Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (141)'11 - Зарубежные библиотеки: стратегия развития
Правовое поле библиотечного образования Камеруна:

 Жереми Земенге, аспирант Белорусского государственного
университета культуры и искусств





 Камерун крайне нуждается в создании всеобщего правового
кодекса в сфере библиотековедения, который определил бы политику и общие
правила для всех библиотек страны, позволил бы создать условия для их развития
и для повышения эффективности подготовки библиотечных кадров.


Изучение состояния сети библиотек Камеруна в 2004–2008 гг.
позволяет отметить, что в данной стране, в отличие от других стран мира, в том
числе Америки и Европы, отсутствует нормативно-правовое обеспечение,
регламентирующее деятельность библиотек. К нему принято относить: закон о
библиотеках и библиотечном деле, закон о социальной защите библиотек и их
работников, правовые акты (указы, приказы) о функциях библиотек,
государственные стандарты о библиотечном образовании, и другие юридические
документы. Данная ситуация оказывает влияние на эффективное функционирование
библиотек, а также на профессиональные качества библиотечных кадров, их
подготовку, переподготовку и повышение квалификации.



Наряду с этим, юридические документы, существующие в
некоторых министерских и университетских библиотеках, не имеют общего характера
и не всегда используются на практике. Кроме того, в них нет чёткого определения
статуса персонала, а точнее, положений, связанных с подготовкой библиотечных
кадров. К таковым документам относятся, например, указы президента о создании и
организации государственных университетов1, а также об административном
устройстве государственных университетов, которые предоставляют центральной
библиотеке университета статус специализированного центра. Эти же документы
дают возможность каждому государственному университету свободно создавать и
организовывать свою центральную библиотеку. Фактически, библиотеки
государственных университетов Камеруна действуют по принципу «каждый сам за
себя». Каждая университетская библиотека работает по своему уставу, не
имеющему, однако, никакой юридической силы, а следовательно, неспособному
положительно влиять на подготовку библиотечных кадров.



В самих государственных университетских библиотеках
отсутствуют приказы, определяющие и регулирующие задачи библиотек. Первые
проекты по определению статуса персонала и созданию штатных расписаний
университетскими библиотеками были разработаны в 1989 и до сих пор не дали
положительного результата, несмотря на многочисленные поправки, пересмотры и
дискуссии с руководством университетов и органами управления. Вот как выразился
по этому поводу директор центральной университетской библиотеки первого
государственного университета в г. Яунде: «Я являюсь руководителем библиотеки,
и моим сотрудникам это прекрасно известно, однако я не могу принимать
какие-либо решения в сфере подготовки библиотечных кадров, поскольку до
сегодняшнего дня нет ни одного нормативно-правового акта, регламентирующего
данный вопрос».



В ходе исследования было замечено несоответствие документов,
регулирующих создание и организацию библиотек государственных университетов. Из
семи университетских библиотек, существующих в Камеруне, только одна (в
государственном университете в г. Буэа) имеет статус государственного
управления. Согласно Президентскому указу, директор библиотеки утверждается
наравне с ректором, проректором и директором центральных органов службы
государственных университетов Камеруна. Остальные университетские библиотеки
имеют статус подчинения отраслевым руководящим кадрам. И руководители библиотек
назначаются либо по приказу Министра высшего образования, либо ректоратом
государственных университетов.2



Библиотеки при министерствах страдают от следующих
управленческих проблем. Президентские указы по организации министерств не
распространяются на библиотеки, а вместо них используются административные
решения, что порождает избыток административных решений в различных
министерских библиотеках, причём эти решения не носят всеобщего характера.
Данные решения не обладают юридическим характером и не могут улучшить начальное
образование новых кадров, а тем более обеспечить стажировку, переподготовку,
повышение квалификации и постоянное обучение имеющихся кадров.



Указ Президента о библиотечных кадрах, центрах документации
и архивах в сфере государственного аппарата3 не регламентирует достаточно полно
признание дипломов по библиотековедению, полученных за границей в университетах
Европы и Америки. Данный указ определяет условия приёма на работу и продвижения
по службе библиотекарей, специалистов по подбору и хранению документации,
работников архива лишь в сфере государственного аппарата, однако остальные
библиотеки Камеруна остаются в стороне. Иными словами, он используется
исключительно для органов государственного аппарата, в то время как остальные
типы и виды библиотек упускаются из вида. В данном документе существует еще
один пробел, связанный с определением форм библиотечного образования
(непрерывное образование, стажировка, переподготовка). Этот указ относится
одновременно и к библиотекарям, и к документалистам, и архивистам, то есть к
специальностям, принципиально отличающимся одна от другой. Кроме того, данный
документ был подписан 23 года тому назад и с тех пор не обновлялся, поэтому
Камерун остро нуждается в создании законодательно-нормативной базы, пригодной
для работы библиотечных кадров в современных условиях.



В 1974 г.
на уровне общественных организаций была создана Ассоциация библиотекарей,
архивистов и документалистов Камеруна. Одной из главных целей Ассоциации было
определение правового положения библиотечных кадров, однако ей не удалось
достичь желаемого результата в отношении нормативно-правовых актов,
регламентирующих подготовку библиотечных кадров Камеруна.



В Президентских указах о создании и организации Министерства
культуры отсутствуют нормативно-правовые акты и государственные стандарты,
характеризующие основные образовательные программы различных ступеней
профессионального образования библиотечных кадров Камеруна.4 Указы президента о
создании, реорганизации и функционировании Высшей школы информационных наук и
коммуникации5 также лишены конкретики в области нормы и права. Не предусмотрен
контроль за деятельностью данного учебного заведения со стороны Министерства
культуры. Данное обстоятельство отрицательно влияет на подготовку библиотечных
кадров. Необходимо подчеркнуть, что успех в деле подготовки библиотечных кадров
будет возможен только при тесном сотрудничестве с Министерством культуры, так
как именно оно, а не Министерство высшего образования или Министерство связи
определяет культурную политику в стране.



В задачу нашего комплексного исследования входило, с одной
стороны, представить нынешнее состояние нормативно-правовых актов,
регламентирующих подготовку библиотечных кадров Камеруна и связанных с ними
проблем, а с другой стороны, подтвердить плодотворность системного подхода к
созданию государственных стандартов в библиотечном образовании в целом, включая
разные ступени и уровни подготовки библиотечных специалистов. Изучение обозначенных
проблем позволяет нам утверждать, что библиотеки Камеруна функционируют в
неблагоприятном юридическом и нормативном климате. Данная ситуация негативно
сказывается на профессиональной подготовке персонала библиотек. Принятие единой
библиотечной законодательной базы крайне необходимо для обеспечения успеха,
развития и достижения хороших показателей деятельности библиотечных кадров.
Рентабельность и престиж любого производства зависят от компетенций и, главным
образом, мотивов, которыми руководствуется человек.



Для решения обозначенных проблем необходимо:



• разработать регулирующие деятельность библиотек Камеруна
типовые нормативно-правовые акты (положения и инструкции), целью которых будет
определение различных форм, методов и средств обучения (начальное профессиональное
образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное
образование, непрерывное образование, стажировки, повышение квалификации), а
также должностных обязанностей, ответственности и полномочии библиотечных
кадров;



• принять национальный закон о непрерывном (перманентном)
библиотечном образовании;



• пересмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие
деятельность Высшей школы научно-технической информации и коммуникации при
Втором государственном университете в Яунде II, чтобы подготовка библиотечных
кадров подчинялась Министерству Культуры, а не Министерству высшего образования
и министерству связи, как  обстоит дело
сейчас6;



• разработать систему образовательных стандартов
библиотечного образования в соответствии с целями и требованиями к уровню
профессиональной подготовки библиотечных кадров в Камеруне.



Подводя итоги, можно сказать, что в век, когда информация
превратилась в настоящую индустрию, Камерун медлит с полным осознанием её
важности и не делает конкретных шагов к созданию соответствующего
нормативно-правового поля. Это одна из основных причин, по которым Камерун
отстаёт от других государств в социальной и экономической сферах. Библиотечное
образование Камеруна имеет шансы на успех, если оно будет основываться на нормативно-правовой
базе, поэтому для Камеруна актуальными на сегодняшний день являются задачи по
усилению законодельного обеспечения библиотечного образования.





Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы