Наталья Фомичева, ведущий библиотекарь библиотеки
Нижегородской государственной медицинской академии
Год 2011 год для библиотеки Нижегородской Государственной
медицинской академии стал годом особенным: 10 лет назад прошли I Далевские
чтения, призванные содействовать формированию культуры речи, уважения к родному
языку. Дата обязывала ко многому. Очень хотелось придумать что-то новое,
необычное, тем более что тема эта за 10 лет не потеряла актуальности.
Слово — исключительная
способность
человека выражать
гласно мысли и чувства свои
В. И. Даль
Подготовка к Далевским чтениям-2011 началась задолго до их
проведения. Сколько литературы было просмотрено, сценариев было предложено,
презентаций подготовлено! Сколько дискуссий и мнений было по этим вопросам,
жарких споров и эмоций, пока все члены оргкомитета не пришли к единому мнению!
Девизом конференции стали слова
Г. Р. Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ».
Участники и гости чтений начали собираться уже за час до официального открытия
конференции. В фойе перед актовым залом были представлены выставка-просмотр
литературы «Профессия врача обязывает…» и выставка стендовых докладов «Наш дар
бесценный — речь», в актовом зале — выставка «Дабы быть на свете полезным
человеком», материалы которой вызвали искренний интерес авторов стендовых
докладов, преподавателей, гостей из других вузов. Авторы с энтузиазмом
знакомили со своими трудами друзей, гостей конференции, делились опытом выбора
тем для докладов. Атмосфера праздника, торжественность, лёгкое волнение
докладчиков… К началу конференции зал был полон.
Вступительное слово было предоставлено проректору по учебной
работе, профессору Г. А. Буланову. В своём выступлении Геннадий Александрович
подвёл итоги десяти лет совместной творческой работы преподавателей и студентов
по развитию культуры речи молодёжи, повышению престижа русского языка,
воспитанию в будущих врачах уважения к родному слову. Правильная, грамотная
речь помогает стать культурными людьми и настоящими профессионалами,
способствует сохранению традиций нашего народа для будущих поколений.
«10 лет с любовью к слову: Далевские чтения вчера, сегодня,
завтра!» — эта мультимедийная презентация, подготовленная сотрудниками
библиотеки Н. А. Сычевой и Т. Н. Каплицкой, помогла присутствующим совершить
экскурс в историю Далевских чтений, вспомнить наиболее яркие их эпизоды.
В 2001 году, к 200-летию со дня рождения В. И. Даля, по
инициативе ректора НижГМА профессора В. В. Шкарина и директора библиотеки Т. Ф.
Котовой была организована первая конференция, посвящённая вопросам речевой
культуры студентов. Проходила она в читальном зале библиотеки. Доклады
студентов были посвящены жизни и деятельности В. И. Даля, уровню речевой
культуры студентов, происхождению некоторых терминов в медицине. Всё начиналось
с небольшой группки энтузиастов, заинтересованных в сохранении чистоты родного
языка, а в итоге Далевские чтения стали визитной карточкой библиотеки академии
и получили статус общеакадемического мероприятия.
Какие же темы и вопросы звучали на прошлых конференциях?
2002 год. Тема — « Как слово наше отзовётся?». 2004 — «Жизнь происходит от
слова», 2005 — «Слово учит, лечит, вдохновляет» (85-летию НижГМА посвящается.)
2006 — «В начале было слово» (205 лет со дня рождения В. И. Даля, эпиграфом к
ней стали слова В. И. Даля: «Язык — совокупность всех слов народа и верное их
сочетание для передачи мыслей своих»). 2007 год — «Благо есть книги»
(конференция была посвящена русскому языку в России и 75-летнему юбилею библиотеки
НижГМА). 2008 год — «Мы сохраним тебя, русская речь!» (международный год языков
и год семьи в России.) 2009 — «Открыто будущее мне» (год молодёжи в России,
эпиграфом стали слова: «Основа речевого поведения студентов — успешная, яркая и
грамотная речь»). 2010 год — «За мудрой сутью языка» (год учителя в России и
90-летие со дня рождения нашей славной академии). За прошедшие 10 лет тема
языка и речевой культуры не потеряла своей актуальности, она многогранна и
неисчерпаема. Интерес к ней не проходит, напротив: всё большее количество
студентов заявляют о своём желании участвовать в Далевских чтениях.
Продолжением конференции стало интервью студентки третьего
курса педиатрического факультета Марии Самсоновой с руководителями академии,
преподавателями, руководителями докладов и бывшими участниками Далевских
чтений.
«Как Вы оцениваете состояние русого языка в настоящее
время?», — такой вопрос Мария задала ректору академии, профессору Б. Е Шахову.
Борис Евгеньевич считает, что на сегодняшний день этот вопрос очень важен.
Последние 15–20 лет русский язык переживает трудный период, засоряется
иностранными словами и словами-паразитами, причём большую роль в этом процессе
играют СМИ. Далевские чтения являются важным звеном в системе воспитательной
работы по формированию нравственно-патриотической позиции наших студентов.
«Какие проблемы, связанные с речевой культурой молодёжи,
наиболее актуальны сегодня?», — вопрос этот был задан проректору по учебной
работе, профессору Г. А. Буланову. В своём ответе Геннадий Александрович
подчеркнул значение школы в деле обучения русскому языку и речи. По его мнению,
ЕГЭ не даёт возможности в должной степени изучить русский язык; тестирование
рассчитано в основном на запоминание материала, а не на его понимание, отсюда и
неумение молодого поколения правильно общаться, грамотно писать и говорить.
Преподавателям, которые помогали студентам в написании
докладов, Мария задала вопрос о том, правильно ли учащиеся академии строят свою
речь в ответах на занятиях, насколько грамотно пишут и выражают свои мысли. Все
отвечавшие на этот вопрос (Т. С. Семёнова, старший преподаватель кафедры
биохимии; В. Н. Григорьева, профессор, заведующая кафедрой неврологии
нейрохирургии и медицинской генетики;
И. Г. Стельникова, профессор, заведующая кафедрой нормальной
анатомии; А. А. Курникова, доцент кафедры нормальной анатомии) отметили,
насколько важна для будущих врачей грамотная речь, логику изложения изучаемого
материала, точность определений и выразительность речи. От этого могут зависеть
не только взаимопонимание между коллегами, но и правильность постановки
диагноза. На вопрос о перспективах Далевских чтений все интервьюированные дали
однозначный ответ: да, такие конференции очень важны, особенно сейчас, во время
кризиса культуры и нравственности. Это особо подчеркнул В. Д. Трошин, профессор
кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики.
Для прочтения на конференции были отобраны восемь самых
интересных, глубоких и оригинальных сообщений. Вопросы, которые предлагались
студентам в качестве темы докладов, были разработаны организационным комитетом.
Они должны были помочь докладчикам раскрыть все аспекты влияния русского языка,
слова и культуры речи на профессиональную деятельность будущих врачей и
подразделялись на три блока: «Владимир Иванович Даль: история жизни и
творчества», «Язык — великое богатство!», «Живое слово творит чудеса».
Казалось бы, за 10 лет Чтений о жизни и деятельности В. И.
Даля сказано уже так многое, охвачено большинство возможных тем, но нет. В
своём сообщении «Плодотворное десятилетие: В. И. Даль на Нижегородской земле»
Поляков Сергей (4-й курс, педиатрический факультет, руководитель доклада —
заведующая научно-библиографическим отделом библиотеки
С. А. Швайкина) с большой теплотой рассказал о малоизвестной
стороне государственной деятельности В. И. Даля. Десятилетнее его пребывание в
Нижнем Новгороде (с 1849 года) стало для нашего города крупным
культурно-общественным событием. Очень многим людям помогал он в преодолении
служебных и творческих невзгод, оказывал материальную помощь, поддерживал
добрыми советами. На нашей земле В. И. Даль полностью собрал материал для
«Словаря», создал цикл повестей и рассказов «Картины русского быта», вёл работу
над сборником «Пословицы русского народа».
Марина Буянова в докладе «Российская грамматика» — первая
научная книга о русском языке» (1-й курс, педиатрический факультет, руководитель
доклада — старший преподаватель кафедры иностранных языков Л. В. Широкова)
отметила выдающуюся роль
М. В. Ломоносова в области исследования русской словесности,
становления русского литературного языка. «Повелитель многих языков, язык
российский не только обширностью мест, где он господствует, но и купно и
собственным своим пространством и довольствием велик пред всеми в Европе», —
писал М. В. Ломоносов.
Анна Бобылева (1-й курс, фармацевтический факультет,
руководитель доклада — преподаватель кафедры иностранных языков И. С. Трубина)
в своём выступлении на тему «Дано ли нам предугадать?» с волнением и тревогой
рассуждала о будущем русского языка. Отмечая изменения, которые произошли за
последние годы, она заметила, что россияне в своей речи стали чаще использовать
вульгарные слова, нецензурную лексику, словарный запас пополняется за счёт
иностранных слов и выражений. «Мы иначе стали здороваться, прощаться и
обращаться друг к другу, речь стала менее грамотной.
И всё-таки, несмотря ни на что, будем надеяться, что русский
язык сохранит свою природную самобытность», — не теряет надежды автор доклада.
Хотелось бы особо отметить сообщение Екатерины Сытиной (3-й
курс педиатрический факультет, руководитель доклада — профессор кафедры детских
болезней Ю. Г. Кузмичёв), название которого говорит само за себя: «С любовью к
детям!» Из её выступления чувствовалось, что перед нами действительно будущий
детский врач. Эмоционально, убедительно Екатерина говорила о любви к маленьким
пациентам-детям. Она подметила многие особенности работы детского врача и
главные качества, без которых нельзя стать хорошим педиатром — знание
психологии, педагогики, которые просто необходимы в общении и с ребёнком, и с
его родителями, терпение и чуткость, внимание и отзывчивость.
Анна Рожкова указала на многогранность во взаимоотношениях
врача и пациента. Морально-этические и психологические проблемы, с которыми
сталкивается врач в лечении больного, решаются не только благодаря научным
достижениям, но и посредством доверительных человеческих отношений — это
подчеркнула Анна в своей работе «Врач и больной: модели взаимоотношений» (4-й
курс, лечебный факультет, руководитель доклада — ассистент кафедры урологии им.
В. В. Власов).
Тему милосердия к людям, находящимся на грани жизни и смерти
затронула Юлия Разгулина в работе «Формула милосердия: врач и безнадёжный
больной» (1-й курс, лечебный факультет, руководитель доклада — Ю. В. Никитина,
ассистент кафедры биологии). Основная мысль доклада: формула милосердия
включает в себя не только медицинское вмешательство, но и заботу о душевном
состоянии тяжелобольных людей.
Доклад Сергея Светозарского «Эвфемизмы — средство обмана или
инструмент безконфликтного общения?» (4-й курс, лечебный факультет,
руководитель доклада — заведующая кафедрой иностранных языков доцент
Е. А. Волкова) заинтересовал практически всех участников
конференции. Предметом этой работы исследовательского плана стало такое
понятие, как эвфемизмы.
Не первый год участвуют в Далевских чтениях иностранные
студенты нашего вуза. «Молитва в практике врачевания: христианство и ислам».
Докладчики Юнес эль Мудни и Лай Кин Иее
(4-й курс, лечебный факультет, руководитель доклада —
преподаватель кафедры русского языка Ю. Н. Бучилина). В различных религиозных
конфессиях большое значение имеют слова, выраженные в форме молитв, заклинаний.
Произнесённые с истинной верой, они приобретают исцеляющую силу и вместе с
традиционной медициной позволяют достичь лучших результатов в лечении больного.
Все докладчики заслуживают похвалы и уважения за целостность,
содержательность и глубину представленных сообщений. Обзор стендовых докладов
был представлен заведующей сектором библиотеки И. Е. Пылуниной. Ирина
Евгеньевна дала возможность составить представление о каждом стендовом докладе.
Очень точно, лаконично она подметила главное в них, показала лучшие их стороны,
не упустив ни одной детали.
…Два часа пролетели незаметно. Завершилась конференция
видеосюжетом из жизни В. И. Даля под названием «Драгоценные тетради», который
подготовили библиотекарь С. А. Швайкина и студентка М. Самсонова. В нём
рассказывалось о том, как в 1829 году, во время русско-турецкой войны,
ординатор полевого госпиталя В. И. Даль без устали собирал слова и записывал их
в тетради. Свои записи он возил в мешке на верблюде, который в один прекрасный
день исчез — вместе с тетрадями. Десять лет кропотливого труда пропали! Когда
спустя некоторое время верблюд нашёлся вместе с поклажей, «обнял Даль верблюда,
прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев от радости…»
Всем очень понравился этот сюжет; малоизвестный и тёплый, он произвёл на всех
большое впечатление.
Всем докладчикам и авторам стендовых докладов в конце
конференции были вручены книги, которые помогут им в дальнейшей учёбе, и
благодарственные грамоты. Планируется издание сборника, в котором будут
опубликованы 38 студенческих докладов. Следует отметить, что зал был полон, а
внимание слушателей ни на минуту не ослабевало. Участники Далевских чтений ещё
долго после окончания конференции делились впечатлениями, поздравляли друг
друга, строили планы на будущее. Пожелаем им успехов и новых интересных
исследований в приобщении к нашей великой культуре и родному русскому языку!
Организационный комитет благодарит за помощь всех
преподавателей и кураторов кафедр, которые помогают этому благородному делу —
делу воспитания будущих врачей!