|
Подводные камни и рифы бюджетной реформы
Секция публичных библиотек РБА в июле-сентябре провелаизучение ситуации с внедрением 83-ФЗ в регионах России. В опросе «О вариантах реорганизации публичных библиотек» приняли участие 333 библиотеки из 56 регионов РФ. Ответы на вопросы анкеты библиотечные специалисты сопровождали своими комментариями...
Красноярский край «Отказ от субсидиарной ответственности в период экономического кризиса является весьма “интересным” пунктом закона. Рост тарифов на коммунальные услуги в течение года, аварии на коммуникациях — всё это придётся оплачивать из средств, предназначенных на книги и подписку. У нас была ситуация, когда финансовое управление вовремя не перечислило средства, произошла задержка оплаты за электроэнергию на два дня, и во всех учреждениях культуры Энергосбыт отключил электричество. И это при наличии субсидиарной ответственности!.. Расходы на командировки, повышение квалификации и выплаты молодым специалистам, скорее всего, не будут финансироваться из бюджета, придётся уповать на собственные доходы».
ХМАО «По неоднократным разговорам (их нельзя назвать переговорами) с учредителем, вывод можно сделать только один: библиотечная система нашего района — это балласт для администрации, содержать её нет никакого желания, и поэтому желательно перевести библиотеки в автономные учреждения, другие варианты не рассматриваются. Доводы о том, что библиотека на 99,9% не имеет возможности организовать свой производственный процесс на коммерческой основе, так как она в принципе институт бесплатный, не имеют ни какого влияния на решение администрации. Я не говорю уже о таких статьях, как “массовые мероприятия”, “расходные материалы и хозяйственные товары”, — всё это уже давно на содержании самих библиотечных работников. Человек, который на свои личные деньги купил картридж, чтобы оказывать услуги по ксерокопированию, должен отдавать доход в бюджет организации. Простите, но это уже слишком, я думаю».
«Вызывает тревогу тот факт, что реорганизация проходит при неучастии РБА и методических центров. Как может сочетаться общая доступность библиотек с платностью их услуг? Нужны консультации экономистов, юристов. Какие риски могут быть и как их обойти? НДС, налоги на прибыль, землю, недвижимость. Понятно, на первых порах всё будет без видимых изменений для обеспечения жизнедеятельности учреждения. А потом? Права руководителя при установлении фонда оплаты труда, уровня зарплат (переход на новую систему оплаты труда так и не состоялся). Нет стандартов оказания услуг, нет методик разработки этих стандартов. Что будет, если городской бюджет не соберёт налоги? Учреждение будет недофинансировано. А если тарифы на электроснабжение и тепло будут расти в течение финансового года, а субсидия не предусматривает этого? А если посреди зимы порыв трубопровода и капитальный ремонт коммуникаций? (У нас летом трижды ремонтировали трубопроводы и ни копейки дополнительных средств!) Почему реформирование проводится в период экономического спада? Когда растёт безработица, растут цены на товары и услуги, а платежеспособность населения сокращается – это, ясное дело, не способствует развитию платных услуг. Всё это приведёт к очередной “оптимизации” сети, в виде её сокращения, чего от нас и ждут. Где-то уже видела картинку: Герасим держит Муму с камнем на шее над водой и говорит: “Отпускаю тебя в автономное плавание…”»
Новгородская область «В настоящее время средства от приносящей доход деятельности являются основными для решения внутренних финансовых проблем библиотек (не только приобретение литературы и периодических изданий, но также ремонт и содержание компьютерной техники и компьютерных программ, решение вопросов по противопожарной безопасности, вплоть до обеспечения телефонной связи и оплаты Интернета). Поэтому отнесение учреждения к определённому типу, исходя из размера внебюджетных источников финансирования, не желательно.» Архангельская область «Мало того, что мы два года работаем без повышения заработной платы, так ещё начались движение по организации “автономного плавания”. Но библиотеки — это не подводные лодки, и как только нас причислят к автономным учреждениям, все наши “бумажные кораблики” пойдут ко дну. В 2009 году наша Межпоселенческая библиотека заработали собственных средств в размере 2% от годового бюджета. Даже если мы с утра и до ночи будем оказывать разнообразные платные услуги, то 10% собственных средств на нашем нищем населении не заработаем. Мы хорошо знаем свою работу и возможности наших пользователей. С введением автономии будет подписан приговор нашим замечательным труженицам — сельским библиотекам. Там и сейчас жизнь трудная, но как только они попадут в объятия муниципальной власти первого уровня (о чём сейчас в нашей области радостно мечтают!), то возврат к избе-читальне гарантирован. На местном уровне быстро изобретут гибрид из клуба-библиотеки-школы-ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта), чтобы дешевле содержать. С закрытием библиотек духовная жизнь деревни закончится окончательно. Не спасёт и пропагандируемый Президентом страны Интернет, потому что нормальные люди привыкли общаться друг с другом, а не с бесчувственной техникой, созданной исключительно как средство связи и хранения информации. В наши библиотеки люди идут не только за источниками информации, но и со всеми своими проблемами, бедами и радостями. На селе авторитет очень многих библиотекарей весьма высок, они понимают, что востребованы и нужны своим землякам. А что с нами делает власть? Пишет антинародные законы, загоняет нищую культуру нищего народа в невыносимые условия. Если библиотечное сообщество НЕ ЗАЯВИТ о себе, то нас скоро не станет. Мы против автономии, и заявление об этом передали в нашу районную администрацию.»
Архангельская область «У нас создана комиссия по переводу в автономные учреждения, и от нас потребовали сделать оценку состояния библиотечной системы. Я сделала таблицу Оценки состояния МБС (взяв за основу методическое руководство из Справочника руководителя учреждения культуры №4 за 2010 г. С.70-72). К таблице приложила письмо, в котором указала все угрозы и риски, которые присущи этому решению. Отдала в Управление культуры и жду результата. Но настроение не радужное, так как приходят тревожные вести из других библиотек. В частности, вчера звонили из одного города Московской области, где всех обязывают переходить в автономные учреждения. Слышала, что ряд библиотек, — те, что раньше уже стали автономными, очень жалеют об этом решении и пытаются вернуться назад в бюджетные. Посоветуйте, что делать...»
Архангельская область «Реальных действий по реализации №83-ФЗ в районе не предпринимается. Но в отдельном МУКе у руководителя Дома культуры есть желание перейти в автономное учреждение, при этом прихватив три библиотеки муниципального образования. Мы надеемся на отнесения библиотек к бюджетным учреждениям.»
Архангельская область «В нашем понимании №83-ФЗ имеет позитивное содержание: бюджетным учреждениям дают экономическую свободу, но негатив закона на порядок выше, поскольку библиотеки лишают гарантий бюджетного финансирования. Некоммерческие организации превращают в разновидность коммерческих, главной целью которых становится не культура, а зарабатывание денег. Не будет хватать государственных денег (а этого не избежать с учётом постоянного дефицита бюджета), бюджетные организации будут отыгрываться на карманах граждан. В итоге это приведёт к тому, что будут сокращены социальные гарантии населению. Перечень платных услуг нашей центральной библиотеки включает 15 позиций, но наибольшим спросом пользуется ксерокопирование и распечатка рефератов, доход от такой деятельности минимальный. В 2008 году он составил 170 тысяч рублей, в 2009 — 140 тыс. руб, на 01.09.2010 года — всего 80 тыс. руб. Может ли наша библиотека, являющаяся исторически некоммерческим бюджетным учреждением, с 2012 года преобразоваться в организацию, способную самостоятельно зарабатывать средства, да ещё в таком объёме, чтобы не только безбедно существовать, но и развиваться? Конечно, нет. Есть бюджетные учреждения (в сфере образования, здравоохранения, библиотеки крупных мегаполисов), которые стремятся приобрести статус автономии для того, чтобы избавиться от жёстких рамок контроля над расходованием финансовых средств со стороны органов казначейства, так как имеют существенные внебюджетные источники доходов. На пути грядущего переустройства есть целый спектр факторов, тормозящих переход в автономию: дефицит бюджета, слабая материально-техническая база учреждения культуры, сложен учёт и отчётность по платным услугам, затраты на обязательный аудит годовой бухгалтерской отчётности. Работа в автономном учреждении требует менеджерской виртуозности.»
Адрес не установлен «За всю область сказать не могу. Город, которому подчиняюсь, решил однозначно: переходим в бюджетное учреждение. По крайней мере, с ЦБС уже определились. Это не очень радует, поскольку, наши учредители снимают с себя субсидиарную ответственность. Насколько полно учредители смогут сформировать субсидии — непонятно. Сейчас наше управление по культуре разрабатывает нормативы и просчитывает, во что эти субсидии выльются. Но что-то мне подсказывает, что всё будет весьма непросто, мягко говоря.»
|
|