|
Наши современники — классики
Людмила Алексеевна Сластникова, заместитель директора МУК «Центральная городская детская библиотека им. А. М. Горького», г. Нижний Новгород
Когда на вопрос: «Читают ли современные дети классику?» слышишь отрицательный ответ или же ответ утвердительный, но с оговоркой: «только по школьной программе», возникает вопрос, а не напрасно ли из года в год библиотекари тратят колоссальное количество сил и времени на разработку библиографических пособий, проведение разнообразных мероприятий по творчеству классиков?
Возможно, вопрос этот так и повис бы в воздухе, если бы не творческие работы, представленные на городской конкурс «Творцы золотого века великой России». Проводившийся среди читателей муниципальных библиотек города Нижнего Новгорода, конкурс этот был посвящён юбилеям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя и имел ряд особенностей. Во-первых, организаторы не стали ограничивать участников в выборе жанра, во-вторых, внесли очень существенное условие: работы конкурсантов должны рассматривать сочинения обоих авторов и своим содержанием раскрывать предлагаемые темы 5 номинаций. Номинации были следующими: «Поэзия и проза русской действительности», «Русь, куда же несёшься ты?», «Великий и могучий русский язык»: образность языка как средства художественной выразительности», «Там чудеса, там леший бродит…»: реальное, сказочное и фантастическое в текстах и в жизни», «Бывают странные сближенья…»: взаимовлияние в жизни и в творчестве писателей». Даже у взрослых людей, библиотекарей возникли опасения, сможет ли ребёнок выполнить это условие? Результаты удивили даже профессионалов. Как же детям удалось в одной работе отобразить творчество сразу двух классиков? Оригинальной находкой является компоновка иллюстраций героев произведений Пушкина и Гоголя в раму. Довольно часто в качестве объединяющего элемента используется дерево. Так, выставка-барельефная маска «Там чудеса, там леший бродит…», коллективная работа учащихся 2–6-х классов шк. №178 размещается на ветвях дуба, сделанного в технике печворк. На правой половине размещаются работы по произведениям А. С. Пушкина, на левой — по произведениям Н. В. Гоголя. Всего 20 работ — портреты литературных героев, выполненных в разном стиле и в различных техниках: гипс, пластилин, графика и т. д. Читатели БИЦ им. А. А. Фадеева МУ ЦБС Приокского района сделали коллаж «Герои Пушкина говорят с героями Гоголя». Такую распространённую форму творческого самовыражения читателей как составление литературного кроссворда на этот раз применил только один человек, разработав и нарисовав кроссворд «Там чудеса, там леший бродит…», фоном для которого являются узнаваемые образы литературных героев и пейзажные зарисовки. К творческому самовыражению побуждают не только произведения, но и образы классиков. Впервые на конкурс представлены бюсты писателей, сделанные из пластилина. Своей работой мальчик удивил родителей, которые раньше не замечали талантов у своего ребёнка, и покорил жюри. В письменных работах ребята часто прибегают к аналогии. Задаваясь вопросом, что может объединять этих двух писателей, кроме масштаба их славы и таланта, ребята сопоставляли факты биографий, отдельные черты их творчества, судьбы произведений, литературных героев. А ведь для этого надо было прочитать не только сами произведения, но и большое количество дополнительной литературы. Дети 10–12 лет больше опираются на тексты произведений. Например, пятиклассник в эссе «Народные образы в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» даёт сравнительную характеристику Балды (А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде») и Вакулы (Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»). Для этого он прибегает к языковому анализу текстов, сопоставлению характеров и поступков героев, выявлению мотивов их совершения. Ребята не просто находят сходства между пушкинскими и гоголевскими персонажами, но и придумывают новые приключения известных героев Вакулы, Оксаны, Царевны-лебеди, Балды, Гвидона, Солохи и др. Подростки 13–15 лет достаточно часто проводят параллели с современностью. Например, в эссе «Маленький человек в большой истории России» автор проводит параллели с нашей действительностью: «В каждом классе есть гонимый ученик, который мог бы повторить за Башмачкиным: “Матушка, спаси своего бедного сына!.. прижми ко груди своего бедного сиротку! Ему нет места на свете! Его гонят!”» А в сочинение «Герои Н. В. Гоголя в России XXI века» девочка-подросток фантазирует, как сложилась бы судьба героев поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в наши дни в нашей стране. Так, П. И. Чичикова она видит бизнесменом или политиком и даже губернатором Херсонского края, куда он собирался вывезти своих крестьян. Манилова — специалистом по связям с общественностью. Даже этимологию деревни Маниловка можно изменить, допуская, что происходит это название не от фамилии владельца, а от английского «money» —деньги. Ноздрёв мог бы быть оперативным работником МВД или ФСБ, офицером-контрактником в горячей точке. Плюшкин и Коробочка — обычные пенсионеры, которые лишь вспоминают о хороших прошлых временах. Они боятся компьютеров и сотовых телефонов, ругаются в очередях, требуют льгот в разных социальных учреждениях. Автор делает вывод: творчество Гоголя современно и актуально, легко представить живущими рядом с нами не только героев «Мёртвых душ», но и других произведений. Иногда дети представляют себя на месте писателя. Так, после экскурсии в Царскосельский лицей, ребёнок рассуждает: «Мне одиннадцать, скоро двенадцать. Пушкину тоже не было двенадцати, когда его отправили в Царское Село. Одного. Без родителей, мамок, нянек. Собрали и отправили в Лицей, который только что открылся. Оттуда, из Лицея, и начался Пушкин». В некоторых семьях любовь к Пушкину передаётся из поколения в поколение. Так, пятиклассник Никита Титов заявляет: «Я рос, и рядом со мной всегда был Пушкин». Родители мальчика познакомились в Болдине. Его бабушка, коренная ленинградка, знает все уголки Северной столицы, связанные с великим поэтом. «Она водит меня по городу и много рассказывает. А ещё читает стихи. Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний Сад — «Онегина» глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский... Так писал С. Я. Маршак про город и про Летний Сад. Бабушка говорит, что это лучшее место на Земле. Туда водил Пушкин своего любимца Онегина. Мне ещё рано читать “Онегина”, но я всё равно читаю. Не всё понимаю, конечно, но пытаюсь вникнуть. Его Пушкин писал всю жизнь». Вместе с родными людьми мальчик побывал во всех местах, связанных с именем поэта, познакомился с его биографией, творчеством. «Мне о Пушкине хочется узнать всё: его стихи, мысли, намёки и загадки, зашифрованные в его произведениях. А может быть простому человеку понять гения невозможно?!» — задаётся вопросом 13-летний подросток и делится опытом. Любовь к Пушкину зародилась в раннем детстве: когда не умел читать, слушал грамзаписи сказок, едва научившись читать, стал самостоятельно читать и заучивать наизусть стихи. Мальчик хорошо знает биографию поэта, его творчество, историю создания произведений, и чем больше он узнаёт, тем больше у него возникает вопросов. Он обращается к деду, «большому книголюбу», звонит в музей А. С. Пушкина, посещает литературно-музыкальную гостиную «Пушкинская светелка» в ЦРБ им. Фурманова. По мнению 11-летней девочки, все российские дети с самых ранних лет знакомы со сказками Пушкина, благодаря которым ребёнок знакомится с такими «несказочными понятиями, как добро и зло, бедность и богатство, щедрость и скупость, верность и предательство, коварство и простодушие». Гоголь в нашу жизнь приходит гораздо позже, «уже в школьные годы, когда мы почти перестаём верить в чудеса, когда папа уже не наряжается Дедом Морозом на Новый год, а мы заранее сообщаем родителям о том, что хотели бы получить в подарок». Приведённые ниже стихи написаны 10-летним мальчиком не для конкурса, а по вдохновению, а это значит, что образы, навеянные пушкинскими произведениями, волнуют душу ребёнка. Специалисты отмечают несомненный талант мальчика, судите сами: Я знаю: где-то вдалеке Спит зачарованная фея, И рыцарь смелый на коне На бой спешит, В добро поверя. Там ступа с Бабою Ягой, Кощей на мрачном, Чёрном троне, Русалки, леший, водяной И царь Салтан В златой короне. Там ложь Всегда обличена И правда суд вершит По праву. Там зло и зависть никогда Не обретут ни власть, ни славу! (Артём Булгаков, 10 лет Школа начинающих журналистов МУ ЦГДБ им. А. М. Горького) Самые лучшие детские творческие работы были опубликованы в спецвыпуске городского альманаха «Журналёнок»1, готовится к выпуску сборник, куда войдут работы победителей. Ну а в качестве же ответа на вопрос, читают ли дети классическую литературу, мне захотелось привести слова из одного сочинения: «Главное, что мы продолжаем читать Пушкина и Гоголя».
1 Печатное издание Школы начинающих журналистов, совместный проект ЦГДБ им. А. М. Горького и Некоммерческого частного образовательного учреждения дополнительного образования детская творческая мастерская «Улица Творческих Я» (НЧОУДО ДТМ «УТЯ»), распространяется по детским библиотекам Нижнего Новгорода.
|
|