Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
Библиотекарь – читатель





Елена Александровна Синельникова, заместитель директора МУК
«ЦБС» Кропоткинского городского поселения, муниципального образования
Кавказский район, Краснодарский край



 «Невнимательный», «косноязычный», «необязательный»,
«безынициативный», «невоспитанный», «некультурный»; «поверхностный»,
«заносчивый» — такие характеристики сегодня дают наши библиотекари своим
читателям. На что примерно половина читателей отвечает, что вполне обойдётся
без помощи библиотекаря в поиске нужной информации или книги…




Подобный обмен любезностями состоялся в ходе Единого дня
информационной культуры, который прошёл в библиотеках нашего города в феврале
этого года.



Ежедневно мы общаемся с десятками детей, которые не могут
сформулировать запрос, не знают, чего в действительности они ждут от
библиотеки, какого рода информация их интересует. Зачастую они хотят получить
готовое решение, ждут что библиотекарь укажет на нужную строчку… Мы оправдываем
их поведение сложностью школьной программы, необычайной занятостью… А может, за
этими оправданиями мы прячем собственные профессиональные проблемы? Может, мы
сами даём им установку на быстрый поиск и получение готового ответа? Не это ли
причина того, что столь широкое распространение получили разработка и издание
дайджестов по актуальным читательским запросам, всё меньше источников
указывается в тетрадях выполненных справок? (Кстати, умышленно не говорю о
системе школьного образования — для нас, библиотекарей, это больное).



Нет, конечно же, из уст библиотекарей звучали и
положительные характеристики в адрес читателей: они, эти читатели, «позитивны»,
«коммуникабельны», «любознательны», «общительны», «доброжелательны»,
«внимательны», «недостаточно развиты, но стремятся к знаниям»… Все эти определения
свидетельствуют о том, что дети готовы к диалогу с библиотекарем, к общению,
что в стенах библиотеки они могут открыться. Нужно только не упустить этот
шанс.



Каков же на самом деле уровень информационной культуры
современного читателя? Могут ли библиотеки повлиять на ситуацию? Ответ на этот
вопрос мы пытались получить в ходе Единого дня информационной культуры.



То, что современный читатель-ребёнок уже много лет не
подходит к карточному каталогу или картотеке, ни для кого не секрет. В ходе Дня
информационной культуры детей буквально за ручку подводили к каталогам и
объясняли: «Посмотри, как это удобно!», «Какие возможности!»… Нас вежливо
выслушивали и…возвращались к привычному алгоритму поиска: «Дайте!..» Хочется
пустить скупую библиотечную слёзу о воспитании критически мыслящей личности,
способной найти, обработать информацию и оценить весь спектр предоставляемых
ему источников.



Мониторинг читательских навыков и знаний проходил в виде
анкетирования. Читателям предлагалось ответить на вопросы: «Что тебе кажется
трудным в библиотеке?», «Сможешь ли ты найти нужную книгу, если рядом не будет
библиотекаря?», «Для чего в библиотеке выставка?», «Думаю, что для написания
хорошего реферата мне нужно использовать…»



Участие в опросе приняли более ста читателей.



Отвечая на вопрос: «Что тебе трудно в библиотеке?», 50%
читателей написали: «ничего». Были и такие ответы: «трудно выбирать информацию
для реферата»; «нет ксерокса, компьютера», «мало романов»; «трудно найти
хорошую книгу», «трудно вести себя тихо и не смеяться»; «самостоятельно найти
нужную книгу по теме».



Положительно ответили на вопрос: «Сможешь ли ты найти нужную
книгу, если не будет библиотекаря?», около 25% опрошенных. Предположили, что
«будут искать, но долго» — ещё 25%. Примерно половина читателей признались: «Не
смогу».



На вопрос: «Для чего в библиотеке нужны выставки?», 40%
опрашиваемых дали ответ: «Подсказать, что читать», 30% — «Для удобства», 20% —
«Показать новые книги», 10% — «Для красоты» (А ведь и такое бывает!)



При ответе на последний вопрос («Что нужно для написания
хорошего реферата?») дети чаще всего указывали энциклопедии, Интернет,
научно-популярную литературу, и только двое отметили «периодические издания».



Ребят попросили ответить, к каким энциклопедическим изданиям
они прежде всего обратятся. Ответы показали, что бесспорными лидерами являются
такие издания, как «Энциклопедия Кубановедения», «Энциклопедический словарь по
истории Кубани», «Большая Советская энциклопедия», «Большая Российская
энциклопедия», «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова. Из
научно-популярных изданий чаще всего упоминались: «Деятели искусств Кубани»,
«Писатели Кубани – детям», «Животный мир Кубани», «География Кубани»;
«Кубанские пословицы и поговорки»; А. Маринченко «Безопасность
жизнедеятельности»; О. Самыгина «Школа выживания»; С. Потапов «Практическая психология. Школа
выживания для подростков»; А. Никитин
«Обществознание»; С. Ушаков «Экологическое состояние территории России»; С.
Сибелла «Большая книга рекордов»; Овчинникова «Тайна имени»; Феоктистов «Города
России»; книги серии «Я познаю мир»; «В мире животных»; «Большая книга
изобретений», «Тайны космоса», «Загадочные насекомые»; В. В. Волина «Мир
животных».



В ходе Единого дня информационной культуры мы пытались найти
ответ ещё на один вопрос: насколько эффективны наши формы массовой работы в
воспитании информационной культуры детей? Мы организовали массовые уроки,
экскурсии, тренинги с поправкой на современные реалии, разработали закладки
«Библиотечный репетитор». Мы пришли к выводу, что нужно продолжать поиск новых
форм, искать новые убедительные доводы, которые побудили бы читателей
овладевать навыками поиска информации…



В ходе этого мероприятия не раз приходила мысль, что
начинать надо с себя. Как нас оценивает ребёнок, пришедший в библиотеку? Как
его приняли? Чем помогли? Чему научили? Захочется ли ему прийти в библиотеку
ещё раз? В последнее время наблюдается новая тенденция, которую между собой мы
называем «мой библиотекарь» — это когда ребёнок или взрослый целенаправленно
идёт к конкретному, «своему личному библиотекарю», так же, как сейчас ходят к
«своему врачу», «своему парикмахеру». Идёт к тому, кто действительно сможет
оказать помощь. Пожалуй, без этого сейчас библиотеке не выжить. Нельзя просто
выдавать книги — это тупик, который ведёт к профессиональной деградации.






Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы