Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (142)'11 - Русский язык
Учимся любить мир вместе





Марина Гениевна Трасковская, заведующий отделом мировой и региональной культуры ГУК «Липецкая областная детская
библиотека»



 Не каждому человеку дано найти себя, своё место в жизни, и
особенно подростку, находящемуся в неблагоприятных, а порой и очень сложных
жизненных обстоятельствах. Я отдаю жизнь этой работе, потому что верю, что мир самоуничтожится, если не научится искусству мира, а
я думаю, что мир начинается с индивидуума.

Лари-Эпси


В 2010 году библиотека вела работу по проекту «Школа
миролюбия», разработанному для Усманской воспитательной колонии и направленному
на социокультурную реабилитацию подростков и молодёжи группы риска. Основная
его цель — содействие процессу гуманизации исполнения наказания для молодых
людей, находящихся в данном исправительном учреждении, возвращению их
полноценными людьми в общество. Данный проект стал логическим продолжением
предыдущей проектной программы «Равные возможности», получившей поддержку
президента в 2007 г.
и соотносящейся с проектом «Альтернативы насилию», действующему в России с 1992 г.



Проект получил грантовую поддержку президента России, и это
вполне обоснованно, ведь борьба с преступностью — дело исключительной государственной
важности. Этот вопрос всегда остро стоял перед обществом. В современном мире
отношения между гражданином и государством, обществом изменились коренным
образом. Перед человеком открываются широкие возможности для реализации себя в
разных областях жизнедеятельности, но одновременно возрастает ответственность
за свою судьбу и судьбы других людей. Увы, сегодня в молодёжной среде
наблюдается полнейшее безразличие ко всем социальным и политическим процессам,
что осложняет социализацию особенно трудных подростков и молодёжи. Развитие
гражданского общества невозможно без решения задачи по воспитанию активного
гражданина, обладающего политической культурой и нравственно-эстетическими
ценностями.



Проект представляет собой комплексную программу, состоящую
из трёх блоков, каждый из которых содержит конкретные задачи с учётом
возрастных и социальных особенностей подростков и молодых людей в возрасте до
18 лет из трёх субъектов Федерации: Рязани, Тамбова и Липецка. В основу проекта
легла концепция «личность — социум — культура». Работа осуществлялась по трём
комплексным познавательно-развивающим программам: социально-развивающая
программа по формированию основ правовой культуры, программа по формированию
основ общекультурной компетентности и программа по историко-патриотическому
направлению.



На подготовительном этапе работы мы ознакомились с Усманской
воспитательной колонией, узнали о его задачах и проблемах, убедились в том, что
это образцовое учреждение данного типа, с очень неплохими условиями для
воспитуемых, хорошим коллективом работников, своими традициями. Для
осуществления социокультурной реабилитации подростков и молодёжи группы риска
особенно важными являются программы, выходящие за рамки работы исправительного
учреждения. Библиотека, располагая уникальными терапевтическими ресурсами для
оздоровления души, вполне способна вызвать положительные изменения в личности
подростка, в чем мы убедились в ходе работы с воспитанниками колонии.



Работа в рамках программ была направлена на создание
благоприятной среды, психолого-педагогического сопровождения, ориентирована на
повышение индивидуальных и социальных ресурсов личности, профилактику
социальных дисфункций, восстановление способностей к успешному социальному
функционированию, формирование общекультурной компетентности. Главный
результат, на который мы рассчитывали, — переориентация прежних жизненных
установок и расширение опыта социально приемлемого поведения.



Рассматривая адаптацию в социально-педагогическом аспекте,
мы подразумеваем выработку наиболее адекватных форм поведения. Диалоговое
общение с чутким библиотекарем и хорошей книгой, произведениями искусства,
попытка творчества, приобщение к современным информационным технологиям
способствовали решению сразу нескольких задач:



• затронуть эмоционально-чувственную сферу воспитанников,
восполнить их эмоциональные потребности (душевная гармония, радость);



• содействие преодолению чувства страха и одиночества,
неуверенности в



себе;



• моделирование ситуации успеха, социальной
востребованности;



• формирование навыков эмоциональной и поведенческой
саморегуляции, развитие потребности в самовоспитании.



В основу проекта была заложена модель формирования
социальной позиции у лиц, относящихся к уязвимым категориям населения.
Подразумевалось, что воспитанники освоят навыки просоциального поведения.



Ценностные ориентации, как известно, имеют важнейшее
значение для успешного функционирования в обществе. Освоение молодёжью этих
ценностей происходило в ходе бесед о должном, возможном, желательном, в
процессе моделировани воспитывающих ситуаций, в ходе сюжетно-ролевых игр.



Каждая из программ включала в себя специфические методики
работы с подростками.



Программа «Искусство мира» была ориентирована на
использование методов арт-терапии с привлечением богатых фондов книжных
коллекций и аудиовизуальных материалов отдела мировой и региональной культуры,
с использованием следующих методов:



• диалоги с юношеством как форма сопричастности к
взаимообогащающей деятельности;



• активное созерцание как метод релаксации;



• комплексное воздействие различных видов искусств на
эмоциональную сферу;



• психолого-коррекционные игры в контексте чтения
художественных произведений.



Темы занятий программы были разнообразны — от древнерусской
иконописи и заканчивая искусством художников-импрессионистов. Многие из
воспитанников впервые соприкоснулись с настоящим искусством, узнали об именах и
шедеврах, им неведомых. Настоящее искусство диалогично по своей природе, в чём
мы ещё раз убедились, общаясь с нашими подопечными, наблюдая их реакцию в
начале и в конце занятий. Так, на занятии «Великая держава Рерихов» во время
показа слайдов картин Н. Рериха наши воспитанники были несколько озадачены,
некоторые иронически улыбались, искренне не понимая, чему тут восторгаться.
Спустя некоторое время они начали задумываться, а в конце занятия задали много
вопросов. Иначе сложилось занятие «Свет миру — иконопись». Неудивительно, что
тема православной культуры оказалась ребятам более близкой. Это и понятно,
учитывая, что на территории колонии находится молельная комната с иконами.
Некоторые из этих икон являются довольно древними, да и сама колония находится
на территории бывшего женского монастыря, об истории создания которого
воспитанники уже наслышаны.



В процессе занятий готовились презентации, методы активного
созерцания и релаксации, живого диалога способствовали процессу постижения
нового и приобщения к миру подлинного искусства, культуры в целом. Настоящие
произведения искусства можно понимать сердцем, не обязательно уметь в них
разбираться. Наша задача заключалась в другом — показать тот мир, который может
стать духовной опорой, мир красоты и нравственных ценностей, который научит
смотреть на всё иначе.



Программа «Русские мальчики» была направлена на формирование
патриотических, нравственных и гражданских качеств подростков на ярких примерах
исторического материала, разработана с учётом гендерного аспекта. Программа
была диалогичной по форме, подразумевала использование творческих заданий:
сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, театральных этюдов. «Русские мальчики» —
цикл творческих занятий по историко-патриотическому направлению. На первом
занятии мы попытались выяснить у ребят, как они понимают слово «патриотизм»,
считают ли они себя патриотами своей страны, есть ли в России люди, которыми
можно гордиться. Эта тема вызвала бурную дискуссию у воспитанников колонии.



Очень плодотворно прошло занятие «Как учились в старину».
Ребята узнали, чему и как учили мальчиков в России. Ребята приняли участие в
викторинах и творческих конкурсах. При использовании данной программы
применялся метод драматической психоэлевации для вывода подростков из
негативных психологических состояний, приёмы импровизации.



Особенно привлекательной для ребят были занятия в рамках
программы «Мы вместе». Она была нацелена на социальную адаптацию юношества в
эпоху глобальной информатизации. Программа осуществлялась специалистами отдела
информационных технологий библиотеки на базе Центра правовой информации. В
процессе занятий проводились мониторинги по выявлению уровня
информационно-компьютерной грамотности ребят на разных стадиях программы,
ролевые, правовые и интеллектуальные игры, мультимедийные средства. Надо
заметить, что в колонии есть компьютеры, и многие воспитанники владеют навыками
работы с ними.



На занятии «Лабиринты государственного права»  подросткам рассказали о том, какие
политические партии существуют в России, как проходят выборы в Государственную
думу, какие права и обязанности есть у избирателей. Ситуационная игра «Человек.
Государство. Закон» помогла ребятам понять, какие действия считаются уголовно
наказуемыми, и в неформальной игровой форме найти ответы на различные вопросы,
связанные с правовой ответственностью несовершеннолетних.



Каждый раз встречаясь с нашими колонистами, мы испытывали
чувство вины, возникал вопрос: какие обстоятельства привели их сюда? Не
хотелось думать о совершенных ими преступлениях, это уже было неважно, важно
было то, что будет с ними после. Видеть эти юные лица за решёткой было больно,
противоестественно... Но были и маленькие победы, которые придавали нам силы,
делали наше присутствие вполне оправданным. Это происходило обычно в конце
наших встреч, когда лица ребят светлели, когда из их глаз исчезало безнадежное
равнодушие.



Успех проекта в силу его специфики невозможно оценить в
количественном или материальном эквиваленте. И говорить о его результатах,
наверное, можно будет лишь спустя какое-то время. То, на что мы рассчитывали,
работая с молодёжью группы риска, имеющей проблемы в развитии, — помочь
сформировать у них чувство уверенности в себе, осознать свою социальную
значимость, способствовать более успешной адаптации в социуме, не испытывая
шока перед сложными и неоднозначными реалиями современного мира, выработать
новые поведенческие стратегии. В чём не приходится сомневаться, так это в том,
что реализация проекта позволила сделать процесс исполнения наказания для
несовершеннолетних более гуманным и эффективным, и это положительно скажется на
деятельности данного учреждения, сделает процесс исполнения наказаний менее
болезненным.



В ходе работы много внимания было уделено библиотеке,
находящейся на территории колонии. Специалистами координационно-методического
отдела ЛОДБ была оказана методическая и практическая помощь молодому
библиотекарю колонии, помощь в оформлении и пополнении книжного фонда новыми
изданиями. Специально для колонии были приобретены книги и мультимедийные
издания по различным отраслям знаний, качественная художественная литература.
Всё это сделало библиотеку более привлекательным местом для ребят, повысило
читательский спрос. Воспитанникам было просто приятно подержать в руках новую
книгу, полистать иллюстрации, ведь для многих из них это тоже было впервые.



Нам близка мысль, что любовь к миру, людям — это тоже
искусство, которому можно и нужно учиться, чтобы сделать себя и наш мир лучше,
богаче, ярче. И учиться этому искусству можно всю жизнь…



 





Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы