Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Мои покупки женской одежды происходят в vilatte.ru
Архив журналов - № 9 (147)'11 - Юбилей СОУНБ
Развитие виртуальных сервисов детских библиотек

 Галина Семёновна Ганзикова, доцент, г. Пермь



 Проблема количества видов виртуальных сервисов, их качества
— одна из значимых на современном этапе сайтостроительства. Какие сервисы уже
прижились в виртуальной реальности детских библиотек, какие ещё необходимы?


К сожалению, сегодня перечень виртуальных сервисов детских
библиотек весьма ограничен. Назову самые популярные:



• виртуальная справка — «Скорая библиографическая помощь»,
«Библиограф on-line», «Спроси библиотекаря», «Поручи поиск человеку» и т. п.,
работающие в режиме индивидуальных одноразовых запросов по схеме
«вопрос—поиск—ответ»;



• подборки полезных и интересных сайтов;



• рекомендательные аннотированные библиографические списки и
указатели, подсказывающие, каким книгам отдать предпочтение в самостоятельном
выборе произведений литературы, определении круга чтения;



• оповещение о новых поступлениях книжных и некнижных
документов в фонды библиотеки;



• виртуальные книжные выставки.



• электронная доставка документов (ЭДД).



Кроме перечисленных, на сайтах детских библиотек можно найти
сервисы, которые не отнесёшь к массовым, широко распространённым, особенно в
детских библиотеках муниципальных централизованных библиотечных систем. К таким
сервисам, встречающимся лишь в немногочисленных, но, как говорят, в особо
продвинутых библиотеках, можно отнести:



• бесплатные тематические рассылки библиотеки, на которые
следует заранее подписаться;



• виртуальные читальные залы (полные тексты произведений
русской классической литературы, официальных документов, статей актуальной
тематики; отрывки из новых художественных произведений и многое другое);



• виртуальные музеи редкой детской книги и иллюстрации;



• доставку информации о новинках литературы на мобильные
телефоны читателей при подключении к услуге;



• виртуальные экскурсии по библиотеке и библиотекам мира с
помощью видеофайлов, выставленных на сайте или в блоге;



• «посещение» встреч с писателями и других мероприятий в
режиме реального и удалённого времени;



• виртуальные уроки информационной культуры;



• e-книги для школьников о настоящем и историческом прошлом
края, о заповедных природных памятниках, о писателях, поэтах, художниках и
других выдающихся деятелях края, создаваемые библиотекарями и предоставляемые
для чтения не только на CD и DVD, но и в Интернете;



• турниры знатоков детской литературы и всевозможные другие
литературно-библиографические игры и конкурсы в режиме on-line;



• дистанционный открытый круглосуточный доступ к электронному
каталогу и другим базам данных библиотеки и библиотек региона с возможностью
распечатки списка найденных документов;



• дистанционные проблемно-тематические курсы повышения
квалификации библиотекарей;



• виртуальные научно-практические конференции специалистов
библиотек совместно с вузовскими преподавателями, учителями школ, воспитателями
ДОУ;



• возможность участия любого желающего в Форумах, блогах
библиотекарей и библиотек для высказывания своих мнений о книгах, работе
конкретной библиотеки, библиотек в целом и по текущим событиям современности;



• виртуальные видеоконференции и семинары библиотечных
специалистов, обеспечивающие видимость и слышимость участников, подключение к
обсуждению, демонстрацию мастер-класса и т. п.;



• виртуальные видеоконференции читателей-школьников;



• продление сроков пользования книгой on-line;



• творческие мастерские писателей, интернет-школы по
стихосложению и другим видам художественного творчества, развитию способностей
творческого чтения.



Развитие интернет-сервисов, их обогащение за счёт форм
работы, подсказываемых самой жизнью, научно-техническим прогрессом, эволюцией
ИКТ, продолжается. Появляются новые терминологические обозначения для
различения библиотечных форм работы в Интернете: вебинары (см. портал Русской
школьной библиотечной Ассоциации), скайп-лаборатории (см. сайт ЦБС Канавинского
района г. Нижний Новгород), медиавикторина (уже встречается довольно часто на
сайтах и детских, и школьных библиотек) и другие. Думаю, что они непременно
закрепятся в профессиональном языке.



Однако многие проблемы в деятельности детских, школьных
библиотек по расширению и освоению сервисов, их продвижению и популяризации
решаются медленно: посещаемость сайтов учащимися ещё мала, ряд сервисов не
адаптирован под детское восприятие. Юные читатели редко используют поиск в
электронном каталоге библиотеки, слабо участвуют в наполнения сайта новыми
сервисами, в обогащении ресурсов библиотечного сайта собственными материалами.
Как решать эти проблемы? Чему отдать предпочтение, на развитии каких сервисов и
ресурсов сосредоточить усилия?



Сегодня в профессиональных кругах широко обсуждается
концепция «Библиотеки 2.0»1 ,которая предполагает переход на новый уровень
библиотечного обслуживания, предоставление услуг вне стен библиотеки,
сокращение дистанции между книгой и читателем.



Эти перемены, безусловно, касаются и детских библиотек,
однако в силу их специфики имеют свои особенности.



В соответствии с этой концепцией, как многие уже знают,
происходит превращение пользователей из потребителей информации в активных
участников информационного процесса. Библиотечные сайты, блоги, социальные сети
становятся площадками для дискуссий, обсуждений и рекомендаций. Расширяется
контент библиотечных сайтов за счёт включения в него аудио- и видеокомпонентов.
Для детских библиотек это имеет особое значение, т.к. интерактивность позволяет
вовлечь ребёнка в игру, стимулирует его творческие возможности. В качестве
поощрения самых активных читателей целесообразно выделить на библиотечных
сайтах страницы читателей. В детских, школьных библиотеках их могут заполнять
подростки, учителя, родители. А «выпускать в свет» — в общее
интернет-пространство можно под неназойливым «контролем» библиотекарей. К
примеру, на сайтах Краснодарской краевой детской библиотеки, Национальной детской
библиотеки республики Коми и других, создаются дополняемые каталоги
читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах, а на Региональном сайте
детских библиотек Ленинградской области организован свой региональный Форум
любителей книги и чтения.



В Ленинградской области Форум подростков «Наш книжный круг»
(http://ringboor.lodb.ru) функционирует c 2009 года и достаточно успешно.
Инициировала работу Форума Ленинградская областная детская библиотека совместно
со Сланцевской центральной детской библиотекой (http://www.slanlib.ru/). Как
видят идею этого Форума, его целевые ориентации библиотекари? Привожу
разъяснение дословно: «Наш книжный круг» —- территория, которая принадлежит
подросткам для поиска новых друзей, открытий, испытания себя чтением, выражения
своего “Я”, оценки собственного или чужого опыта ориентации в потоке книг.
Взрослые, как правило, высоко ценят свою миссию — обеспечить чтением каждого
подростка. “Наш книжный круг” — тест для общения с подростком в условиях
“обратной связи”, ресурс для обсуждения с подростками перспектив нашей успешной
деятельности.



Почему вам нравится читать ЭТО?



Книги книг: Сокровища детской литературы (От критика)



Книги книг: Сокровища детской литературы (От детского
библиотекаря)» (http://www.ringbook.lodb.ru/librarians/»).



На мой взгляд, установки верны. Однако, хотелось бы
отметить: деятельность в этом направлении важна не только для дискуссий,
утоления коммуникативного голода детей и жажды диалога. Она может существенно
оживить процесс развития «живой» рекомендательной библиографии с участием
равноправных партнёров: детей, детских писателей, литературных критиков,
издателей, библиотекарей.



Удачный эксперимент по созданию рекомендательной
библиографии в формате «живой детский голос» проводит Новороссийская централизованная
система детских библиотек Краснодарского края. Здесь записали на видеофайлы
рассказы о книгах, которые дети советуют прочитать, или книгах, которые им
очень понравились, и предоставили возможность посетителям сайта
(http://www.bibldetky.ru/video.html?task=viewvideo&video_id=9) прослушивать
эти записи. Слушать этих обаятельных рассказчиков необычайно приятно, и у
взрослого появляется доверие к рассказу ребёнка о прочитанном, его впечатлениям
и эмоциям. Всего пока записано 16 сюжетов, каждый из которых посмотрело больше
тысячи человек. Сегодня, думается, ни одна библиотека не может похвастаться
такими «тиражами» своих рекомендательных библиографических указателей или
списков. А вот Интернет-сервисная рекомендательная библиография детской литературы
может иметь такую обширную аудиторию.



Заслуживает внимания опыт библиотек Ленинградской области по
проведению региональных виртуальных конференций юных читателей, международных
книжных мостов2, например с Финляндией и Швецией. Появился и долгожданный первый
опыт наведения «виртуальных мостов» между читателями детских, юношеских
библиотек, находящихся в разных регионах страны (например,
Санкт-Петербург-Екатеринбург, Москва-Пермь-Екатеринбург, Екатеринбург-Нижний
Новгород, Новосибирск-Томск и другие города). Это пока редкий на сегодняшний
день опыт библиотечной работы с детьми и подростками в Интернете, но имеющий,
несомненно, чётко выраженную тенденцию и перспективы к развитию. Когда юные
читатели в Новосибирске и Томске рассуждают о проблеме толерантности и учатся
слышать друг друга, есть надежда, что и в будущем они будут терпимо относиться
друг к другу и иному мнению. Не будет лишним уделить развитию таких сервисов
повышенное внимание, причём всем детским и школьным библиотекарям, занимающимся
внедрением новых информационно-коммуникативных технологий.



Для детей, подростков сегодня необходимо и большее
количество интерактивных занимательных литературных викторин на сайтах,
преимущественно медиавикторин, виртуальных литературно-творческих и
библиографических конкурсов, побуждающих искать информацию-ответ в Интернете
или в библиотеке, и главное, активнее читать, причём предельно внимательно,
дотошно, включая своё воображение. Читать, естественно, не только
художественные, но и научно-познавательные произведения. Требуется больше
интеллектуальных викторин и конкурсов, активизирующих и форсирующих
продуктивную работу со справочной литературой, с интернет-энциклопедиями,
вызывающих стремление ежедневно узнавать что-то новое из книг и о книгах, и не
только из виртуальных электронных библиотек. Представляется необходимым и
целесообразным развитие познавательных интересов учащихся, пробуждение у них
желаний «думать вопросами», узнавать ответы на них и в библиотеках и в
интернет-ресурсах. Этому может помочь проведение на сайтах детских конкурсов на
самую интересную медиа-викторину, шараду, ребус, конкурсов юных кроссвордистов,
любителей научных головоломок, открытых конкурсов творческих работ на
литературоведческие исследовательские темы, в том числе предполагающих краеведческие
«архивные раскопки». Также это могут быть конкурсы загадок, игр для малышей,
придуманные малышами совместно с родителями. Надо поощрять изобретение
подростками своих литературных конкурсов, а малышами — сказочных, игровых, но
не изъятых в готовом виде из баз данных Интернета.



Более широкое применение данных форм работы в
интернет-реальности не противоречит ни сути концепции «Библиотека. 2.0», ни
первоосновам современной педагогики, о которых писала в одной из своих статей.3
Перечисленные формы работы изначально предрасположены к тому, чтобы поощрять
участие детей в поддержке библиотеки и её площадок в Интернете. Они в состоянии
вызывать и развивать любознательность детей, читательскую активность,
расшевелить и обогащать их знания, умения, навыки, стимулировать проявление
общих способностей и способностей к творческому чтению, придавая новый импульс
их развитию.



Необходимы на сайтах не только текстовые консультации, а
настоящие медиауроки, посвящённые навыкам поиска в электронном каталоге,
интернет-поиску, интернет-безопасности и многим другим темам. Хороший пример
продвижения правил детской интернет-безопасности сегодня показывает РГДБ (г.
Москва), библиотеки г. Санкт-Петербурга, детская библиотека г. Строитель
Белгородской области, ряд библиотек Уральского региона. Удачную форму повышения
информационной культуры школьников демонстрирует детская библиотека Сургутской
ЦБС на детских страничках (http://kids.slib.ru/) своего сайта (пока это можно
рассматривать как начало педагогического эксперимента) и ещё несколько
библиотек. Эффективной формой коллективного творчества может стать библиотечная
интернет-газета, которая создаётся детьми для детей, куда могут входить блоги
(дневники) юных читателей библиотеки с новостями из школьной жизни, культурной
жизни села, посёлка, города и страны, с оценками мероприятий библиотеки, с
мнениями о них, личными предложениями по улучшению работы библиотеки.



Можно использовать опыт образовательных учреждений по
проведению в Интернете эвристических олимпиад для школьников. В настоящее время
это успешно делает Омская муниципальная детская компьютерная библиотека (в
2009–2010 гг. проходила довольно интересная олимпиада по истории). Были удачные
попытки активизировать интеллектуальное чтение школьников через сайт с
проведением интернет-олимпиад, познавательных конкурсов и у некоторых других
библиотек.



Наряду с этими формами работы в библиотечной Интернет-среде
целесообразно применять и разнообразные формы взаимодействия с пользователями
Сети, которые получают всё большее распространение в образовательной школьной
интернет-среде. Методистам библиотечных центров теперь тоже необходимо чаще
организовывать для библиотекарей педагогические «текстовые» интернет-мастерские
и скайп-лаборатории с возможностью живого реального диалога в виртуальном
пространстве, где каждый может высказать своё мнение по затрагиваемым
проблемам, имеет право представить свою методическую разработку, доклад,
статью, эссе, презентацию для анализа, оценки, использования другими
участниками мастерской. Подобные педагогические скайп-лаборатории, интернет-мастерские,
интернет-школы, университеты педагогических знаний, причём, не только в области
детского чтения, могут создаваться и для родителей. Подходит для повышения
квалификации детских библиотекарей и проведение вебинаров в соответствии с
заранее заявленными участниками, которые могут находиться не только в разных
регионах страны, но и в других странах. Организатор вебинара верстает
программу, отбирает темы докладов и выступлений, определяет регламент и
знакомит с ними участников будущего мероприятия, предполагая, что это будет,
прежде всего, профессиональная интернет-аудитория. Хотя «площадка» для
обсуждений остаётся открытой – на ней может принимать участие в обсуждении
докладов и не библиотекарь, а любой желающий, компетентный в обсуждаемой
проблеме.



Современные технологии позволяют создать усилиями детских и
школьных библиотекарей региона электронную методическую библиотеку для
профессионального самообслуживания (своеобразный кабинет библиотековедения в
интернете). Наряду с этим — совместно с родителями — электронную педагогическую
библиотеку, содержащую материалы о задачах и методиках руководства детским
чтением, опыте семейного воспитания, иллюстрируемого, как правило, фото- и
видеодокументами, сопровождаемого множеством ссылок на родительские блоги, —
тоже видятся как перспективные направления для работы в Сети в настоящем и
ближайшем будущем. Но, разумеется, при условии, если будет руководящий центр, и
такую миссию возложит на себя методическая служба центральных детских библиотек
в каждом городе и районе края, или любое другое структурное подразделение
библиотеки, постоянно соприкасающееся с решением той или иной профессиональной
задачи.



Для нас уже стало привычным дополнение доклада на
конференции видеорядом. Так называемые презентации не просто иллюстрируют
линейный текст, но и помогают расставить акценты, выделить главные и важные
мысли. Этот же приём уместно использовать и при создании новостных лент на
библиотечных сайтах.



Намного больше пользы библиотечным специалистам, детям и их
родителям, учителям принесут не описания библиотечных мероприятий в «Новостях»
или отчёты о них в форме фоторепортажей в гостиной, а видеофайлы с записью этих
мероприятий или хотя бы фрагментами из них. Это необходимо делать, чтобы любой
желающий мог увидеть и услышать их участников, «заочно» поучаствовать в
библиотечных праздниках, в обсуждениях, читательских конференциях. Библиотекари
при таком сервисе смогут наблюдать за работой коллег, учиться у них мастерству
общения с аудиторией. Смогут виртуально «побывать» на региональных форумах
детских и школьных библиотекарей, на научно-практических конференциях по
актуальным проблемам библиотечно-библиографической работы с детьми, семинарах,
совещаниях, послушать хотя бы основные доклады и наиболее яркие выступления в
прениях.



Концепция «Библиотеки 2.0» предусматривает также дальнейшую
модернизацию взаимодействия библиотек с читателями в киберпространстве, где
приоритетными должны становиться принципы, на базе которых развиваются сегодня
сервисы в социальных сетях («В контакте», «Мой мир», «Одноклассники.ру» и др.).
Для этого создаются особые комфортные условия, удовлетворяются различные
желания и потребности людей. Пользователей побуждают искать сообщество
единомышленников, делиться собственными идеями, заниматься самовыражением через
письмо, голосование, комментарии обо всём, что не оставляет равнодушным,
волнует. Приветствуется вклад в обогащение ресурсов в виде личных фотоальбомов,
видеоколлекций, музыкального архива или ссылок на подобные файлы в
интернет-ресурсах, чтобы облегчить их поиск и доступ к ним другим. Поощряется
проявление нормальных человеческих отношений, внимания к каждому участнику Сети
из группы друзей, друзей друга («подарки», тёплые слова поздравлений и
пожеланий), поиски друзей по всей стране и миру. Сеть обеспечивает доставку
актуальной информации на почтовый электронный адрес зарегистрировавшегося лица:
действия ваших друзей, последние сообщения в блогах, новости в сообществах, где
зарегистрирован пользователь, напоминая о днях рождения друзей и многое другое.
Существует также система подсказок — в каких сообществах может принять участие
каждый, как построить собственное сообщество интересных друг другу людей,
разрешается вести свой дневник (блог). Таким образом социальные сети становятся
не просто источником информации, но и своеобразной школой межличностного
общения, адаптации человека к социуму. Многим, и автору этой статьи, кстати,
тоже, импонирует открытость людей интернет-сообществу, их устремленность
навстречу друг другу, к передаче ценной (по мнению отправителя) информации,
своих маленьких открытий и чувств, мыслей другим. Такое общение часто касается
библиотек, библиотечных коллекций, работы библиотек, чтения книг и их оценок,
твоих друзей, тебя самого как читателя и твоих личных читательских и сугубо
профессиональных интересов. Всё большее количество библиотекарей, в том числе
из детских и школьных библиотек, заявляют о себе в социальных сетях, достойно
представляют себя и свою работу, свои мысли, чаяния и желания, вопросы
профессионального характера к коллегам, чтобы общаться, не оставаться, не быть
один на один со своими проблемами. Есть библиотеки, проявляющие потрясающую
изобретательность при использовании социальных сетей в своих профессиональных
целях. Они разыскивают даже задолжников через «Одноклассники.ру». Этот пример,
характеризуя его положительно, приводит В. К. Степанов.4



Но, конечно, не всё, о чём заботятся создатели социальных
сетей, может использоваться официальными библиотечными сайтами.5 Однако сам
принцип индивидуализации «читательских миров» и «миров» читателей (более
широкое понятие), активизации межличностных коммуникаций по линиям:
«читатель–читатель», «читатель–писатель»; «читатель–библиотекарь-друг и
советчик»; «библиотекарь–библиотекарь», «библиотекарь–писатель» и т. д. принципиально
важен для библиотечной виртуальной реальности уже в ближайшем будущем.



Библиотекам, работающим с детьми, можно использовать для
расширения сервисных возможностей опыт размещения на сайтах образовательных
учреждений результатов проектной деятельности учащихся школ, включая
видеопрезентации, подготовленные учениками по различным предметам школьной
программы. Наряду с этим ― аудизаписи лучших чтецов из числа школьников, а
также видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых книг. Следует
предусмотреть создание детьми (!) и учителями (!) коллекций ссылок на полезные
и интересные веб-страницы по отдельным темам школьных предметов, в помощь
изучению школьных предметов, выводя познавательную деятельность учащихся за
рамки школьных программ. Но обязательно предусматривать возможности внесения
соответствующих дополнений, а также участия пользователя в обсуждениях в форме
кратких комментариев и оценок.



Важно запрограммировать уже сейчас создание на библиотечных
сайтах силами читателей не просто списков, а настоящих рекомендательных
каталогов полезных ссылок с множеством разделов, подразделов и рубрик. Для
этого потребуется проведение на сайтах детских библиотек ежегодных конкурсов на
лучший авторский веблиографический список или указатель по любимым темам,
выбираемым юными пользователями самостоятельно. Как полагаю, это может быть не
только подборка web-страниц, посвящённых детским писателям, различным предметам
школьной программы, но и любимая музыка, фильмы, мультфильмы, мир живой
природы, мода, спорт и многое другое. Важна при этом, повторюсь, открытость
веблиографического конкурса, участие в оценке работ как можно большего
количества ребят и взрослых, народное голосование. В каталог включаются самые
лучшие работы, одобренные наибольшим количеством специалистов и самих детей.



В настоящее время многие библиотеки уделяют большое внимание
художественно-творческим работам детей. В соответствующие разделы сайтов
включают фотоснимки работ-победителей (например, произведений
декоративно-прикладного искусства), иногда и фотографии авторов работ, моменты
награждений, тексты стихов, сказок, рассказов, детские рисунки. Такой подход,
безусловно, прибавляет сайту пользователей из числа детей, родителей, он
приветствуется, но этого всё-таки уже недостаточно. Библиотеки в последние
год-два сделали шаг вперёд. Они всё чаще приглашают известных в крае деятелей в
сфере искусства проводить с помощью сайтов литературные мастерские для юных
сказочников, стихолюбителей-сочинителей, создают виртуальные школы юных художников
и музыкантов. Такие школы значимы, интересны и полезны. Они помогают развитию
талантов школьников. Но нередко видишь на сайтах лишь пожелания, советы.
Намного реже — подробные тексты-записи уроков. А вот, к сожалению, реакций
детей на них не наблюдается. Пока нет обратной связи в виде вопросов от юных и
ответов на них, черновиков детских сочинений (без указания, естественно, имени,
фамилии) и их разборов, нет воспроизведения «в голос» таких встреч с детьми. А
ведь учёба — это ещё и осознание своего незнания, учёба на ошибках как стимул к
совершенствованию.



Адаптация к происходящим изменениям в Интернете, усиление
коммуникативных процессов через Интернет ― залог и предпосылка наших дальнейших
успехов в модернизации деятельности библиотек. На каждом отдельном сайте или
блоге, создаваемом детскими и детско-юношескими библиотеками, должно быть
удобно, комфортно и интересно всем: от малышей до взрослых. Но тогда и сайты,
блоги тоже должны несколько измениться в качественно иную сторону, во всяком
случае, их может быть много самых разных по содержанию и целевой ориентации, и
каждый — для своей группы читателей.



Сейчас на такую работу всем следует взять курс, чтобы у
наших читателей и посетителей сайтов, блогов библиотек появилось желание не
только использовать помощь библиотекарей в учебно-образовательной,
самообразовательной, досуговой деятельности, но и самим участвовать активнее в
жизни библиотеки, в оценке и обогащении контента библиотечного сайта. Желание
позитивными способами и путём голосования выражать одобрение своему самому
любимому библиотечному сайту и предоставленной возможности быть видимым на нём,
приносить пользу определённой референтной группе, посещающей этот сайт. Следует
подумать и о том, как публично поощрять детей, пропагандирующих сайт в среде
сверстников, среди родителей и учителей.



Талантливых, грамотных специалистов в библиотеках для детей и юношества,
любящих своё дело, верных ему долгие годы, работает немало. Они пережили не
одну «революцию» в работе библиотек с детьми, освоили компьютер, с
определёнными успехами осваивают и Интернет. Приходит в библиотеки и ищущая
своё место в жизни молодёжь с современным взглядом на окружающий мир и новую
роль библиотек в меняющемся на наших глазах этом мире. Поэтому с каждым днём
сильней уверенность, что виртуальные сервисы, пути их развития и обогащения,
будут и далее занимать умы и сердца детских библиотекарей. Пусть же будет
хороших и разных сайтов в видимом грядущем как можно больше, с достойным,
разнообразным качественным контентом и сервисом, нацеленным на добродетель и
социальную пользу, и не будет совсем маломощных, бессодержательных,
незанимательных, малополезных, никому не нужных.





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы