Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Пересадка волос для женщин цена стоимость процедур в fue clinic цены на пересадку волос.
Архив журналов - № 16 (130)'10 - Детская библиотека
Информационный центр или территория творческого чтения?

Галина Михайловна Пальгуева, специальный корреспондент журнала «Библиотечное дело» по Нижегородской области

 Узнав, что «Библиотечное дело» готовит номер, посвящённый детским библиотекам, я очень обрадовалась. Сразу же захотелось сотворить Оду Детской Библиотеке и Детскому Библиотекарю. Им отдано тридцать счастливых лет жизни. Но сделать это мешает тревога за их будущее, поэтому размышления получились тревожно-проблемные. Каковы они — современные реалии и какое место в них занимает детская библиотека?

ля того чтобы разобраться в сути такого феномена, как детская библиотека, требуется не один номер журнала, а, пожалуй, специальное периодическое издание.  Сегодня нужен, как воздух, самостоятельный журнал «Детская библиотека». Не столько литературоведческий, каким был «Детская литература», а именно библиотечный. Нужен он не для того, чтобы обособиться, а для того, чтобы все проблемы детских библиотек увидеть более объёмно и системно. Ныне существующие профессиональные издания нередко отдают детским библиотекам значительную часть номера, но материалы получаются разрозненными, как растопыренные пальцы, а надо бы их соединить.
Сегодня самостоятельная детская библиотека как социально-культурный институт нуждается в онтогенетическом рассмотрении всех теоретико-методологических аспектов её существования и функционирования. Как практик, не могу замахнуться на подобный труд, могу только выразить сожаление, что происходит обратный процесс: размывание понятия «детская библиотека», стирание её с лица земли.
Вроде бы вопрос не обделён вниманием; я с интересом следила за работой первого слёта детских библиотекарей Юго-Запада, постоянно слежу за работой секции детских библиотек РБА, статьями уважаемых мною библиотековедов, ратующих за сохранение и развитие детских библиотек. Не могу не согласиться с выводами Н. В. Бубекиной об отсутствии на современном этапе статусного договора между детской библиотеки с обществом .
Роль в обществе:
куда-нибудь и как-нибудь?
Между тем активность детских библиотек в социокультурной среде местного сообщества более чем заметна. Более половины (53%) районных ЦДБ  Нижегородской области разрабатывают собственные и участвуют  в  социальных программах местной администрации таких как: «Патриотическое воспитание граждан на 2007–2010 гг.», «Комплексные меры противодействия наркомании» (ЦДБ Арзамасского, Богородского, Воротынского раойна), «Семья Вадского муниципального района на 2007–2010 гг.» и другие.
В последнее время происходит расширение социального и гражданского партнёрства. Пример тому — деятельность ЦДБ ЦБС Богородского района, заключившей договор на оказание услуг по профессиональной ориентации с Государственным учреждением Центр занятости Богородского района.
Координацию работы библиотек с другими субъектами социокультурного пространства своего региона (станциями юных техников, краеведческо-туристическими, литературно-художественными объединениями) много лет успешно осуществляют многие детские библиотеки Нижегородской области.
Огромных затрат и сил, и времени требует работа по информационной поддержке профилактики асоциальных явлений, наркомании и правонарушений среди детей и подростков. Для этого создаются и реализуются различные библиотечные программы и циклы мероприятий. Они носят просветительский характер, для их проведения часто используются диалоговые дискуссионные формы, способствующие развитию мышления и  критического отношения к негативным явлениям в социуме и в жизни каждого человека.
Примером социально-просветительской активности можно назвать работу библиотекарей ЦДБ Сергачского района. Они ежегодно участвуют в районной родительской конференции «Здоровая семья — здоровый ребенок», в районной акции «Нет наркотикам!». В акции принимают участие представители администрации, социальные педагоги, сотрудники по вопросам семьи, представители милиции. Библиотекари готовят для этих мероприятий обзоры книг и периодики, кукольные спектакли на тему о здоровом образе жизни, памятки о вреде курения, наркотиков
Заместители директоров по работе с детьми ЦБС большинства районов входят в состав Координационных советов по организации летнего отдыха детей. По инициативе и при поддержке Координационного совета Кулебакского, Володарского района на базе ЦРДБ организован летний лагерь труда и отдыха. Программа занятий в лагере составлена таким образом, чтобы дети помогали библиотеке в мелких ремонтных работах и становились участниками библиотечных мероприятий: обсуждений книг, библиографических игр, встреч с писателями и интересными людьми.
Какие выводы можно сделать из этих примеров? Что же всё-таки происходит: признание обществом и властью значимости детских библиотек или элементарная и беззастенчивая эксплуатация чиновниками подведомственных организаций, каковыми являются библиотеки?
Такое предположение не случайно. Как и не случайно К. А. Молдавская задала на слёте детских библиотекарей в Пскове вопрос: «Почему властные лидеры социума благоволят к метаморфозам детской библиотеки, превращению её во всё, на всякий случай?» Жаль, что подобные вопросы не слышат наши властные лидеры, обязывающие детские библиотеки ежемесячно, а то и чаще отчитываться о проведении библиотечных мероприятий «по борьбе с наркоманией, асоциальными явлениями и правонарушениями».
Детские библиотекари отлично понимают значение профилактической работы с детьми по данным направлениям, но, по сути, получается, что они занимаются буквально всем, являясь центрами всего: информации, культуры, просвещения, досуга, семьи и школы … и при этом им отказывают в праве на существование. В разных головах витает немало мыслей о присоединении детских библиотек … куда-нибудь. И аргументы весомые: у глав администраций — экономия финансов, у школьных чиновников — единый контингент пользователей, у публичных библиотек — отсутствие своих читателей.

Тонкости статистики
О последнем наши коллеги из публичных библиотек, директора ЦБС предпочитают умалчивать, и их можно понять, поскольку над ними довлеет «его величество план по цифровым показателям» или «государственное задание» по более жёстким требованиям последних лет.
Из мониторинга статистических отчётов явствует, что в ЦБС области в 2007 году читатели-дети составили 35,9%, от общего количества читателей, в 2008 — 36,4%, в 2009 — 36,8%. Процент книговыдачи детям от общего количества книговыдач: в ЦБС — 40,8%.
Эти цифры сигнализируют о возникновении тенденции оттока из библиотек ЦБС взрослых читателей. В этих реалиях директора ЦБС решают проблемы снижения плановых цифровых показателей за счёт читателей-детей. Публичным библиотекам выгоднее растворить детей в общем количестве читателей, поэтому детские библиотеки им и ни к чему.
Казалось бы в рамках ЦБС это не существенно. Но, привлекая львиную долю в общее количество читателей, детские библиотеки сами зачастую находятся в незавидном положении. На фоне зародившейся тенденции перетекания населения из сёл в районные центры, Центральные районные детские библиотеки становятся местом притяжения всех читателей-детей в районе, что позволило в 2009 году  ЦДБ на 58,3% увеличить количество читателей. В связи с этим было бы логично, чтобы ЦДБ были оснащены и укомплектованы ресурсами и техникой по высшему уровню, по принципу: «Все лучшее — детям».
Между тем, мы уже несколько лет говорим о плачевном материально-техническом положении многих ЦДБ по сравнению с ЦБ. Из-за плохого технического состояния, отсутствия специальной библиотечной и детской мебели, а также новых книг и электронных ресурсов почти 80% детских библиотек не являются привлекательным местом для современного ребёнка.
Самые заметные реалии нашего времени — использование цифровых технологий. Надо отдать должное нашему областному министерству культуры: компьютеризация библиотек, дело хоть и финансово затратное, но неизбежное, поэтому в течение 2009-2010 года в рамках областной программы происходит насыщение детских и центральных детских библиотек компьютерами через открытие информационно-компьютерных центров (ИКЦ). Всего таких центров насчитывается уже более 30 — это 26% от всех детских библиотек.
Открытие ИКЦ конечно увеличило количество пользователей, количество справок, выданных через Интернет, стимулировало  развитие электронного СБА, создание клубов и кружков по обучению детей и подростков компьютерной грамотности. Положительных примеров можно привести в данной связи немалое количество.
Но и на лаврах почивать не приходится. На фоне создания ИКЦ в отдельных детских библиотеках и сельских информационных центрах (СИЦ), наблюдается всё ещё неудовлетворительная картина компьютеризации ЦДБ. По состоянию на начало 2010 года все центральные детские библиотеки Нижегородской области компьютеризированы. При этом в 8 ЦДБ в наличии один, чаще всего списанный компьютер, который используется в основном как печатная машина, так как до недавнего времени выхода в Интернет не было у 58% ЦДБ.
Руководство некоторых ЦБС вместо того, чтобы улучшить компьютерное оснащение детских библиотек, оставляет в фонде центральной библиотеки документы на электронных носителях, предоставляемых ЦДБ в рамках целевой областной подпрограммы «Детское чтение», объясняя тем, что в ЦДБ эти ресурсы не на чем использовать.
Между тем, кроме установки компьютеров, необходимо их постоянное техническое переоснащение. Пора задумываться о создании собственных сайтов, блогов детских библиотек, тем более что некоторые из детских библиотекарей уже прошли обучение на курсах по созданию сайтов. Пока же всего несколько ЦДБ имеют свои странички на общем сайте ЦБС. И, конечно, работы в этом направлении — непочатый край. В связи с эти хотелось бы обратить внимание коллег на статьи Г. С. Ганзиковой1 о проблемах сайтостроительства. С удовольствием хочу поприветствовать первую ласточку среди детских библиотек области: блог Центральной детской библиотеки им. Пушкина г. Сарова (http://v-pereplete. livejournal.com/) «Живность цвета огня»
Многие детские библиотеки пока ещё только мечтают о современном мультимедийном оборудовании и оргтехнике, лицензионном программном обеспечении, соответствующем фонде книг и лазерных дисков, подключении к Интернету. Это тоже реалии нашего времени.
И ещё. Анализ статистических данных показывает, что крайне низок процент средств, выделяемых на комплектование детских библиотек от общей суммы на комплектование. Рекомендуемый уровень выделения средств на долю детских библиотек (30%) не соблюдается ни в одной ЦБС области. Более того, есть случаи, когда в фонде взрослой библиотеки оседают лучшие детские книги целевых поступлений. Цель подобного трюка — переманивание читателей-детей. Детям приходится идти во взрослые библиотеки, в которые, согласно регламентирующим документам, их не должны записывать, но записывают для выполнения плана. У меня пока нет убедительных примеров, что во «взрослой» библиотеке детям комфортнее, чем в детской. Там они, как правило, предоставлены сами себе. Исключения, конечно, возможны.
Большой проблемой остаётся подписка на периодические издания для детей, подростков и библиотекарей. По данным мониторинга НГОДБ в 14% ЦДБ не имеется ни одного профессионального журнала.
Как правило, «отцов» у проблем бывает несколько. Увы, и сами детские библиотекари нередко оказываются не на высоте в решении собственно профессиональных проблем.
Начать хотя бы с анализа упоминавшейся социально-проектной работы детских библиотек. К чести нижегородских коллег, они этой деятельностью занимаются достаточно давно. Но частенько программы и проекты оказываются малоэффективными, поскольку являются «вещью в себе». Нередко, несмотря на громкие определения, —«комплексные» и «целевые», — они являются просто планом библиотечных массовых мероприятий на год, правда красиво оформленными в виде схем и таблиц. Многократно обращалось внимание коллег на необходимость ставить в программах конкретные цели модернизации своей библиотеки: изменение структуры, ресурсов, организации содержательной деятельности, а также просчитывать финансовое или техническое обеспечение программ. Зачастую программы и проекты составляются без изучения потребности пользователей, без соотнесения их с библиотечными ресурсами. Слабое место наших программ — прогноз на конкретные конечные результаты, координирование и распределение доли участия партнёров, взаимной ответственности за реализацию программы. И самое главное: детские библиотекари всё ещё не умеют активно позиционировать и представлять свои программы и проекты на разных общественных и властных уровнях, и остаются эти проекты никем не финансируемыми.
Но это ещё цветочки. Всё-таки детские библиотеки в составе ЦБС — это не самый плохой вариант. Не являясь вполне самостоятельными в плане финансирования, материально-технического и ресурсного обеспечения, они по крайней мере самостоятельны в определении содержательного наполнения своей деятельности. Ягодки начинаются, когда детские библиотеки становятся отделениями (отделами) публичных библиотек. Вот тут они превращаются в явных и нелюбимых падчериц с парой сиротливых книжных шкафов в уголке. Заниматься с детьми некому: с ликвидацией детской библиотеки сократили и библиотекарей, а «взрослые» коллеги просто не обучены вести работу в соответствии с возрастными особенностями своих новых пользователей.
Конечно, я говорю пока о единичных фактах. Сама могу привести в пример ЦБС Автозаводского района Нижнего Новгорода, где много лет существуют детские отделения при взрослых библиотеках. Работают успешно, интересно для детей, но это практически самостоятельные филиалы: в них по 3-4 сотрудника, содержательная деятельность ориентирована на особенности детской аудитории.

На обратной стороне Луны
Подозреваю, что не все реалии сегодняшнего дня я даже обозначила и, пока ещё, не ответила на вопрос: что такое сегодня детские библиотеки? А, может, не заморачиваться? Если уж возникла тенденция закрытия детских библиотек, её вряд ли остановишь? Но… обидно и за детей, и за державу, тем более чтов других странах следуют нашему примеру и открывают специализированные отдельные детские библиотеки. Кто же здесь ошибается? Мы, которые закрываем, или они, которые открывают?
Уверена, что вопрос о существовании самостоятельных детских библиотек не может быть связан с их социально-культурным статусом, понимаемым только как проведение мероприятий, внедряемой сегодня системы госзаказа. В этом плане детские библиотеки вполне адекватны текущему моменту. В рамках статьи примеров тому приведено достаточно.
Дело, видимо, в слишком узком, утилитарном понимании самого социально-культурного статуса. Прошла в библиотеке беседа с детьми о вреде наркомании и курения, стало быть, библиотека выполнила «соц» и «гос» заказ. А обсуждение или громкое чтение хорошего художественного произведения — это, по словам чиновников от культуры, не масштабно, следовательно, не социально. И хотим мы этого или не хотим, мы снова возвращаемся к вопросу о том, с чем же всё-таки связана родовая функция детской библиотеки: с чтением или потреблением информации. И это, пожалуй, самый сложный вызов времени.
Пусть меня назовут сколь угодно ретроградом, но, мне кажется, что «детская библиотека — центр информации» —  это нонсенс. Не должна быть детская библиотека центром ИНФОРМАЦИИ. Цифровые технологии там должны быть: е-СБА, е-ресурсы, е-читательский билет, штрихкодирование, сайты, блоги и прочие ИНСТРУМЕНТЫ. Предоставление информационных услуг?  Конечно. По мере надобности. Но это не основной момент в идентификации детской библиотеки, как социально-культурного учреждения. Технологии web-2 и web-3 не минуют детские библиотеки — это те реалии, которые нужно использовать, но не подчинять им особенности детской библиотеки.
Абсолютизация информации приводит к подмене понятий: развитие библиотек ставится в зависимость от числа компьютеров. Впрочем, когда речь идёт о крупных научных, публичных библиотеках — это оправдано, они действительно являются центрами информации.
Может быть, стоит заглянуть и на обратную сторону Луны?  Имею в виду, что информатизация и компьютеризация — это как видимая сторона Луны. Здесь и отчитаться красиво можно. А что получится, если подойти с другой стороны? Получится, что новые подходы — это успешно забываемые сегодня старые.
В последнее время в профессиональных публикациях встречается мысль, что в библиотеке главное не фонд (и не информация, и не компьютеры), а её читатели (не хочется говорить: «пользователи»). Хорошая мысль и как нельзя лучше подходит к поиску сущности детской библиотеки. Если ребёнок чем-то отличается от взрослого, то и детская библиотека должна отличаться от взрослой.
Каков он сегодняшний человек до 14 лет? Компьютизированный, информированный, незакомплексованный, свободолюбивый… и, всё равно, растущий, познающий, неуверенный, самоутверждающийся, нуждающийся (хотя и не любит в этом признаваться) в чьей-то поддержке. Информацию он умеет искать лучше нас, библиотека ему для этого не нужна.
Но душа-то средь этой информации, часто мается, как неприкаянная. Кто поможет найти ей своё место среди людей, ориентироваться в нравственных ценностях? Нет, я не хочу сказать, что это 100% должно быть художественное произведение и соответственно библиотека, но и без них не обойтись. Нельзя не вспомнить об О. Л. Кабачек, размышлявшей на съезде детских библиотекарей, о том, что книга, её реальное и ожидаемое окружение нуждается в библиотекаре и библиотеке как в трансляторе идеи чтения, информации о нужной книге в нужном месте и для того, кто этого ждёт.

Игрушка на пробу
Чего ждёт от нас сегодняшний ребёнок, подросток, молодой человек? Как реально выглядит наше посредничество между ним и чтением? Углубляясь в эти вопросы, мы, скорее всего, придём к выводу, что детская библиотека — это центр развития творческого чтения. Но тут опять закавыка: уж очень много определений того, что такое творческое чтение. Возникает видение того самого слона, у которого по отдельности изучают ноги, уши, хобот, а всего слона так и не видят.
Библиотекари, говоря о творческом чтении, как правило, имеют в виду некую постфазу работы с произведением в виде викторин, литературных игр с вопросами, требующими всего лишь механической памяти: сколько ног у осьминога и как зовут героиню повести Ильиной «Четвёртая высота»? Но худо ли бедно ли они представляют читателям содержание самого произведения в целом. В обзорах, обсуждениях, читательских конференциях даётся характеристика основной идеи, позиции автора, взаимоотношений героев. Следует всё же отметить, что так должно быть, но не всегда встречается.
Учителя решают проблему по-своему. Наблюдаем подробнейший разбор хобота, ушей и ног слона — изучение метафор, эпитетов, сравнений, то есть приёмов написания произведения. Но отсутствует сам слон, сиречь художественное произведение.
 Приобрела недавно учебник «Литературное чтение» Е. И. Матвеевой.2 Мне учебник очень понравился (потому и не удержалась — купила). НО! Автор как раз даёт объяснение того, что такое тема, смысл, образ, сравнения, метафоры и прочие литературоведческие понятия ЧЕРЕЗ отрывки из художественных произведений. ОТРЫВКИ. Главное — обучить терминам. Я с ней не спорю. Этому надо обучать и обучать именно в школе, и, пожалуй, это лучший вариант учебников, с которыми я знакома. Более того, в рабочих тетрадях к нему множество действительно творческих заданий. Но получается всё равно литературоведение и не получается целостного взгляда на всё произведение.
У детских библиотекарей есть такая форма работы, как обсуждение. Вот тут можно бы увидеть произведение в целом. Но библиотекари очень редко проводят обсуждения — не умеют и боятся. Между тем, приёмы, применяемые учителями и библиотекарями, могут отлично дополнять друг друга. У меня самой возникла метафора такого сотрудничества. Мой сын часто в детстве ломал игрушки. Я прочитала соответствующую литературу, стала наблюдать. Заметила: он ломал только понравившиеся игрушки, и даже не ломал, а разбирал на составные части, хотел узнать, что там внутри, как действует. Потом снова собирал. В большинстве случаев не получалось, оставались лишние детали, но некоторым возвращал прежний вид.
Так вот я думаю: библиотекари в силах (по крайней мере, теоретически) дарить детям «игрушки» — то есть само произведение в целом, а учителя - помогать разбирать их на косточки, чтобы узнать, как оно устроено.  Вопрос в том, какую «игрушку» ребёнку-читателю захочется разобрать и возродить, вернее, воссоздать прежний её вид, то есть воссоздать в себе самом «образ» прочитанного, что, по-моему, и есть творческое чтение. Однако я пока не встречала каких-то концепций и методик, соединяющих эти, вполне соединимые вещи.
Таким образом, я хочу ещё раз подчеркнуть: миссия детской библиотеки и детского библиотекаря гораздо более интересная и, смею уверить, более трудная, чем оказание услуги по предоставлению информации (знаний).
Детская библиотека — это погружение ребёнка в ПРОЦЕСС творческого, развивающего, душевного чтения. Новые это реалии или нет, но это реально существующая сегодня необходимость. Место детской библиотеки здесь неоценимо, потому что творческое чтение — это на уровне чувств, эмоций, образов, а пробудить необходимо в детстве. Позже нами правит разум, логика, расчёт, выгода, и потому мы в большей мере нуждаемся именно в информации. Вывод нехитрый: пусть по основной своей сути публичные библиотеки остаются центрами информации, а детские библиотеки — библиотеками в их классическом отечественном варианте. При этом — повторюсь для тех, кто собрался возразить,— и публичные библиотеки занимаются просветительской деятельностью и проводят массовые мероприятия, и в детских библиотеках нужна хорошо развитая современная информационная среда. Речь идёт о расстановке приоритетов.
Говоря о процессе чтения, не удаётся уйти от вопроса: владеют ли сами библиотекари методикой такого чтения и методикой привлечения к нему? Не всегда, поскольку увеличилось количество случайных людей в библиотеке, не стремящихся к профессиональному развитию. Родители владеют методикой чтения? Нет. Учителя владеют в основном методикой обучения грамотности.
Более того, наши библиотечные методики так интерпретируют понятие творческого чтения, что уже возникает вопрос, видим ли мы за этими определениями и методиками самого ребёнка? И действительно ли благодаря нашим методикам можно любого ребёнка привлечь к творческому чтению?
Об этом нужно говорить и спорить, и в этом мне видится ещё одна составляющая миссии детской библиотеки. Она может быть центром методологии, а также экспериментальной и исследовательской площадкой детского чтения. Причём эта функция, вполне уместна и для областной, и для районной детской библиотеки. Когда детские библиотеки-филиалы сольют с публичными, должен же будет кто-то заниматься развитием этих методик, обучающими экспериментами на площадке детского чтения, как для детей, так и для родителей и для библиотекарей.
Сегодня назрела проблема изучения качества детского чтения. Изменившаяся культурная ситуация требует освоения новых методик и технологий продвижения чтения, обучения стратегиям чтения как печатного, так и экранного. Однако ответ на вопрос о качестве освоения новых методик и технологий пока ещё остаётся открытым, потому, что напрямую связан с квалификацией библиотекарей.
Приходится констатировать недостаточно широкое применение авторских программ по развитию чтения, мышления, речи наших читателей, умения вести дискуссии и аргументировано отстаивать свою позицию и принимать позицию других.
Проблемным можно назвать односторонний подход к организации исследовательской работы. Детские библиотекари всё ещё плохо представляют себе, как можно использовать результаты исследований. Среди  исследовательских работ трудно найти программы, нацеленные на выявление роли и места детской библиотеки в социальном пространстве своего региона, её значимости и ценности для жителей района, села, города. В отчётах ЦДБ не встречаются упоминания о том, что результаты исследования доводятся до сведения властных структур или общественности. Об исследованиях качества чтения детей и библиотекарей можно говорить пока только применительно к самой НГОДБ.3
Одним словом, усилия детской библиотеки и библиотекарей направленные на позиционирование себя как социально-информационного  института, что в основном и расценивается как новые реалии, не пропадают и не должны пропадать даром. Более того, мои коллеги достигают в этом направлении немалых успехов, но и обществу, и самим библиотекарям не следует забывать, что обладание информацией само по себе не делает человека духовно богатым, таковым его может сделать чтение художественной литературы — хранилища лучших мыслей и ценностей человечества.
Отсюда заключение: новые, вернее, вечные реалии состоят в том, что детская библиотека — это пространство погружения в чтение. И очень большое желание чтобы в государственных программах и стандартах было чётко прописано место и роль детской библиотеки как организатора, популяризатора, исследователя чтения детей и родителей.


1 Ганзикова Г. С. Конкурс сайтов: кто побеждает и почему // Библиотека. — 2009. — №8. —
С. 22–26; она же: Конкурс сайтов: плюсы и минусы // Библиотека. — 2009. — №9. — С. 15–17; она же: Сайт —«лицо учреждения» // Библиотека. — 2010. — №2. — С. 47–52.
2 Матвеева Е. И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 2. Секреты рождения образа. — 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2077. — 144 с.
3 Пальгуева Г. М. Что поставим на «золотую полку»? Об экспертной оценке детской книги // Библиотечное дело. — 2009. — №9. — С. 6–11; она же: «Перезагрузка» в детской библиотеке: от поучительности к диалогу // Библиотечное дело. — 2010. — №8. — С. 12–15.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы