Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 17 (131)'10 - Культура повседневности
Покорённые морской стихией

Рыжов Владимир Петрович, профессор Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор физико-математических наук

Рыжов Юрий Владимирович, доцент Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор культурологи


Кто-то из древних мудрецов сказал, что человек никогда не устанет смотреть на три вещи: звёздное небо, пылающий огонь и воду…


Согласно большинству естественнонаучных теорий происхождения жизни, жизнь зародилась в океане, в морях, и дальнейшее её развитие подавляющую часть времени происходило в морской среде. Это не могло не сказаться на более поздних биологических видах, вышедших на сушу. Более того, в развитии человека как вида Homo Sapiens это обстоятельство является столь существенным, что оказывает значительное влияние и сегодня, на современном этапе развития человеческой цивилизации, в начале информационной эры.
Море не только всегда являлось источником ценных продуктов питания, эффективной транспортной средой, фактором, оказывающим благоприятное влияние на среду обитания, но и оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на человека. Практически все виды и жанры искусства обращались к образу морской стихии; тема взаимодействии моря и человека легла в основу множества художественных шедевров. Невозможно перечислить все произведения искусства, связанные с морской тематикой. В данной статье попытаемся выявить особенности художественных произведений этого направления.
Прежде всего, следует отметить, что море оказывает воздействие на все виды рецепторов человека: зрение, слух, тактильные ощущения и тепловые рецепторы, вестибулярный аппарат — всё подвергается при соприкосновении с морем сильнейшему воздействию. Очень важно, например, что при плавании, человек, в соответствии с законом Архимеда, почти не ощущает своего веса и может находиться и перемещаться в горизонтальном положении. При этом движения пловца совершаются в ритме, близком к ритму дыхания. Это не могло не найти отражения в оперном искусстве и искусстве танца: и в балетных спектаклях, и в оперных произведениях нередко присутствуют очень колоритные сцены, действие которых разворачивается в подводном царстве, связано с водной стихией, безмятежной или разбушевавшейся. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Вагнера, «Лебединое озеро» Чайковского,  «Сцена у Фонтанки» в опере «Пиковая дама» и многие другие.
«Отзывчивой» на морскую тематику оказалась инструментальная музыка, являющаяся одним из самых абстрактных видов искусства. Суть этого феномена состоит, на наш взгляд, в том, что в музыке отражаются, прежде всего, эмоциональные состояния человека. А восприятие водной стихии всегда сопряжено с эмоциями. Это и экстатическая радость при виде бесконечной лазурной глади моря в штиль, и смешанное со страхом восхищение разбушевавшемся морем, и полные грусти ностальгические воспоминания о нём в зимнюю пору. Все эти состояния, множество их оттенков отображены в инструментальной музыке. Прежде всего, это программные произведения с соответствующими названиями или разъяснениями: знаменитая «Музыка на воде» Генделя, симфоническая пьеса «Море» Дебюсси (её части называются «На море от зари до полудня», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»); картина «Океан-море синее» из сюиты Римского-Корсакова «Шехерезада»; «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») Мусоргского, концертная увертюра Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание» и др. Вдохновляют композиторов также реки, озера, пруды: симфоническая поэма Листа «У Валленштадского озера», симфоническая поэма Сметаны «Влтава», «Баркарола» Шопена, песни Шуберта «Ручей», «Форель». Хорошо известны русские народные песни о Волге, о Доне, «Славное море — священный Байкал» и т. д.
Названия многих других произведений не столь красноречивы, но именно рокотом морских волн навеяны, например, этюд для фортепиано №24 Шопена, начало второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, ряд фортепианных этюдов Листа.
Более чёткие предметные образы морской стихии имеются в художественной литературе, как в прозе, так и в поэзии. В мировой литературе морская тематика присутствует с древнейших времен. У большинства народов имеются мифы о мировом потопе. Из библейских историй можно вспомнить рассказы о Ноевом ковчеге, о пребывании Ионы во чреве кита.
Уже в античной литературе, ареалом появления и распространения которой было Средиземное море, появляются захватывающие истории о морских приключениях. Эти истории дожили до наших времен. Всем нам с детства знакомы приключенческие романы о кровожадных пиратах и отважных мореплавателях — «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» и «Потерпевшие кораблекрушение» Р. Л. Стивенсона, «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Ж. Верна, «Затерянные в океане» и «Морской волчонок» Т. Майн Рида, «Морской волк», «Зуб Кашалота» Дж. Лондона, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини, «Остров погибших кораблей» А. Беляева, «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь» А. Грина. Большинство из этих романов экранизировано. Снимаются новые фильмы, один из которых — «Пираты Карибского моря» — несколько лет тому назад завоевал огромную популярность. Нельзя не упомянуть знаменитую повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», в которой рассказывается о сражении старого рыбака с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу.
Художественная литература не только описывала море, реки, озера и человека в этой среде, но и передавала эмоции, порождаемые морем. Одно из самых ярких воплощений морской стихии встречается в знаменитой «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В ней описания моря — то спокойного, то бурного, грозного — тесно связаны с развитием сюжета. Перечислить все произведения классиков, связанные с морем или посвящённые ему, невозможно.
Трудно назвать хотя бы одного значительного поэта, который бы не отдал дань восхищения морской стихии. «Волга» Карамзина и «Море» Жуковского, «К морю» Пушкина и «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Волна и дума» Тютчева и «Море и звёзды» Фета — список широко известных стихотворений можно продолжать бесконечно. Для поэтических произведений очень важным фактором, помогающим вызвать соответствующее настроение, является ритм, который часто перекликается с ритмом морских волн.
В изобразительном искусстве существует особый жанр — марина (ит. marina, от лат. marinus — морской). Художник, изображающий морскую стихию, людей, попавших в шторм, называется маринистом.
В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. Море, на которое голландцы смотрели как на враждебную стихию, стремившуюся разрушить плотины, было изображаемо на картинах Эвердингена, Рюисдаля, Бакгюйзена как нечто угрожающее, в мрачных тонах. Напротив, Ренир Номс по прозванию Zeemann (моряк) писал в светлой гамме, изображая не только бури и морские сражения, но также спокойное море, порты, прибрежные пейзажи. Виллем ван де Вельде Младший, один из лучших голландских маринистов, писал почти исключительно тихие воды. Ливен Вермоур — порты, море с кораблями.
Выдающимся маринистом был англичанин Дж. М. У. Тёрнер, современники называли его живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции». Тёрнер во многом предвосхитил импрессионистов, уделяя много внимания передаче воздуха, воды и света. Морские пейзажи художника — это, как правило, величественные изображения бурь и гроз.
Вечно меняющееся море, как спокойное, так и взволнованное или неистовое стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие (более 6 тысяч работ!). Такие картины Айвазовского как «Девятый вал», «Чёрное море», «Среди волн» обогатили направление романтической пейзажной живописи и заняли достойное место в сокровищнице мировой художественной культуры. Интересно, что Айвазовский писал по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: «... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры...»
Большое влияние живописи Айвазовского испытал на раннем этапе творчества известный русский маринист Алексей Петрович Боголюбов. Но он, напротив, стремился изображать морскую стихию как можно более реалистично и правдиво. «Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист — я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу» — писал Боголюбов...
Особой страницей в изобразительном искусстве являются произведения литовского художника и композитора К. Чюрлёниса. Максим Горький назвал творчество Чюрлёниса «музыкальной живописью». Ряд художественных полотен воспроизводит музыкальные формы, в частности форму сонаты. Среди них особенно значима «Соната моря». Она, как и большинство музыкальных сонат, состоит из трёх частей, причём каждая из них имеет традиционные музыкальные обозначения: Allegro, Andante, Finale. Эти части полны разнообразных ритмов — ритмы волн, корабликов, брызг воды, холмов на берегу. Море поёт, и поёт каждый раз в особой цветовой тональности, в своём темпе и ритме. Каждая картина этого триптиха построена полифонически, что проявляется в композиции, в эмоциональном развитии внутри цикла.
Тема моря в произведениях искусства неисчерпаема, как и взаимодействие человека и моря, человека и водной стихии; обращение к ней лишний раз подтверждает, насколько сильные эмоции вызывает у человека водная стихия, завораживающая и многоликая.



Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы