»,
«Шабыт», «Наша усадьба». Есть клуб особый — клуб «Доверие». Название это
придумали сами подростков. Они настолько подружились с библиотекарем читального
зала, что часто делились с ней своими проблемами. Эти ребята и предложили
открыть клуб неформального общения, где можно доверять друг другу.
Встречи клуба проходят каждый квартал. Темы встреч
предлагают сами ребята. Так, на психологическом практикуме «Дорога к себе и
другим» шёл разговор о проблемах социальной адаптации, о том, как не потеряться
в этом мире и не ожесточиться. «Почему мы такие разные?» — так называлась
встреча, посвящённая взаимоотношениям со сверстниками. Как не попасть под
влияние толпы, остаться при своём мнении? Как влияют молодёжные фильмы и
программы на сознание молодых? На встрече «Я люблю тебя жизнь…» говорилось о
таких проблемах, как алкоголизм, суицид, наркомания. Приглашённый психолог Ф.
И. Агильская рассказывала о путях разрешения этих проблем. От дурных мыслей
отвлекают занятие физическим трудом на свежем воздухе, чтение хорошей книги,
просмотр добрых передач, общение с людьми, не имеющими вредных привычек. Ребята
обсуждали причины пагубных пристрастий и их последствия. Размышляли о том, что
стоит за подростковым суицидом. Среди его причин — конфликты со сверстниками,
родителями, преподавателями, попытка обратить на себя внимание, потеря смысла
жизни, несчастная любовь. «Жизнь настолько коротка, что не хочется её тратить
на безумства», «важно найти поддержку среди родных, друзей» — говорили ребята и
предлагали свои пути решения этих проблем. Ещё одна встреча — психологический практикум «Ты и твоя семья» —
была посвящена проблеме отцов и детей.
В 2009 году мы выделили «группу читателей из Дома детства».
По воле обстоятельств эти ребята замкнуты и агрессивны. Библиотекари прилагают все усилия, чтобы расположить их к
себе, пробить стену отчуждения. Мы позвали подростков на встречу «Поколение
NEXT. Их выбор!» Разговор шёл о том, как привычки, приобретённые в юности,
формируют характер человека. Да, можно надеяться на родителей, государство,
которые будут опекать тебя вплоть до создания своей семьи, а можно принимать
решения самостоятельно, не бояться ошибок, ставить перед собой цели. Выбор,
сделанный в юности, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека, и годы,
прошедшие впустую, уже не вернёшь. Ребятам понравилась неформальная обстановка,
подкупило то, что не нужно сидеть под пристальным взглядом педагогов. Для них
сама необходимость прийти в библиотеку была нелёгкой задачей: кто-то выглядел
неуверенным, кто-то включил психологическую защиту и держался вызывающе.
Библиотекарь — он же и психолог — сумел
показать ребятам, что они такие же желанные гости в библиотеке, как и все.
Несколько посещений библиотеки убедили их в том, что здесь их понимают и
поддерживают. После индивидуальных бесед некоторые из ребят принимали участие в
массовых мероприятиях.
Обычно библиотекари при проведении каких-либо
мероприятий отдают предпочтение
прилежным ученикам, отличникам и забывают про «трудных» детей. Конечно, они
шумные, они ведут себя вызывающе, но постепенно раскрываются, избавляются от
страха и недоверчивости. Мы стараемся, чтобы библиотека стала для таких
подростков местом встреч и общения, помогла им открыть радость чтения. Хочется
верить, что эти встречи принесут плоды в жизни ребят.
Каждую встречу в клубе мы стараемся проводить неформально,
не говорить заученными фразами, создать обстановку, располагающую к свободному
обмену мнениями. Например, организуя просмотр молодёжного фильма «Мы из
будущего», мы хотели понять, насколько молодые понимают трагизм войны. Многие из участников просмотра говорили, что
не представляют, как бы повели себя, попав в данную ситуацию, что сейчас от них
зависит, будут ли знать о войне их дети. Они осмыслили всю значимость жизни
тех, кто воевал в те годы, кто умирал. И сегодняшнее поколение должно помнить
эту войну.
Конечно, мы не можем не говорить о чтении. Подспорьем в разговоре с
нечитающими подростками нам служат, например, молодёжные журналы, где есть
небольшие рассказы. («Саратога», «Смена», «Птюч», «Космополитен»). Использовали
мы и книгу «Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и
мальчикам». Её автор, известный английский психолог Анита Найк, вот уже много
лет ведёт колонку советов в популярном во всей Европе журнале для девочек «Just
Seventeen» («Мне семнадцать»). Как не потерять голову от любви? Как поверить в
себя? Как жить в мире с родителями? На эти и многие другие вопросы отвечает А.
Найк в своей книге. Это издание интересно не только девочкам-подросткам, но и
их родителям, поскольку автор уделяет много места проблемам семьи и школы,
анализирует конкретные ситуации, спорит с укоренившимися предрассудками. Мы
сформулировали 8 причин, по которым следует сказать чтению «да». Чтение:
• помогает установить контакт со сверстниками;
• обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
• обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
• учит думать, концентрирует внимание;
• способствует развитию самоуважения;
• расширяет знания;
• облегчает процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе;
• нацеливает на получение новых знаний.
Одна из задач наших клубов
— помочь юношам и девушкам
выбрать дело по душе, найти своё место в жизни. Состав клуба меняется: одни
заканчивают школу и уезжают, другие
поступают в учебные заведения и у них не остаётся времени. Однако все
вспоминают о библиотеке с теплом и приводят в клуб своих друзей.
Мы стараемся привлечь тех, кто обычно остаётся в стороне»:
тех, кого не замечают в школе, тех, кто молча берёт книги или появляется у нас
раз за год. Стараемся сотрудничать с теми школами, учащиеся которых не посещают
центральную библиотеку. Среди тех, кто приходил на наши встречи, попадаются
самые разные ребята, у них разные характеры, кто-то эмоционален, кто-то
молчалив, кто-то активен, а кто-то пассивный тихоня. Но их объединяет одно: они
знают, что в библиотеке их выслушают, здесь они могут откровенно говорить о
наболевшем, здесь над ними никто не посмеётся, напротив —поддержат.
Библиотекарь играет роль «своего парня», он понимает, что для них главное
выговориться, быть понятыми. Многие подростки признавались, что благодаря этим
встречам им стало проще находить общий язык с родителями, удалось избавиться от
агрессии, замечали, что им стало легче высказывать своё мнение.
Мы рады, что смогли кому-то помочь, что внесли свою лепту в
воспитание молодёжи. Тот опыт и те знания, которые ребята получили в стенах
библиотеки, пригодятся им, когда они будут воспитывать своих детей. На плечах
библиотекарей лежит большая ответственность: от нашей работы зависит то,
насколько будут люди заинтересованы книгой, чтением, будут ли в будущем у нас
читатели.