Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (142)'11 - Русский язык
Школьная библиотека в образовательной системе



Татьяна Владимировна Пантюхова, заведующая отделом научных
исследований и инноваций Нижегородской государственной областной детской
библиотеки



 Самая обширная сеть библиотек в России — что ждёт её
впереди? Каков основной вектор развития школьной библиотеки?


Библиотека образовательного учреждения — один из старейших
типов библиотек в нашей стране. Так, в «Трудах первого всероссийского съезда по
библиотечному делу» (1911) было предложено в связи с расширением сети школ
создать всеобщую сеть школьных библиотек. В 1914 году на территории России
учебные библиотеки образовательных учреждений составляли 78% от общего числа
библиотек.1 Сегодня школьных библиотек согласно статистическим данным по
количеству государственных школ в России, пресдставленной на портале
«Статистика российского образования», насчитывается около 62 тысяч.* В
некоторых типах образовательных учреждений школьные библиотеки отсутствуют,
например в начальных, малокоплектных школах. Указанная цифра приведена без
учёта количества частных образовательных учреждений, в которых также имеются
библиотеки. Паспортизация школьных библиотек, проходившая в 2002 году,
зафиксировала примерно такое же количество школьных библиотек.2 И даже такая
приблизительная статистика показывает, что сеть библиотек, принадлежащих
Министерству образования — самая многочисленная в России.



 



Периоды развития



и модели школьной библиотеки



Очевидно, что школьная библиотека развивалась совместно с
образованием. Становление школьной библиотеки можно рассмотреть с двух позиций.
Первая позиция — это историческое развитие.



Проанализировав источники, по истории педагогики,
образования и библиотечного дела3 можно выделить периоды развития школьной
библиотеки: начальный, организационный, классический, преобразовательный.



Начальный период (Х-ХVII вв.). Образование в этот период
заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного писания,
учителями выступали духовные и светские лица. Церковное образование было единым
для всех сословий: для бедных и богатых, для девочек и мальчиков. В конце
периода возникли общественные и государственные школы, но упоминания в
документах о школьных библиотеках отсутствует. Собрание книг размещалось
непосредственно в классной комнате, и учитель их выдавал ученикам.



Организационный период (ХVIII–ХIХ вв.). В ХVIII веке в
России положено начало формированию государственной системы образования. Для
каждого сословия создавались свои школы. Ф. Прокопович в «Духовном регламенте»
(1721) отводил большую роль библиотекам при учебном заведении4; Ф. С. Салтыков,
сподвижник Петра I, в «Пропозициях»5 (1712) вносил предложение о создании в
России академий-гимназий, а при них обязательно библиотек с книгами на разных
языках и о разных науках. Большое значение придавал обеспечению учебной
литературой каждого ученика М. В. Ломоносов, способствовавший тем самым
организации в школе пунктов выдачи книг, то есть библиотек. В 1812 году был
создан Царскосельский лицей с богатой библиотекой, которая стала первой моделью
школьной библиотеки, подробно описанной в печатных источниках.



Классический период (конец ХIХ–ХХ вв.). В архивах появляются
отчёты о деятельности образовательных учреждений, в которых упоминаются
школьные библиотеки. В музеях старых образовательных учреждений хранятся
печатные и фотографические материалы о деятельности библиотеки и её участии в
учебно-воспитательном процессе школы.



В советский и постсоветский периоды учебные пособия по
библиотечному делу рассматривают школьные библиотеки как отдельный тип
библиотек. Появляются библиотечные организации (секция в РБА, ассоциация
школьных библиотек), профессиональные периодические издания («Библиотека в
школе», «Школьная библиотека»), выпускаются специальные учебные, методические,
справочные пособия, конкурсы, фестивали.



Преобразовательный период (конец ХХ–начало XXI в.). Набирают
силу такие объективные процессы, как:



• переход мирового сообщества в постиндустриальную эпоху
существования;



• развитие социальных процессов;



• изменение облика образования и определение статуса ученика
как итогового продукта образования;



• развитие института непрерывного образования и
дистанционного обучения;



• изменения в образовательной государственной политики (ЕГЭ,
новая оплата труда, проект «Образование»).



Реформирование образования затрагивает школьную библиотеку и
способствует её неустойчивому развитию. Образовательные вызовы
постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации школьной
библиотеки.



Согласно второй позиции развитие школьной библиотеки
рассматривается как система, состоящая из четырёх элементов: фонды, читатели,
персонал, материально-техническая база.**



Модель 1: учитель-книга-ученик (пользователь).



Эта модель библиотеки, скорее, условна, поскольку в её
структуре такие элементы, как персонал и материально техническая база
организованы по-другому. Роль библиотекаря выполняет учитель. Книги хранятся в
классной комнате или в комнате учителя. Такая модель характерна для начального
периода и функционирует в рамках этого периода. Школьной библиотеки как системы
нет.



Модель 2: библиотека (МТБ) — книга — ученик, учитель
(пользователи).



Происходит увеличение фонда и появляется необходимость в
создании специального помещения для книгохранения. Следовательно, должен
появиться человек, который бы присматривал за фондом, вёл учёт. Это еще не
библиотекарь, а, скорее всего, смотритель, полномочия которого ограничивались
выдачей книг и их сбором. Такие функции мог выполнять и учитель или завхоз по
совместительству. В этой модели библиотекаря как штатного работника нет.
Организуются элементы — фонд и материально-техническая база.



Модель 3: библиотека (МТБ) — библиотекарь — фонд —
читатель/пользователь.



В этой модели появляется сотрудник библиотеки —
библиотекарь. Именно такая модель указывает на то, что библиотека становится
структурным подразделением образовательного учреждения и начинает
функционировать как отдельная система. Школьная библиотека наделяется
информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится
полноправным участником учебно-воспитательного процесса.



Модель 4 (инновационная, предусматривает широкий структурный
диапазон):



• библиотекарь — МТБ — фонды — пользователь;



• медиатека — медиатекарь — медиаматериалы — пользователь;



• Интернет (в библиотеке) — информационные ресурсы —
пользователь;



• Интернет — библиотекарь — информационные ресурсы —
пользователь.



Предложенные четыре варианта вовсе не исчерпывают всех
возможных схем. Инновационной модели присущ высокий уровень интеграции
элементов и процессов, что даёт возможность расширить диапазон деятельности
библиотеки. Такая модель предполагает преобразование библиотеки в культурный,
информационный центр. Тем самым школьная библиотека становится своего рода
центром управления образовательными и информационными ресурсами. Здесь,
предоставляется возможность на базе школьной библиотеки организовать новые
структурные образования: медиатеку, пресс-службу, сектор связей с
общественностью, сектор фандрайзинга и т. д.



 



Схема развития



школьной библиотеки



Далее совместим две позиции и рассмотрим универсальную схему
развития школьной библиотеки:



На отрезке АB происходит осмысление процесса передачи
ученикам информации посредством книги, но поскольку в этот период книг было
мало, стоили они дорого и были недоступны подавляющему большинству, то процесс
обучения и самообразования обходился без посреднических услуг, то есть
библиотеки.



В момент ВС количество книг в школах достигает критического
значения. Появляется потребность собрать книги в одном месте и делегировать
полномочия по работе с книгами конкретному человеку, а может быть, группе
людей. Такая организация просуществовала достаточно длительный период (CD), и
скачок в развитии (DE) произошёл благодаря новым технологиям, а именно
книгопечатанию. С появлением первых печатных учебников и справочной литературы
возникает необходимость в реорганизации прежнего режима работы с книгой в
школе. Создаются первые школьные библиотеки. В это время (EF) комплектование
учебной литературой школьных библиотек происходит на государственном уровне, а фонд
школьных библиотек находится под контролем образовательных органов.



С конца ХХ века (участок FХ) ситуация начинает меняться. На
изменения влияют информационные технологии и появление информации на
электронных носителях. Выходят в свет учебные пособия в электронном формате,
расширяется доступ к сетевым образовательным ресурсам, включая формы
дистанционного или домашнего использования. Библиотека-«место» теряет многие
свои преимущества, на смену стабильности приходит неустойчивость, возникает
потребность внести изменения в системы «школьная библиотека» и «образовательное
учреждение». Возникает возможность разных путей развития. Такое обострение
состояния системы происходит не мгновенно, как следует из синергетической
теории, ему предшествует обострение ситуации.6



На обострение ситуации в системе «школьная библиотека» на
протяжении всей истории её существования кардинально влияли носители информации
и технологии. Под напором увеличения рукописных и печатных источников
информации собственно и появилась система «школьная библиотека». В настоящее
время под влиянием новых информационных носителей система «школьная библиотека»
вынуждена адаптироваться к изменившимся условиям (например, организовывать
сектор медиаматериалов), но — специально выделим это положение, — сохраняя
память о прошлом и транслируя его через допустимые изменения.



Парадоксально, но все четыре модели мы можем сегодня
наблюдать в разных российских образовательных учреждениях! Так, первая модель
существует на уровне собрания книг в классе, что предусмотрено инструкцией
Министерства образования по стандарту наполнения учебного кабинета. Вторая
модель функционирует в специализированных, малокомплектных образовательных
учреждениях. Третья модель наиболее распространена, её можно наблюдать в большинстве
школьных библиотек независимо от места положения библиотеки, количества
учащихся, качества фондов. Четвёртая присуща лицеям, гимназиям, школам с
углублённым изучением предметов.



Исходя из вышеизложенного, мы можем выделить три устойчивых,
исторически сложившихся, базовых модели школьной библиотеки, и на, данный
момент, формирующуюся, пока ещё неустойчивую (инновационную) модель школьной
библиотеки. Конечно, на вариативность указанных моделей влияют множество
условий и факторов. Например, такие факторы:



• географические (юг, север, центральная полоса России);



• национальные (национальный состав населения, национальный
колорит, национальные традиции);



• региональные (мегаполис, город, село, рабочий посёлок);



• субъективные (уровень образования родителей,
профессиональные качества библиотекаря и педагога, потребности и ожидания
учащихся);



• ресурсные (состояние материально-технической базы
образовательного учреждения, финансовых возможностей, кадровой политики);



• типологические (типы и виды образовательных учреждений).



Новые варианты школьной библиотеки могут возникать в
соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации
установлено 9 типов и 53 вида образовательных учреждений. Перечислим типы и
виды***, учреждений, относящихся к системе общего среднего образования:



1. Общеобразовательное учреждение:



• начальная общеобразовательная школа;



• основная общеобразовательная школа;



• средняя общеобразовательная школа;



• средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов;



• гимназия;



• лицей;



• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, в том числе
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК;



• открытая (сменная) общеобразовательная школа;



• центр образования.



2. Общеобразовательная школа-интернат (10 видов).



3. Образовательное учреждение для детей — сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (6 видов).



4. Специальные учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков
с девиантным поведением (4 вида).



5. Специальное учебно-воспитательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (6 видов).



Как мы видим, можно выделить пять общих и 30 вариантов
частных моделей (исключены детские сады и профессиональные училища, которые
указаны в перечне видов) школьной библиотеки, которые могут быть и базовыми и
инновационными. Если же учесть ещё и региональные, национальные, субъективные,
ресурсные особенности, то получим широкий модельный диапазон.



Определить структуру в вариативном разнообразии школьных
библиотек попыталась О. Громова.7 Она выделяет модели школьной библиотеки,
основываясь на ведущих содержательных направлениях образовательного учреждения
и исходя из приоритетных задач его библиотеки:



• информационный центр;



• информационно-исследовательский и творческий центр;



• просветительская библиотека;



• культурный центр школы и микрорайона;



• отраслевая школьная библиотека;



• библиотека как центр коррекции и социализации детей с
ограниченными возможностями.



По мнению О. Громовой, эти модели могут работать как в
базовом, так и в инновационном режиме.



Если мы обратимся к работам



Е. М. Зуевой, то увидим, что она выделяет четыре модели
школьной библиотеки, в основе которых лежат инновационные решения:



• «библиотека-медиатека (библиотечный мультимедиацентр);



• информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ);



• мультикультурный (поликультурный) библиотечный центр;



• библиотека-педагогическое структурное подразделение
образовательного учреждения».8



В различных исследованиях представлены таки инновационные
модели школьных библиотек, как:



• медиальная9



• ресурсный центр10



• медиатека.11



Все перечисленные варианты школьных библиотек реальны,
функционируют в образовательных учреждениях.



 



Вектор трансформации



Независимо от структурной организации и содержания
деятельности школьных библиотек, в основе их деятельности остаются традиционные
функции и активности, при необходимости расширяемые. Такое расширение, может
происходить как под давлением со стороны администрации и управления
образования, так и по инициативе сотрудников школьной библиотеки. Бесспорно
одно: расширение произойдёт неминуемо. Школьному библиотекарю стоит с этим
свыкнуться, позволить библиотеке гармонично трансформироваться из базовой
модели в инновационную.



Такой вектор развития прослеживается и в определениях
школьной библиотеки, данных в профессиональной литературе. Например, в «Кратком
справочнике школьного библиотекаря»12 предложены две трактовки. Первая — по
словарю понятий и терминов законодательства Российской Федерации об образовании
(1995) В. М. Полонского: «школьная библиотека — это структурное подразделение
школ, организующее библиотечное обслуживание учащихся и учителей». Второе
определение взято из «Российской педагогической энциклопедии» (1993): «школьная
библиотека — это структурное подразделение школы. Школьный библиотекарь
работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, с общественными
организациями; является членом педагогического совета, активно участвует во
внеурочной работе школы. Основу фонда школьной библиотеки составляет
литература, предусмотренная в учебных программах, в том числе пособия в помощь
факультативным занятиям. Библиотека осуществляет выдачу учащимся учебников».



Краткий справочник школьного библиотекаря (2001), ссылаясь
на «Глоссарий современного образования», определяет современную школьную
библиотеку как:



• культурно-просветительный и научно-вспомогательный
социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность
документально-информационных ресурсов;



• информационный автоматизированный центр, обслуживающий
потребителей в локальном и удалённом режимах, с использованием новых
информационных технологий, генератором собственных баз данных и комплексов
автоматизированных библиотечных услуг;



• структурное подразделение образовательного учреждения,
которое организует обслуживание учащихся и педагогического состава,
осуществляет информационное обеспечение учебного процесса.13



В опубликованной в 2007 г. статье



В. Д. Стельмах подчёркивается, что концепция развития
современной школьной библиотеки «заключается не только и не столько в том,
чтобы располагать возможностями предоставления информации в различных формах,
но в том, чтобы репрезентировать образы мира и культуры, которые должны быть
“впечатаны” в сознание школьников».14 По мнению



Е. Н. Ястребцевой (2009 год), инновационная школьная
библиотека представляет собой метасистему, «в основе которой, с одной стороны,
лежит полное техническое преображение библиотеки как подразделения для хранения
и выдачи книг до электронного доступа в локальной сети с выходом в Интернет
(Интранет/Интернет) к оцифрованным ресурсам из любого учебного кабинета школы
или из дома, с другой — полное преображение сервисов и услуг для школьников,
родителей и педагогов, которые становятся интерактивными и
высокотехнологичными».15



Проанализировав деятельность различных школьных библиотек,
описанных в профессиональной печати, а также исходя из собственных наблюдений и
практики, можно сделать вывод, что для инновационной школьной библиотеки
характерны:



• обновление технических средств;



• использование информационно-коммуникационных и проектных
технологий;



• включение школьной библиотеки в образовательные программы
коллективно-творческие дела школы;



• непрерывное взаимодействие с социокультурными
институтами;**** 



• выделение секторов в структуре школьной библиотеке как
новых возможностей для предоставления библиотечных и информационных услуг;



• организация новой схемы управления школьной библиотекой;



• полифункциональность;



• штатные изменения за счёт привлечения педагогов
дополнительного образования  школы,
сотрудников по трудовому соглашению, волонтёров).



Инновационная школьная библиотека — структурное
подразделение образовательного учреждения, которое является, культурным,
образовательным, информационным центром и располагает организованным фондом на
различных носителях, предоставляя их во временное безвозмездное пользование
субъектам образования, а также оказывает качественные
библиотечно-информационные услуги, сопровождает и поддерживает
учебно-воспитательный процесс. Это определение говорит о том, что инновационная
школьная библиотека является преемницей традиционной библиотеки и продолжает
выполнять исторически сложившиеся функции.



Другое определение, связано с изменениями, которые повлияли
на обновление деятельности базовой модели и организацию на её основе
инновационной модели школьной библиотеки.



Итак, инновационная школьная библиотека:



• структурное подразделение образовательного учреждения,
оснащенное современным компьютерным оборудованием, программными продуктами,
документами на различных носителях;



• использует в своей деятельности
информационно-коммуникационные, проектные технологии, которые способствуют
объединению, интеграции, координации внутренних и внешних ресурсов;



• сотрудники библиотеки, управляя ресурсами, расширяют
спектр нетрадиционных, дополнительных направлений и видов деятельности для
продвижения чтения, формирования информационной культуры, организации
образовательных проектов, библиотечно-информационного обслуживания, тем самым
предоставляют новые возможности пользователям для саморазвития и
самосовершенствования.



Вот такая эволюция!



 





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы