Елена Александровна Медникова, асессор группы Оценки
качества поиска, ООО «Яндекс», Санкт-Петербург
Заснеженной морозной зимой в петербургском Доме художника состоялась выставка «Время кукол
№6». Множество странных, смешных, забавных созданий можно было увидеть,
потрогать, купить и сфотографировать.
Бывает Время читать, бывает Время играть, и нет смысла
спорить, какое из них важнее. Вы помните новеллы Гофмана, «Джейн Эйр», цикл
фильмов ужасов «Детская игра»*, всем известного Пиноккио, наконец? Мальчик,
ставший куклой; куклы-дамы с личиками из фарфора или воска, которых
заворачивали в фольгу и хранили в шкафу, позволяя хорошим девочкам поиграть с
ними только по праздникам. Дух преступника в пупсике Чаки, деревянная игрушка с
длинным носом, которая очень хотела стать живым мальчиком… А вы знаете, что в
XIII–XIV веках, когда модных журналов ещё не выпускали, в Париже делали кукол,
которые назывались «модными куклами» или «пандорами»? Их одевали в модные
туалеты текущего сезона и отсылали в провинции и другие страны. Сохранилась
расписка Роберта де Варенса, придворного портного французского короля Карла VI
Безумного (1368–1422), о получении 450 франков (по тем временам сумма
значительная!) за гардероб для модной куклы, которая была подарком герцогини
Баварской английской королеве (кукла соответствовала её росту и размерам). И
ещё есть куклы Вуду, созданные для колдовства. Вряд ли они будут на выставке,
но от всех этих мыслей мне было как-то не по себе. «Кукла» — слишком сильный
образ.
История художественной авторской куклы ещё не написана; в
России по понятным причинам кукольное искусство находится только в стадии
становления. Сама же кукла, похоже, ровесница наскальных рисунков. Недалеко от
чешского города Брно археологи нашли фигурку человека из мамонтовой кости — к
туловищу крепятся подвижные конечности, — которой по приблизительным подсчётам
30–35 тысяч лет. Хотя, согласно древней китайской легенде, кукла появилась
намного раньше людей. В XIX веке в Европе (сначала во Франции, а потом в Англии
и Германии) появляются эксклюзивные куклы-подарки. Это, наверное, и было
первыми опытами создания «художественных кукол». Выполненные из дерева,
папье-маше, гипса или фарфора, эти куклы, вопреки распространённому мнению,
игрушками не были, а выполняли чисто декоративную функцию в доме, являясь
молчаливыми наперсницами своих хозяек. Порой такие куклы выступали в роли
государственных наград. Во многих аристократических семьях Великобритании до
сих пор передаются из поколения в поколение старинные куклы из гипса или
папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за
заслуги перед Империей.
В 1991 году дизайнер Елена Языкова организовала первую в
России кукольную галерею «Роза Азора» и осуществила свой творческий проект —
тематическую выставку «Каникулы», которая имела успех и открыла путь
«художественной кукле» в «большое искусство». В те годы художники-кукольники
творили обособленно, вырабатывая стиль и набирая опыт мастерства исключительно
путём проб и ошибок.
«Время кукол» началось в 2008 году с идеи Ольги Лахиной.
Замысел состоял в том, чтобы пригласить на выставку интересных, сильных,
самобытных кукольников как из России, так и из-за рубежа. Конечно, речь шла не
о детских игрушках, а о серьёзных предметах коллекционирования и объектах
приложения фантазии, мастерства и вдохновения художников высочайшего уровня.
Помните, я говорила о куклах-дамах, живущих подальше от неосторожных рук в
шкафу?
За два года организаторы выставки решили поменять политику,
и вместо широты географического охвата сосредоточились на качестве работ,
самобытности и профессионализме авторов. И этот подход себя оправдал. Каждый
год на выставку «Время кукол» организаторы приглашают одну особенную куклу —
V.I.D. (very impotent doll) — очень важную персону в кукольном мире. Это
редкая, уникальная, ценнейшая кукла с интересной историей; кукла, которую мало
кто видел и мало кто сможет увидеть где-либо вне выставки; кукла из частной
коллекции или из музейного собрания. Самой первой приглашённой куклой стала
работа Наташи Лопусовой-Томской «Письмо Ангелу». Изначально, по замыслу автора,
перед куклой лежал маленький конвертик, на котором в адресатах значилось:
«Ему», но конвертик таинственным образом пропал... Может быть, письмо уже
попало к адресату?
По словам организаторов выставки, искусство авторской куклы
очень светлое, очень радостное; если актуальное современное искусство принимает
форму несколько агрессивную, то большинство мастеров-кукольников придерживается
очень солнечного и радостного направления, потому что скатиться в глубины
мрака, разлада и надрыва очень просто. Помнить же, что ты рождён улыбаться и
летать, много сложнее.
На предновогодней выставке в роли очень важной персоны
выступили сразу несколько кукол — серия миниатюр знаменитого художника Михаила
Шемякина по мотивам сказки «Щелкунчик». Они вручную отлиты из олова, филигранно
проработаны и повторяют персонажей балета «Щелкунчик», поставленного на сцене
«Мариинского театра». Каждый крыс имеет свой характер, уникальную внешность и
узнаваемую пластику.
Кроме того, «Время кукол №6» стало временем новых работ как
маститых, так и начинающих художников. По словам организаторов, начиналось всё
достаточно осторожно — королевны, феечки, какие-то узнаваемые, популярные
характеры и облики, за которые брались кукольники. По мере становления мастеров
менялись не только профессиональные приёмы работы, но и персонажи. Стали
появляться существа, которые и опознать-то сложно — кто они, к какому виду/роду
принадлежат.
Приходят новые авторы, к примеру, театральные художники,
которые решили попробовать себя в новом амплуа — художника авторской куклы.
Таков проект «Арт-механика» Виктора Григорьева, куклы которого даже не куклы, а
настоящие арт-объекты и собираются они из всего подряд — металл и дерево,
стекло и оргстекло, найденные в хозяйстве или на барахолке предметы. Это,
скорее, движущиеся, живые картины, а не куклы в привычном понимании этого
слова.
Разнообразие форм и персонажей во многом стало доступным и
благодаря появлению новых материалов. Воск и фарфор — классические материалы
кукольника — не позволяют добиться достоверности мелкой пластики, крошечных
деталей, будь то черты лица или пальчики. Художники были вынуждены повторять
образы именно из-за того, что было невозможно поменять именно технику
исполнения. Современные пластики дают автору гораздо большую степень свободы в
создании тела, позы, подвижных деталей, сложных образов. Что вы скажете о
куколке высотой с ладонь, у которой сгибаются все суставы и есть подвижный
хвост?
Почему же авторы, взрослые казалось бы люди, выбрали для
себя настолько невзрослое творчество? Ирина Горюнова говорит, что не
воспринимает авторскую куклу как игрушку. Для неё это арт-объект, средство
выражения, как для живописца — его картина. Лада Репина утверждает, что
авторская кукла идеально сочетает в себе множество аспектов изобразительного
искусства. Это не просто «фигура на подставке», а целая история. По словам Анны
Середовой, это просто максимально естественное выражение её мыслей. А Ворониха
(Александра Петрова) и вовсе называет свои создания «зверьём» и говорит о них,
как о живых существах.
Больше всего меня поразило на выставке именно разнообразие
форм и материалов. Привычные плюшевые мишки, кролики из «Алисы в стране чудес»,
совершенно натурально выглядящие младенцы мирно соседствовали с подкованной
блохой, драконами, персонажами мифов и вовсе никому неизвестными существами. И
всех их непостижимым образом объединяла любовь мастеров-кукольников к их
созданиям и к миру, в котором мы с вами живём. И это мне кажется самым ценным и
самым волшебным.
Фото Ольги Сапожниковой
Под заголовком: Часы.