Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Что имеем — не храним

Галина Семёновна Ганзикова, доцент кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института искусства культуры



«Что делать с библиотеками в нашей стране, никто не знает» — такую фразу я как-то услышала по одному из центральных телеканалов. Сказанное безмерно огорчило, но ещё больше печалит такой «тайный сговор». Почему-то уже несколько лет повсюду обсуждается вопрос: а нужны ли нашей стране детские библиотеки и библиотекари?
Как ни ужасно, но желающие сказать: «Нет, не нужны», находятся постоянно. Они встречаются и среди чиновников, работающих в сфере муниципального управления, и среди образованных руководителей библиотечных учреждений. Директора централизованных библиотечных систем вместо того чтобы настраивать работников детской библиотеки на повышение квалификации в области библиотечно-библиографической работы с детьми, содействовать поступлению сотрудников на заочное обучение в вуз (в педагогический, в институт культуры), на курсы повышения квалификации,  сокращают штаты центральных детских библиотек, превращают эти библиотеки в филиалы или даже в отделы центральной библиотеки. На 01.01.10 в Пермском крае закрыли ещё 6 самостоятельных детских библиотек, а за последние 5 лет, начиная с 2006 г. — 12. А ведь детские библиотеки как самостоятельные библиотечные учреждения начали открывать ещё при царизме (Пермь была в числе первых городов, где это произошло), и это воспринималось как важное культурно-историческое событие.
Детские библиотеки открывали на Урале даже в годы гражданской войны. Созданной в СССР сетью детских библиотек восхищались приезжающие из-за рубежа коллеги. В годы Великой Отечественной войны детские библиотеки возрождались в числе первых, более того: открывались новые! Пермский опыт был и в этом отношении тоже показателен. Нынешняя центральная детская библиотека имени П. П. Бажова (г. Краснокамск), сейчас одна из лучших в Пермском крае, была создана в 1943; в г. Кунгуре детская библиотека открылась в 1944 году. Война ещё продолжалась, забирала немало сил и средств, но детям спешили вернуть детство.
Сегодня же находятся люди, которые собственными руками разрушают сеть детских библиотек. А ведь детское чтение и его качество, как доказывалось и наукой, и самой жизнью — это не только средство развития личности. Это духовный ресурс нации, предпосылка перехода к обществу знаний. Творчески читающий ребёнок будет и творцом в жизни. Вот почему не о кризисе детского чтения настала пора говорить во всеуслышание, а о кризисе здравомыслия всех тех, кто пытается перекрыть кислород чтению ребёнка в специально предназначенной для него библиотечной предметно-развивающей среде и не находит денежных средств, чтобы поддерживать эту среду в надлежащем виде.

Ненужная профессия
Есть у этого кризиса в сфере управления культурой и несколько других острых углов. В региональных вузах, ведущих подготовку библиотечно-информационных работников, ситуация ухудшается с каждым годом. Детскую специальность буквально вытолкали за порог региональных вузов культуры и искусства, сбросили с этого всегда плывущего в будущее парусника как ненужную обузу, не приносящую учебному заведению «платных студентов» и дополнительные денежные доходы. Объяснение простое: падает интерес у молодёжи к профессии, нет конкурса, снижается общее количество бюджетных мест на библиотечную специальность. Количественный состав студентов в ПГИИК ещё к началу столетия был уменьшен настолько, что не позволял делить обучающихся на мелкие группы, которые бы проходили различную профильную, в том числе «детскую» подготовку. Слишком дорогостоящим получалось бы обучение одного студента в группе из 5–10 человек, а учитывая отсев к концу 5-летнего обучения, в аудитории могли остаться 3–5 студентов. Сегодня библиотеки крупнейшего города, каким является город Пермь, получают одного-двух молодых специалистов из десяти, а города и посёлки районного подчинения ни одного. Нормально ли это? Любой здравомыслящий человек скажет: «Нет!» Однако почему-то ничего не меняется в лучшую сторону в вузовской жизни ряда регионов, в том числе Уральского.
Два года назад в ЧГАКИ закрыли единственную на Урале и известную в стране самостоятельную кафедру детской литературы и библиотечной работы с детьми, хотя научная активность её членов была достаточно высокой в течение всех лет её существования. И это тоже удар по библиотечной работе с детьми. В 2010 году кафедру детской литературы и библиотечной работы с детьми Московского государственного университета культуры объединили с кафедрой литературы. Теперь она называется Кафедрой литературы и библиотечной работы с детьми. Каким будет результат такого объединения, покажет время. Кстати, некоторые кафедры в моём бывшем институте уже давно разъединили, и они как работали, выполняя возлагаемые на них миссии по профилизации студентов, по проведению научных исследований и другой работы, так до сих пор и работают — за исключением кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Научно-исследовательская работа на этой кафедре давно базируется на индивидуальном энтузиазме отдельных преподавателей. Кафедра существует, детские библиотека в крае ещё сохранились, библиотечной работой с детьми занимаются сельские и школьные, а вот вопрос о возрождении детской специализации закрыт, как и вопрос о коллективных исследованиях, выполнении регионального заказа, оплачиваемого из соответствующих источников.
Психологические аспекты проблемы вузовского обучения, самочувствия педагогов, преподающих по 5–6 учебных курсов и спецкурсов на несколько малокомплектных групп, на страницах профессиональных изданий также не обсуждаются. А это ведь колоссальные перегрузки. Педагог занят только подготовкой к занятиям, а мог бы создавать солидные учебные пособия, ведь учебная литература обладает уникальной способностью морально устаревать каждые пять лет. Книг, посвящённых детскому чтению, выходит много, но это не учебники, кроме того, бакалавриат и магистратура сейчас обязывают иметь несколько разноуровневых по качеству и сложности изложения учебных изданий. А альтернативные учебные пособия или учебники? По менеджменту, философии, социологии, педагогике, психологии существует великое множество альтернативной учебной литературы, а вот по библиотековедению, библиографии детской литературы, библиографоведению, руководству детским чтением выбор литературы весьма ограничен. Да и обратим внимание на годы издания существующих учебников. Ни один из них уже не отражает тех грандиозных изменений, что произошли в библиотечно-библиографической работе, взять хотя бы компьютеризацию.
Говорят, чтобы написать учебник, нужно обладать способностью получать гранты. Есть учёные, которые способны написать учебник, но они не обладают способностью выбивать деньги под его издание. Кроме всего прочего, во времена СССР за статью платили гонорар, на который можно было купить диван (обратила внимание на этот примечательный  факт, когда читала воспоминания И. Г. Моргенштерна, светлая ему память). О том, какие гонорары получают люди за свои труды, хотя это работа не одного года, остаётся лишь промолчать.
Проблемы психологического самочувствия библиотекарей и обучающихся библиотечной профессии, тоже общеизвестны. Есть и свежие специальные исследования. Сошлюсь на статистические данные, которые приводит Наталия Александровна Стефановская, доктор социологических наук, доцент кафедры библиотековедения и документоведения тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Около 18% студентов, обучающихся специальности «библиотечно-информационная деятельность», как выяснилось, уже изначально считают её «профессией второго сорта», 30% не планируют в будущем работать в библиотеке. Если всего 5,1% оценивают престиж профессии как высокий, то в десять раз больше (56, 4%) — как «низкий» и «очень низкий». Отметили низкий престиж профессии и работников библиотек (55,8%), причём дали ей резко отрицательную оценку значительно большее количество опрошенных, чем среди студентов. Высокий престиж профессии отметили лишь 11,5% работающих библиотекарей; примерно треть придерживается нейтральной оценки, то есть свои карты до конца не раскрывает. Имея такой, неблагополучный имидж в своих собственных глазах, библиотекарь «дискретидирует интерес к чтению у новых поколений».1

Библиотекарь-невидимка
Социальная несправедливость по отношению к библиотечному работнику проявляется и в другом. Финансирование школ, школьных библиотек, педагогических университетов в последние годы, худо-бедно, но улучшается. Лучших учителей Года награждают машинами, квартирами, компьютерными центрами, путевками в санаторий, денежными премиями в 500 тысяч рублей. О высоких наградах учителям с нескрываемой гордостью говорил в марте 2010 года г. по местному телевидению мэр г. Перми И. Н. Шубин. Ежегодно проводятся награждения и лучших детских библиотекарей. Однако награждают библиотекарей, как правило, денежной премией, не превышающей двух минимальных средних зарплат по должностному статусу. И это тоже свидетельство недооценки значения детской библиотеки, умаляющего её роль как учреждения культуры, необходимого и образованию, и семейным социальным институтам. Принижение социальной значимости профессии, игнорирование её на уровне различных управленческих структур и СМИ происходят в постперестроечной России постоянно. Библиотекари, особенно детские, — люди скромные, настоящие альтруисты, они радуются и малейшему вниманию властей, но ситуация эта для представителей интеллектуального и значимого труда, в общем-то, унизительная.
Во многих радио- и телепередачах звучат слова благодарности врачам, медсестрам. Не припомню ни одной радиопередачи и телепередачи, посвящённой библиотечным династиям, а такие есть в каждой области. Библиотекари не теряются. Они сами себя поддерживают, искренне признаются в любви к профессии, поздравляют коллег с Днём библиотек, с яркими событиями в жизни их коллективов. Редко, но появляются и поздравления, слова благодарности от читателей. Вот только читатель-спонсор, который мог бы подарить библиотечному коллективу новую машину, хотя бы одну на целый коллектив, мне неизвестен. Как и мэр города, который бы уравнял награды лучшим учителям, медикам и библиотекарям. Или открыть бы на свои средства именную детскую библиотеку, оборудованную по последнему слову техники, и с прекрасным сказочным дизайном.
Не планируют пока городские и краевые власти улучшать и качество кадрового корпуса в библиотеках, работающих с детьми. А когда нет денег на содержание библиотек, материальную поддержку детских библиотекарей, повышение их образовательного уровня, то всё больше требуется денег на содержание детских колоний, детских домов, лечение детей от попыток суицида, наркозависимости, алкоголизма. Многие дети, вступившие на преступную дорожку, ни разу не брали в руки книги. Эти дети не знают, где граница между добром и злом, не знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Если местные власти не хотят, чтобы таких детей становилось год от года больше, то нужно научиться ценить этот труд, поощрять его и морально, и материально, остановить процесс закрытия детских и школьных библиотек, обеспечить им достойное финансирование, обучать библиотекарей социальным технологиям работы с детьми групп риска и т. д.

Шаги к выходу из кризиса
Для многих из библиотекарей, работающих с детьми, проблема «чтение/нечтение детей» стала поистине центральной, в связи с чем актуализируется задача профессионального самообразования, повышения квалификации, смены приоритетов, педагогических установок, в целом педагогического мышления. В него должны быть внесены новые идеи, новые педагогические, личностно ориентированные принципы. И здесь большое поле деятельности для методического корпуса специалистов всех типов библиотек, особенно детских.
«Ребёнка нужно не обслуживать, а воспитывать книгой», с таким призывом обращалась к библиотекарям ещё в начале 1980-х годов Т. Д. Полозова, профессор МГУКИ. В наши дни назрела необходимость глубокого осмысления этих слов, возрождения истинной педагогики детского чтения, о сущности и значении которой писала библиотековед И. И. Тихомирова.2
Проблемы в области организации детского чтения и другие кризисные явления в обществе иного рода, в том числе в сфере нравственности, будут и далее заявлять о себе, если мы не начнём работать ещё целеустремлённее, грамотнее, причём каждый на своём рабочем месте. Нужны специалисты с профилированной профессиональной подготовкой, не только хорошо знающие историю библиотечного дела, информационный менеджмент, теорию библиографии, но и способные создавать мультимедиаресурсы, посвящённые творчеству писателя, виртуальные книжные выставки, современные библиографические указатели. Это должны быть специалисты, способные увлечь ребёнка, воспитать талантливого читателя. Нам необходимы библиотекари-педагоги, которые владеют не только «бездушными» машинными технологиями, но и технологиями творческого труда, которые готовы к решению новых педагогических задач. Таковые получаются из талантливых читателей, изучавших в вузах полноценные и полнокровные курсы литературы, литературоведения, а также эстетики, этики, мировой культуры и т. д.
Для того чтобы таких специалистов стало больше, необходимо как можно быстрее вернуть в вузы искусства и культуры специальность детского библиотекаря/библиографа, восстановить курсы педагогики, детской и возрастной педагогической психологии, детской литературы и критики детской литературы, психологии детского чтения. Они должны стать самостоятельными учебными предметами, а не курсами по выбору или спецкурсами. Вместо курса «Руководство детским чтением», характерного для 1960-80-х годов, следует ввести курс «Библиотечная педагогика», а вместо курса «Библиография детской литературы» — интегрированный курс «Информационные ресурсы для детей и руководителей развитием детей», рассматривающий совокупность книжных и иных документов, предназначенных детям, особенности их создания, хранения, распространения, использования в воспитательно-образовательных целях. В ряде вузов преподаётся курс «Педагогическая информатика» — стоит подумать, в каком преломлении его положения могут преподноситься также слушателям в библиотечных учебных аудиториях.
Конечно, мною названы далеко не все учебные научные дисциплины, которые должны составлять основу современных научных специальных знаний всех библиотекарей, работающих с детьми. Перечень может быть дополнен спецкурсами, посвящёнными использованию мультимедиатехнологий в продвижении чтения в детскую и семейную среду, проблемам в развитии инновационной библиографической деятельности. Представляют интерес для детских библиотекарей спецкурсы, позволяющие изучить историю детской иллюстрации и методики эстетического воспитания детей в условиях библиотеки на материалах классики. Также помогающие овладеть нравственно-функциональным анализом произведений детской литературы в целях повышения её воспитательного влияния на развивающуюся юную личность. В своей совокупности они могут составить основу не технократического, информационно-экономического, а гуманистического мышления.
Также хотелось бы поддержать инициативы РБА, РШБА, РГДБ по проведению прогрессивных идей современной библиотечной кадровой политики в различные эшелоны власти, довести дело до конца и добиться утверждения в официальном перечне специальностей специальности детского библиотекаря-педагога.
Затем следует пересмотреть идеологию распределения часов на учебные курсы в вузах при обновлении учебных планов. Период, когда требовался прорыв к новым информационным технологиям, уже миновал. Компьютеры библиотекари страны изучили, научились в ряде случае использовать разумно для реализации целей библиотечной работы. Студенты первого курса после школы теперь приходят на библиотечно-информационные факультеты с должной компьютерной подготовкой. Но в вузах как-то забыли, что часы на новые дисциплины, на нужный ещё в начале 1980-х компьютерный практикум, буквально изымались из учебных дисциплин детского цикла. Если у детской специализации продолжат отнимать часы, то первые три пункта так и останутся благими пожеланиями.
Нерешённой остаётся и задача улучшения психолого-педагогической и литературоведческой, филологической подготовки специалистов для библиотечной работы с детьми. Как полагаем, кризисная ситуация с подготовкой кадров для детских библиотек в институтах культуры и искусства даёт право местным властям открывать соответствующие отделения, кафедры на базе региональных педагогических институтов и университетов. Будущие филологи, учителя начальных классов, учителя-предметники могли бы получать специальность детского библиотекаря для начала в качестве второго высшего специального образования по сокращённому учебному плану с зачётом уже изученных предметов психолого-педагогического или филологического циклов, начиная с 3 курса. Такой опыт был в 1980-е годы в Волгоградском государственном университете и некоторых других вузах страны. Получение на базе педагогического базового второго библиотечного образования — широко распространённая практика и в зарубежных университетах и библиотечных школах.
Наконец, есть ещё одна проблема, от правильного решения которой зависит благополучное будущее не только детского чтения, но и готовность библиотекарей эффективнее заниматься эстетическим, художественно-творческим развитием читателей-детей в библиотеках, привлекательность детской библиотеки для населения, имидж детского библиотекаря. Необходимо коренным образом пересмотреть концептуальные основы подготовки библиотечных кадров для детских библиотек.
Детский библиотекарь, как и любой учитель, наряду со знаниями и умениями, нужными сегодня, должен обладать широким спектром педагогических способностей, включая способности к художественно-творческой деятельности в детской библиотеке. Это может быть создание кукольного театра, Театра книги и руководство ими, литературно-музыкальная студия, написание сценариев, режиссирование крупных массовых театрализованных мероприятий и библиографических уроков. Для выполнения этой работы тоже требуется высокий профессионализм. Вот почему изучение синтетического курса «Основы театральной педагогики в библиотечной практике» видится в недалёкой перспективе как один из профилированных важных предметов.
Если всё вышеперечисленное не осуществить в ближайшее время, тогда действительно можно будет говорить о продолжении кризиса. Но не детского чтения, а кризиса профессии. И очевидно, о кризисе высшего библиотечного образования, которое, на мой взгляд, всё-таки заторможено реагирует на изменения в социальной среде, на её негласный заказ обратить взор на подрастающее поколение. Разворот высшего библиотечного образования больше к Человеку, к семье, к ребёнку — насущная необходимость и наша неотложная задача.
В библиотеках, работающих с детьми, необходимы более узкие специализации, чтобы кропотливую работу по читательскому развитию детей проводили компетентные в этих вопросах работники. В штатном расписании библиотечных должностей требуется должность библиотекаря-социального педагога, библиотекаря-психолога, способного быть сказкотерапевтом, библиотерапевтом. А в школах представляется необходимым выделение должности не только учителя-организатора детского чтения, но и библиотекаря-руководителя детским чтением. Центр тяжести в работе школьного библиотекаря должен и далее перемещаться с информации и документов (учебников, в частности) на личность ученика читающего, на помощь в обретении учеником читательской компетентности и способностей к творческому чтению, к интеллектуальному развитию и постоянному самообразованию через чтение.
Библиотечно-библиографической работе с детьми — гаранту детского чтения  и выводу его из кризиса требуется несколько бóльшая организационно-экономическая и моральная поддержка на всех уровнях: от местных органов власти до федеральных, от руководителей вузов до руководителей библиотек и методистов. Любой кризис, будь это кризис в экономике, кризис детского чтения, библиотечного образования, etc., помогает увидеть и осознать в деталях не только бездну опасностей, ошибок, но и новые возможности для разрешения накопившихся проблем, для движения вперёд.
И в заключение хотелось бы провести мысль о том, что пока в вузах не ведётся должная  подготовка библиотекарей для работы с детьми, перечисленные учебные предметы могли бы стать прообразом учебной программы Высшей школы детского библиотекаря, в создании которой могла бы сыграть свою организующую и центростремительную роль РБА (секция детских библиотек). Эти предметы могли бы изучаться на республиканских и областных курсах повышения квалификации по специально разработанным программам с участием ведущих специалистов библиотек и приглашённых преподавателей местных вузов, например, по очно-заочной форме. Желательно более эффективно использовать и дистанционные курсы повышения квалификации. Методические сервисы, с богатой и актуальной содержательной составляющей необходимы на сайте каждой российской библиотеки. Пока их недостаточно. Отчётные совещания, профессиональные конкурсы, аналитические справки, выпуск методико-библиографических пособий и многое другое — всё это, бесспорно, важно. Но главное сейчас — учёба и учение всему тому, что сделает библиотечно-библиографическую работу с детьми отвечающей требованиям времени, чтобы слова «гуманизм», «инновационное» и «творческое» на любом участке библиотечной работы полностью соответствовали своему подлинному смыслу. Методисты должны настроить каждого библиотечного работника на творческую самостоятельность, базирующуюся на прочных теоретических концепциях и экспериментальных поисках. И наряду с этим отстаивать интересов детских библиотек в местных СМИ в контексте современных педагогических идей о роли творческого чтения в развитии личности.
О реалиях  — оптимистично
Ну, и в завершение абсолютно реалистично о самых свежих проблемах, внезапно «свалившихся» на некоторые детские библиотеки, расположенные на первых этажах жилых домов. Новоявленные ТСЖ требуют освободить занимаемые детской библиотекой помещения. Здесь требуется консультация юриста: насколько правомочны такие требовании? Нет, нездорово наше общество. Надо же до такого маразма дойти, чтобы в погоне за рублём выгонять на улицу именно детскую библиотеку!!
Реалии вне детской библиотеки и реалии внутри детской библиотеки — всё переплетено и взаимосвязано. Утешает лишь одно: у мудрых библиотекарей чувство оптимизма превалирует над пессимизмом, крепнет социальное партнёрство, задумываются и совместно реализуются новые крупномасштабные проекты (например, «Умный ребёнок»), по-прежнему строится вместе с детьми «Читай-город», выпускаются книги, помогающие познать тайны творческого чтения. Продолжается компьютеризация и интернетизация детских библиотек, всячески поддерживается детское творчество, в том числе и в виртуальном пространстве, открываются при библиотеках Интеллект-центры. В общем, не всё ещё так плохо, чтобы забыть о существовании детских библиотек, усомниться в их социальной ценности. Верится и в то, что найдётся в стране миллионер, который на свои средства построит лучшую в мире детскую библиотеку — настоящий сказочный дом с фонтанами, каруселями, говорящими глобусами и книжками. А ещё с огромными мониторами в вестибюле, показывающими фильмы о книгах и писателях, с настоящим Доктором Айболитом и настоящим милиционером Дядей Степой, смешными клоунами в комнате игрушек, с Музеем старинных книг, и всё знающими и всё умеющими библиотекарями. И всё это будет именно в России!


1 Стефановская Н. А. Имидж читающего человека в современном обществе // Чтение на Евразийском перекрестке: Международный Интеллектуальный Форум. Челябинск, 27–28 мая 2010 г.: Сб. матер. Форума. — Челябинск, 2010. — С. 215–218.
2 Тихомирова И. И. Педагогика детского чтения вчера и сегодня // Библиотечное дело.— 2009. — № 24. — С. 53–60.

Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы