Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (140)'11 - Детские библиотеки Кубани
«Окно в вечно живой мир детства».



Наталья Леонидовна Голубева, доцент кафедры
библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного
университета культуры и искусств, доктор педагогических наук



«Библиотека должна стать для ребёнка прежде всего
пространством его полноценного духовно-нравственного развития»



 



Важнейшим принципом формирования современного общества
является обеспечение доступности информации для всех его граждан. Эту задачу
решает ряд социальных институтов, в том числе и библиотеки.



Безусловно, детская библиотека не только информационное
учреждение; она, прежде всего институт, аккумулирующий и транслирующий
культурный и социальный опыт. Перемены, происходящие во всех сферах жизни
общества, непосредственно влияют на библиотеку, связанную с государственной
властью, политическими организациями, механизмами финансирования. На
деятельность детской библиотеки влияет реорганизация книгоиздания и
книгораспространения литературы для детей, реформирование системы образования и
культуры. Изменения в социуме непосредственно отражаются на структуре,
содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой
уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки.



История детской библиотеки в России, её особый Читатель (или
как сегодня принято называть «пользователь», «потребитель информации») дают
нам право обозначить проблему сохранения
детских библиотек не как единиц муниципальной, районной сети, а как уникального
института Детства. Сегодня библиотечное сообщество определяет детскую
библиотеку и её миссию как уникальное явление культуры, поддерживающее и
формирующее институционально-нормативную сферу Детства во взаимодействии с
такими институтами формирования личности, как семья и школа. Анализ
структурно-функциональной, когнитивной, социосемиотической моделей библиотеки
показывает, что усиливается тенденция внедрения междисциплинарной методологии в
отечественное библиотековедение. В то же время модели «взрослой» библиотеки не
могут в полной мере отразить специфику функционирования детской библиотеки,
особенности информационных потребностей полярной пары «ребёнок-взрослый». Можно
утверждать, что сегодня актуализируется проблема функционирования детских
библиотек именно как библиотеки Детства, которая должна стать для ребёнка
прежде всего пространством его полноценного духовно-нравственного развития.
Осуществление этой цели зависит прежде всего от того, в какой степени обществом
будет осознана ценность детской библиотеки как института, наиболее полно
отражающего, воспроизводящего и развивающего культуру Детства.



Таким образом, деятельность современной детской библиотеки
обращена к особому явлению общества — Детству. Изучение, дальнейшее развитие детской
библиотеки как неотъемлемого института предполагает определение круга тех
областей жизни общества, которые объединены понятием «детство». Как отмечает Д.
И. Фельдштейн, в качестве особого социокультурного явления детство предстаёт
как объективно необходимое состояние в динамической системе общества; как
процесс «вызревания» подрастающего поколения; как место, где протекает освоение
социокультурного пространства, рефлексия на все отношения в нём, определение в
нём себя через постоянно расширяющиеся и усложняющиеся контакты ребёнка с
воспитывающими взрослыми, взрослым сообществом в целом и с детьми.1 Состояние
детства характеризует не только каждого индивида, в нём находящегося, но и
большую социальную группу общества, слой. Это положение в своё время развивал
П. Г. Щедровицкий при исследовании понятия «Детское общество» в контексте
организации сферы личностных отношений
детей, их самодеятельности.2



Подчёркивая педагогический аспект понятия «пространство
детства», И. Д. Демакова предлагает рассматривать его как пространство
полноценной жизни ребёнка, как социокультурный феномен, оказывающий воздействие
на процесс развития его личности. Она понимает его как совокупность разных
«подпространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности
ребёнка, и выделяет пять параметров описания пространства детства, как:
природного мира; социальной среды, включая мир семейных отношений; культурной
среды, включая систему образования; информационной среды; пространства чувств
ребёнка.3



Данный материал не претендует на исчерпывающий анализ
понятий «институт детства», «сфера детства», «культура детства», «детское
общество», «пространство детства», «мир детства». В то же время их можно
рассматривать как синонимы в контексте проблемы изучения ребёнка как субъекта
детства. Таким образом, читатель (пользователь) детской библиотеки
ассоциируется с субъектом информационного пространства детской библиотеки.



Именно информационное пространство детской библиотеки,
отражая свойства своих субстратов (пространства, информации и образования как
явлений культуры), является своего рода феноменальной моделью пространства
детства. Его специфические особенности, структура обусловлены функциональной
сущностью, назначением детской библиотеки в обществе.



Демократизация общества, социокультурные изменения,
внедрение новых информационных технологий значительно изменили взгляд на
информационное пространство библиотеки, его структуру.



Несомненно, информационное пространство детской библиотеки
претерпевает сегодня значительные изменения; это обусловлено появлением
электронных изданий (гипертекстовых словарей, справочников, энциклопедий,
компьютерных учебников, обучающих программ, электронных журналов и др.),
разработкой библиотеками электронных каталогов, баз данных. Усиление многокомпонентности
информационного пространства детской библиотеки с приходом новых информационных
технологий не только обеспечивает быстрый доступ пользователей к
фактографическим материалам (первичный уровень информационного пространства), к
библиографической информации (вторичный уровень), но и представляет ценность
книги, детской литературы (ведь прежде всего посредством детской книги
транслируется знаковая система детства, его субкультура) и библиотеки.



Необходимо отметить, что рекомендательно-библиографическая
деятельность детских библиотек с внедрением новых технологий обрела второе
дыхание. Юные читатели сегодня активно осваивают сайт Российской
государственной детской библиотеки «Библиогид», интернет-сервисы рекомендательной библиографии на сайтах ведущих
детских библиотек страны. Перспективным направлением деятельности детских
библиотек является создание региональных информационных ресурсов Детства. Так,
Краснодарской краевой детской библиотекой сформирован информационный модуль —
электронная база данных «Краевая детская библиотека — информационный центр
детства» («Детство»). Она является актуальной частью вторичного уровня
структуры информационного пространства библиотеки. Будучи универсальной по
содержанию отражаемой информации, эта база данных, как и все традиционные и
электронные ресурсы вторичного уровня пространства детской библиотеки, призвана
содействовать обеспечению детей, их родителей и педагогов исчерпывающей
информацией и состоит из блоков, охватывающих все направления развития личности
в период детства. Эт направление работы Краснодарской краевой детской
библиотеки вызвана отсутствием
информации о службах, работающих с детьми, разобщённостью их деятельности,
принадлежностью к различным ведомствам и частичному предпринимательству.
Введение подобной базы в структуру информационного пространства детской
библиотеки усиливает эффективность её деятельности как социокультурного института общества.
Таким образом, детская библиотека является гарантом права ребёнка на информацию
и решает одну из важнейших проблем современного общества — проблему
информационного неравенства.



В детских библиотеках всех уровней перспективы применения
электронных носителей информации, мультимедийных технологий очевидны.
Одновременно возникает необходимость оценки значимости приобретаемых ресурсов.
В силу значительного когнитивного потенциала и возможностей приобщения к
ценностям культуры, науки и образования мультимедийная культура начинает
активно внедряться в сознание пользователей детских библиотек, занимать одно из
приоритетных мест в образе жизни детей. Но исходной точкой приобщения ребёнка к
мультимедиа-ресурсам детских библиотек является формирование базового уровня
культуры, гуманистических и эстетических ценностей.



Информационное пространство детской библиотеки может
рассматриваться как одно из пространств, составляющих посредством
культурно-значимой информации детскую картину мира, не только информационно-коммуникативную
(первичный и вторичный уровни), но и понятийную, образно-визуальную и
институционально-нормативную представленность.



Если определять сущностные черты и характеристики
пространства детской библиотеки, в пределах которого развивается, действует
ребёнок, можно дифференцировать содержание данной категории:



• на уровне группового субъекта, рассматривая читателей
младшего школьного возраста, читателей-подростков, руководителей детского
чтения как особенный, соответствующий каждой возрастной группе, обобщенный
субъект, выстраивающий свою систему отношений в мире культуры и соответственно
общую систему отношений мира детства с миром взрослых, отражаемого
информационным пространством детской библиотеки. В развитии детской библиотеки
как социокультурного института Детства определяются позиции отношения мира
взрослых к детству как субъекту взаимодействия, как особому состоянию, которое
общество проходит в своём постоянном воспроизводстве. Возможно, целесообразно
введение понятия «детское информационное пространство». Таким образом, мы
понимаем под пространством детской библиотеки ту культурную среду, которая
способна определять развитие подрастающего поколения. Особое место в данной
культурной среде занимает система ценностей руководителя детского чтения,
отражённая в ведущей идее библиотеки Детства;



• на уровне индивидуального субъекта, то есть выделяя
ребёнка как индивида, постоянно несущего в себе состояние мира детской культуры
в его целостной представленности. Как мы уже отмечали, инкультурация,
обеспечивающая культурное, социальное «развёртывание» формирующейся личности,
её личностное «вызревание» (духовное становление), происходит в результате
взаимодействия ребёнка с социокультурной средой, с ближайшим микросоциумом.*
Степень освоения ребёнком социума можно рассматривать через понятие
«информационное пространство ребёнка». Информационное пространство детской
библиотеки мы предлагаем понимать и как определённый результат освоения
ребёнком культуры общества, как степень познания, освоения и присвоения им его
(общества) ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, как
пространство творческих возможностей ребёнка, позволяющее удовлетворять его
духовные потребности.



Деятельность детской библиотеки подчинена Идее трансляции и
трансформации культуры от одного поколения к другому, то есть реализации
культуросберегающей и культуроформирующей функций. И именно взаимодействие
детской библиотеки и общеобразовательных учреждений является условием
оптимизации инкультурации личности ребёнка. Анализ опыта межведомственных,
кооперативных, координационных модели взаимодействия детской библиотеки и
общеобразовательного института убеждает в необходимости создания действенного
координирующего центра как на федеральном, так и региональном уровнях, определения
его статуса. В то же время тенденция формирования единого информационного
пространства детских и школьных библиотек не означает качественной
тождественности в их деятельности. Анализ библиотечно-библиографического
обслуживания детей и подростков в детских библиотеках, их кадровый потенциал
позволяет рассматривать детскую библиотеку в качестве координирующего
методического центра инкультурации личности. Отсутствие нормативно-правовой
базы взаимодействия общеобразовательной школы и детской библиотеки является
сдерживающим фактором его реализации на уровне библиотечного сообщества.
Осознание обществом детской библиотеки в качестве системообразующего элемента
федерального, регионального информационного пространства определяется темпами
реализации идей электронной библиотеки, медиатеки, возможностями сетевого
взаимодействия информационных учреждений.



В то же время освоение информационных технологий не должно уводить от
главного: библиотека Детства прежде всего является системой освоения культурных
ценностей общества. Огромный потенциал духовного возрождения России заложен в
деятельности детской библиотеки, являющейся сегодня сосредоточием культуры,
транслятором источников духовного богатства, накопленного человечеством.
Информационное пространство детской библиотеки, носящее институциональный
характер, следует рассматривать как качественную характеристику микросоциума,
от которой во многом зависят: успешность адаптации ребёнка в социуме, освоение
культуры общества, взаимоотношение мира детства с миром взрослых (поиск
механизмов, их объединяющих или разъединяющих), уменьшение риска превращения
ребёнка в жертву неблагоприятных условий инкультурации и социализации,
возможность влияния на мотивационную сферу информационно-образовательных
потребностей личности
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы