Татьяна Михайловна Плохотник, заместитель директора по
методико-инновационной деятельности МУК «Централизованная система детских
библиотек им. А. С. Пушкина», г. Саров Нижегородской области
Обсуждение литературного произведения — в чём польза этого
метода? Он не только пробуждает у ребят интерес к чтению, но и очень многое
даёт в плане нравственного воспитания и формирования чуткого, внимательного
отношения к Другому.
Работа по формированию толерантного сознания у детей и
подростков нашей библиотекой ведётся уже давно. Для того чтобы проанализировать
накопленный опыт, систематизировать свои знания и наметить новые пути,
несколько лет назад методико-инновационный отдел провёл для сотрудников детской
библиотеки Сарова научно-практический семинар по теме «Толерантность и её
воспитание в условиях детской библиотеки». В ходе семинара особое внимание было
уделено систематизации наиболее эффективных форм работы. Каждый участник смог
найти свои «золотые зёрнышки», те идеи и формы работы, которые теперь
используют сотрудники разных отделов библиотеки. Расскажем о некоторых из этих
форм.
Создание «Книги Мира». Эту книгу пишут сами дети. Мы
предложили ребятам поразмышлять над вопросами: «Что нужно, чтобы не было на
Земле войн?», «Мир будущего — какой он?», «Твой счастливый мир». Наши читатели
пишут стихи, размышления, приносят свои рисунки, из которых и создается наша
«Книга Мира».
Передвижная выставка книг «Когда проблемы ставит жизнь» для
учащихся 6–7-х классов, с которой мы выходим в школы города. Разъясняя ребятам
понятие «толерантность», мы обращаемся к творчеству писателей Франции, Венгрии,
Англии, США и др. Их произведения имеют нечто общее: они написаны о подростках
и для подростков, о тяжёлых судьбах, о том, как ребята разных стран учатся
выживать, как решают конфликтные ситуации, возникающие в семье или в кругу
друзей. Среди книг, представленных на выставке, — «Без семьи» (Мало),
«Маленький оборвыш» (Гринвуд), «Сорванцы» (Ронасеги), «Поллианна» (Портер).
Цикл обзоров, часов размышлений по страницам художественной
литературы, где рассматривается толерантность в разных её проявлениях:
• «Полоса отчуждения: что значит “быть инвалидом”»;
• «Отцы и дети: учимся понимать друг друга»;
• «Человек и война» — антигуманность понятия «война» на
примере книг о Великой Отечественной войне;
• «С любовью ко всему живому» — взаимоотношение человека и природы;
• «Преступление и наказание в жизни и в литературе».
Обсуждения книг. Эта форма работы, пожалуй, наиболее сложная.
Она очень трудоёмкая по подготовке, требует от ведущего таких навыков, как
умение владеть аудиторией, импровизировать, незаметно управлять ходом диалога с
детьми. В то же время она и очень эффективная, так как позволяет углублённо
изучить проблему, которую затрагивает писатель.
Некоторые наши сотрудники включают обсуждение отдельных книг
в тематические библиотечные циклы, которые проводят с классами — периодически
поступают запросы на проведение подобных мероприятий от учителей-словесников.
Наиболее регулярно проводятся обсуждения в одной из школ города. Мы
сотрудничаем уже 7 лет. Практически вся организационная работа по подготовке
обсуждения ложится именно на библиотекарей, а не на учителей.
Совместно с библиотекарем городского физико-математического
лицея №3 мы выбрали художественные произведения для каждой из параллелей,
согласовали этот список с учителями-словесниками и разработали конференции по
этим книгам. Каждая из них затрагивает важнейшие проблемы нравственности,
воспитывает толерантное сознание читателя в разных аспектах жизни.
Например:
• 5-й класс — уважительное отношение к людям преклонного
возраста, понятие об истинных ценностях (А. Лиханов «Мой генерал»);
• 6-й класс — сострадание к людям неимущим, сравнение
военного времени, когда голод, разруха оправданы, с нынешним временем (А.
Лиханов «Последние холода»); отношение к так называемым белым воронам,
противостояние индивидуума и коллектива, сравнение с ситуацией в классе
(Железников «Чучело»);
• 7-й класс — ответственное отношение к тем, «кого
приручили», дружба человека и собаки, понятие самого слова «дружба», поиск
решений, которые могли бы спасти Бима (Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»);
античеловечность понятия «война», воспитание миролюбия (Богомолов «Иван»);
• 8-й класс — размышления о смысле жизни, поиске своего
места в жизни, воспитание умения с любовью, пониманием и уважением относиться к
другим людям, даже к тем, кто тебя не понимает или обижает, всегда искать в
других хорошее (Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»);
• 9-й класс — взаимоотношения «дети—учителя—родители»,
умение строить бесконфликтные отношения, размышление над утверждением «каждый
талантлив по-своему», сравнение литературного примера с ситуацией в классе (А.
Алексин «Безумная Евдокия»);
• 10–11-е классы — тема отношений по расчёту; воспитанники
детских домов и «благополучные» дети и подростки; понятие о жизненных ценностях
(Юрий Коротков «Дикая любовь»); умение жертвовать собой ради других, воспитание
силы воли, умение выходить победителем из самых сложных жизненных ситуаций
(Владислав Титов «Всем смертям назло»).
Каждый библиотекарь может выбрать те книги, что близки ему и
тоже затрагивают тему воспитания толерантности. Их огромное множество. Как
говорил Лев Толстой: «Хорошо написанная книга — источник, побуждающий
радоваться чужой радости, горевать чужому горю, сливаться душой с другим
человеком». А ведь это и есть умение быть толерантным!
Подготовка обсуждения
Подготовка к обсуждению начинается за 2–3 месяца. У ребят
должна быть возможность внимательно прочитать книгу, поразмышлять над ней
самостоятельно. Объявляя о предстоящем мероприятии, мы вывешиваем в классе
список ключевых вопросов по книге. На родительском собрании родителям
сообщается о предстоящем мероприятии, разъясняется его цель, проблемы, которые
будут на нём рассматриваться. Мы предлагаем родителям если не прочитать вместе
с детьми книгу, то по крайней мере проконтролировать, чтобы ребёнок её
прочитал, расспросить его впечатлениях от книги (дети должны чувствовать
неравнодушие, интерес родителей). На одном из классных часов проводится обзор
других книг по той же теме или произведений того же автора.
К каждой встрече ученики пишут сочинение-размышление на одну
из предложенных заранее тем (как правило, одна из них обращается
непосредственно к книге, вторая предлагает рассмотреть тему, раскрытую в книге,
на примерах из жизни).
Проведение обсуждения
Проходит обсуждение книги во время классного часа или, если
есть такая возможность, на уроках литературы. Обсуждение мы проводим всегда
вдвоём — школьный библиотекарь и сотрудник детской библиотеки, при этом
применяется тактика «альтернативных мнений». Когда затрагиваются острые,
проблемные вопросы, ведущих предлагают подросткам два противоположных варианта
ответа, каждый убедительно аргументирует предложенный ответ. Это позволяет
ребятам уйти в обсуждении от стереотипов, избежать ответов, «которые хочет
услышать взрослый», заставляет ребят думать, рассуждать, спорить, предлагать
свою точку зрения и отстаивать её.
В ходе обсуждения идёт постоянное сравнение ситуации,
описанной в книге, с жизненными ситуациями (В каждое обсуждение включены
один–два вопроса, которые, вроде бы, никак не связаны с сюжетом произведения,
но в ходе дискуссии ребята начинают видеть логическую связь между ними и
книгой). В некоторые мероприятия включены элементы театрализации — ребята
заранее готовят сценки из книги.
Одна из главных целей такой диалоговой формы работы —
воспитание «активной, созидательной» толерантности. Истинная толерантность —
это особое свойство человека, которое может проявляться в разной степени, от
нуля до максимума. Толерантность включает в себя как терпимость (пассивную
сторону), так и заинтересованность, сотрудничество с другим человеком (активная
сторона), стремление не стоять в стороне, не бояться сказать своё слово,
помочь, поддержать. В конце встречи мы предлагаем ребятам зачитать отрывки из
своих сочинений и ответить, изменилось ли их мнение после обсуждения книги. Заключительное
слово предоставляем учителю, который даёт общую оценку диалогу, умению ребят
слушать друг друга, высказывать свои мысли. В некоторых обсуждениях
предусмотрено участие родителей (например, по книге Алексина «Безумная
Евдокия», Короткова «Дикая любовь» — один раз она прошла на общем собрании
класса, где присутствовали и дети, и родители).
Каждое обсуждение — постоянный экспромт со стороны ведущих,
даже по одной и той же книге оно всегда проходит по-разному; это зависит от
коллектива класса и, конечно же, от умения ведущих работать в паре. Иногда для
обсуждение хватает урока, а с кем-то, бывает, сидим по два-три часа,
разгораются нешуточные споры, и мы их не останавливаем, а поддерживаем —
подростки ищут в книгах и в жизни истину, а ведь это прекрасно!
Каждый год мы наблюдаем, как «растут» наши читатели, как они
учатся размышлять над книгой, сопереживать её героям. Не раз мы слышали от
ребят, что они плакали, когда читали «Бима», некоторые из них отказываются
понимать, почему автор его «не спас» в конце произведения. Нешуточный спор
разгорелся среди девятиклассников после прочтения «Безумной Евдокии». О чём
спорили? «Всегда ли единственный ребёнок в семье вырастает эгоистом?» Кстати,
после обсуждения этой книги треть ребят приходят потом за другими книгами
Алексина.
Иногда читатели только «рождаются» на наших глазах. Как
приятно было увидеть на одной из таких встреч горящие глаза восьмиклассницы, с
восторгом говорящей, что «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха — теперь
её настольная книга. А ведь до сих пор эта девочка практически не читала, по
литературе — твёрдая «тройка».
Работа ведётся с одними и теми же группами в течение ряда
лет, и это позволяет проанализировать динамику читательского развития ребят,
оценить влияние этих встреч на их умение вести конструктивный диалог. В
ближайшее время мы намерены провести серьёзное исследование этого процесса. От
учителей мы неоднократно слышали, что проводимые нами обсуждения позволяют
детям взглянуть на литературные произведения совершенно под другим углом, чем
на уроках литературы. Обсуждения книг в библиотеке — это не литературоведческий
анализ текста; мы помогаем юным читателям прожить описанную в книге ситуацию,
обдумать её, учим их слушать друг друга и размышлять, учим выбирать добро.