Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 17 (131)'10 - Культура повседневности
Весь мир на открытке

Надежда Геннадьевна Смелягина, заведующая отделом искусств Псковской областной универсальной научной библиотеки


В отделе искусств Псковской областной универсальной научной библиотеки хранится уникальная коллекция открыток. Принадлежит она профессору, доктору психологических наук Юрию Михайловичу Мухину.



родился Юрий Михайлович 24 июля 1923 года в Тюмени, но детство, юность и последующие годы его жизни были связаны с Ленинградом.
В 1941 г. после окончания средней школы Юрий Мухин поступил в Военно-медицинскую академию. Начавшаяся война внесла свои коррективы: получивших самую необходимую подготовку курсантов выпустили фельдшерами, присвоив звание лейтенантов медицинской службы. С этого времени Юрий Михайлович воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах, награждён медалями и орденом Красной Звезды.
В 1947 г. после демобилизации он поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета. С 1957 года Мухин преподавал в Псковском педагогическом институте на кафедре психологии и педагогике, а в 1977 — защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие пространственных объектов и их воспроизведение на рисунках». В 1978 году Юрию Михайловичу Мухину было присуждено звание профессора.
Лекции Юрия Михайловича доставляли слушателям огромное удовольствие: он пленял оригинальностью суждений, глубиной мысли, удивительной эрудицией и простотой. Его кругозор и широта интересов делали общение с ним приятным и полезным.
Круг интересов Ю. М. Мухина был очень широк: он хорошо рисовал, был хорошим искусствоведом, увлекался астрономией, много путешествовал.
Открытки Юрий Михайлович собирал ещё с детства. Основной фонд мирового изобразительного искусства в открытках его коллекции сложился в 70-е годы ХХ столетия. Численность их составляет 10 994 экземпляров.
В Псковскую областную универсальную научную библиотеку его коллекция была подарена вдовствующей супругой в 2008 году. Сейчас коллекция располагается в отделе искусств.

Из истории открытки
Прототипы художественных открыток появились в середине XVIII века, в Париже, когда гравер Пьер Филипп Шофар создал по индивидуальным заказам украшенные виньетками пригласительные карточки и адреса. По мнению специалистов, они являлись «самым грациозными и изысканными по вкусу из того, что было когда-либо сделано в этом роде».
В 1770-годы в обиход вошли гравированные карточки, выполненные Демезоном. Их пересылали открытыми по почте, которую развозили дилижансом. В начале XIX века появляется иллюстрированная почтовая бумага — сначала во Франции, затем оригинальная русская с литографиями Г. Г. Беггерова, изображавшими достопримечательные места Петербурга и Москвы.
В 1871 году английский художник Добсон выполнил литографским способом первую серию поздравительных карточек к Рождеству. Постепенно такие карточки стали появляться в России, на них наносили соответствующий текст. Именно тогда появилась мода к праздникам вкладывать такую открытку в конверт без дополнительных сообщений. Первые в России открытки были выпущены Почтовым ведомством — это были рисованные виды Сухаревой башни, Английской церкви и памятника А. С. Пушкину. Русские сказки, песни, пословицы служили постоянными сюжетами для взрослых и детских открыток, поздравительных и рекламных. Над иллюстрированными открытками работали многие известные русские художники — А. Бенуа,
Е. Лансере, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Л. Бакст, И. Билибин.
Высококачественная русская открытка с её уникальными сюжетами и реалистическим стилем была очень хорошо известна в Европе и высоко ценилась знатоками.
Коллекция
«Художественный мир в открытке»
В коллекции Ю. М. Мухина, хранящейся в отделе искусств Псковской областной универсальной научной библиотеки, широко представлена древнерусская живопись, книжная миниатюра, русская живопись и графика ХVIII–-ХХ веков, собрания музеев России и музеев мира, изобразительная Пушкиниана и театральная тема в открытке, русское декоративно-прикладное искусство.

Иконография
«Древняя русская икона… радостно-близкая и понятная старым русским людям, открывается изумлёному миру как искусство высочайших достижений человеческого духа…» (И. Остроухов).
Новгородская и псковская иконопись — одна из ярких страниц в истории древнерусской культуры. Для новгородских икон характерны внутренняя сила образов и одновременно простота и непосредственность. Палитра живописцев состоит из интенсивных, ярких красок с преобладанием киновари и различных оттенков зелёного цвета. Совершенно иным было средневековое искусство Пскова. Образы псковских икон обладают большой силой эмоционального воздействия. Лики святых исполнены глубокой серьёзности и значительности. Из всех древнерусских школ псковская наиболее традиционна. В коллекции широко представлены произведения Новгорода и Пскова XV-начала XVII века, которые составляют небольшую часть собрания икон Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Древнерусская миниатюра
Русские рукописные книги с момента их появления украшались художниками миниатюрой и орнаментами. Ранние рукописные книги XI-XIV веков были религиозного содержания и писались на пергаменте. Века XVI-XVII характерны массовым распространением рукописных исторических повестей, сказаний, летописей, сводных обзоров событий русской истории. Древнерусские писцы и художники над каждой рукописью работали творчески, долго, иногда по несколько лет. В результате создавались произведения, отмеченные индивидуальностью и цельностью декоративного убранства. В них гармонически сочетались красивый почерк, красочные заставки, инициалы и великолепно выполненные миниатюры.

Музейные собрания
В 60-70 годы XX века широкое распространение получили монографические наборы открыток. Большинство из них на много лет опережали альбомную продукцию и чаще всего были единственным изобразительным материалом, снабжённым краткими биографическими данными художников. В изобилии выходили открытки собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственной Третьяковской галереи. С 1959 года открытку начинает выпускать издательство «Художник РСФСР», а позднее «Советский художник», издававшее наряду с открыткой зарубежной, русской и советской живописи наборы «Русская живопись в музеях РСФСР». Многие из них являются уникальным информационным материалом.
В коллекции Ю. М. Мухина хранятся многочисленные выпуски открыток из серий «Государственная Третьяковская галерея», «Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Государственный музей искусства народов Востока», «Государственный Эрмитаж», «Государственный Русский музей», «Музеи мира». Представленные репродукции показывают, какими художественными ценностями располагают галереи, музеи, пинакотеки, коллекции, представляющие все этапы развития мирового искусства, произведения, на которых воспитаны многие поколения.

Декоративно-прикладное искусство
Хохломская роспись, палехские шкатулки, гжельская керамика, жостовские подносы, вологодское кружево, оренбургские пуховые платки, серебряная чеканка… С незапамятных времен люди символическими знаками переносили поэтические образы из своего сознания на окружающие предметы, и сегодня едва ли найдётся человек, не слышавший об этих знаменитых художественных промыслах. Познакомившись с открытками серии «Декоративно-прикладное искусство» из коллекции Ю. М. Мухина, любознательный читатель откроет для себя что-то новое и интересное.
В наше время иллюстрированная открытка поднялась на высокий художественный уровень. С её помощью вы можете совершить путешествие, мгновенно очутившись в любом уголке земного шара, изучать жизнь и быт народов, заняться историей, приблизится к любому виду искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, музыке, театру, кино. На открытках проходят галереи портретов выдающихся деятелей самых различных областей человеческой культуры.
Открытки не только составляют часть нашей культуры и быта, но и сами являются их отражением. Старые открытки, кропотливо собранные коллекционерами, могут иной раз больше рассказать о своём времени, чем хроники и мемуары. Столетняя история почтовой открытки любопытна и поучительна.




Тема номера

№ 13 (367)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы