|
Как «жить по совести»
Ирина Владиславовна Баева, заместитель директора библиотеки Ивановского государственного энергетического университета
В рамках проекта «Большое чтение» студенты Ивановского государственного энергетического университета обратились к творчеству одного из величайших писателей ХХ века — Александра Солженицына.
Четвёртый год библиотека ИГЭУ участвует в программе «Большое чтение» — и это не случайно, ведь проект направлен на повышение интереса к книге, к мировому и национальному литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе. В 2007 году студенты университета активно обсуждали книгу Харпер Ли «Убить пересмешника», 2008 год был посвящён семье Цветаевых, а в 2009 г. программа «Большое чтение» была посвящена жизни и творчеству выдающегося писателя и гражданина XX века Александра Исаевича Солженицына.
Писатель XXI века «Александр Солженицын, — писал Василий Белов, — безусловно, писатель мирового масштаба, живший в постоянной тревоге и боли за судьбу России. Он хотел, чтобы сам народ деятельно участвовал в жизни страны. Говоря о сбережении народа, он давал дельные советы властям, думал о том, как нам обустроить Россию, предлагал возродить земство. Он освещал многие стороны нашей жизни с христианских позиций. Его уход — большая потеря для нас и нашей Родины. Самое трудное и самое нужное для нас сейчас — не спеша прочитать Солженицына». С писателем В. Беловым согласен и Ричард Темпест, писатель, директор Российского, Восточно-Европейского и Евразийского центра Иллинойсского университета (США): «Солженицын — писатель двадцать первого века. Свою всемирно-историческую миссию он выполнил. Осуществил он и свою профессиональную писательскую миссию — написать всё, что было им задумано, как в своё время Лев Толстой. И теперь пора читателям оценить автора “Ракового корпуса” и “Красного колеса” не как публициста или учителя, а просто как талантливейшего конструктора автономных художественных миров… В двадцать первом веке Солженицын будет прочитан — рассчитан — узнан — именно как мастер слова». В отечественной истории есть такие события, которые на протяжении длительного времени официально не признавались. Однако всегда находятся те, кто не побоятся сказать правду в глаза обществу, пусть даже ценой собственного благополучия или жизни. В советской литературе таковым стал Александр Солженицын, один из первых описавший последствия коллективизации и жизнь политзаключённых. Знакомство с творчеством писателя, чтение произведений Солженицына способствует углублению знаний молодёжи о трагических событиях XX века, причинах их вызвавших, а образы героев учат мужеству, нравственной стойкости, верности идеалам справедливости и добра. Для более полного знакомства студентов университета с творчеством А. Солженицына был разработан цикл мероприятий «Жить по правде». В частности, следует отметить выставку литературы «Писательский подвиг Солженицына», в материалах которой нашли отражение различные периоды жизни и творчества писателя. Отдельный раздел был посвящён рассказу «Один день Ивана Денисовича». Именно это произведение было предложено читателям библиотеки ИГЭУ для обсуждения. Работа с молодёжью, особенно такой «продвинутой», как наши «энергеты», заставила нас задуматься о новых, нетрадиционных формах работы. И мы их нашли. Опыт проведения виртуальных викторин, конкурсов, мини-опросов был описан в статье «Работа библиотеки в двух измерениях» (Библиотека, 2009, №10). Виртуальные формы пришлись по душе нашим читателям, и мы предложили им поучаствовать в викторине «Александр Солженицын: жизнь и творчество». За неделю до начала действия викторины на Досках информации и в отделах обслуживания были вывешены объявления, приглашающие читателей принять участие в викторине. Аналогичное объявление было представлено на сайте библиотеки и Студенческом портале ИГЭУ. Участникам предстояло ответить на 20 непростых вопросов, например: «Какое образование получил А. Солженицын?», «Когда А. И. Солженицын был арестован, и что было причиной ареста?», «Сколько лет провёл А. И. Солженицын в заключении? Где отбывал наказание?», «Как называется первое опубликованное произведение писателя? В каком журнале оно было напечатано?», «Как называется самое раннее крупное произведение писателя, в котором рассказывается о тяжелой участи заключённых подмосковной спецтюрьмы – так называемой «шарашки»?», «Какой литературной премии был удостоен писатель? Где и когда он её получил?», «Как называется роман писателя, в котором показана система наказаний и репрессий сталинского режима?», «Как называлось местечко, в котором происходит действие повести А. И. Солженицына “Матрёнин двор”?», «Как называли местные мужики из повести “Матрёнин двор” “лампочку Ильича”?», «Назовите имя писателя ставшего лауреатом литературной премии Александра Солженицына в 2009 году». Определить победителей было очень сложно, так как практически все участники правильно ответили на вопросы. Рамки «виртуальности» не давали возможности дать развёрнутые ответы на вопросы, но мы и не преследовали такую цель. Большая часть вопросов требовала конкретного ответа. На другие можно было ответить двумя предложениями. Два вопроса вызвали у наших участников затруднение: были даны либо неверные даты, либо неполные ответы. Это вопросы №11 («Какой литературной премии был удостоен писатель? Где и когда он её получил?») и №15 («Когда писатель смог вернуться на родину?»). При ответе на вопрос №11 часто указывали только одну дату — 1970 г. (награждение Солженицына Нобелевской премией), — забывая ответить на вторую часть вопроса: где и когда он её получил. Но и среди тех, кто дал ответ на вторую часть вопроса, тоже были «разночтения». Кто-то указывал 1974, а кто-то — 1975 год. Видимо участники викторины обратились не к тем источникам в Интернете. Правильный ответ — 1974 год. (Нобелевские премии. Литература / попечительский совет: И. Г.Алиев (предс.) [и др.]. — М.: Нобелевские лекции на русском языке, 2006. — Т. 3: 1954-1972. — (Нобелевские лекции — 100 лет), сайт — http://www.solzhenitsyn.ru/). При ответе на вопрос №15 указывали либо дату официального возвращения гражданства А. Солженицыну, либо дату приезда писателя в Россию. Награждение победителей и участников виртуальной викторины вылилось в самостоятельное крупное мероприятие «Памяти не бывает безымянной…», которое состоялось 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. На мероприятие были приглашены не только участники викторины, но и все, кто любит книгу, чтение, интересуется творчеством А. Солженицына, кому небезразлична судьба и история Родины. Присутствующих познакомили с историей этой памятной даты, затем была открыта книжная выставка «Летопись горького времени» и по материалам выставки проведена беседа. На выставке были представлены книги, авторы которых пострадали в страшный период репрессий. Лирику, художественную и документальную прозу против чудовищной сущности сталинизма представила собравшимся Е. Б. Смирнова, заведующая абонементом художественной литературы. Она познакомила собравшихся с произведениями А. Солженицына, трилогией «Страх» Анатолия Рыбакова, повествующей о судьбах молодёжи 1930-40-х гг., «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова. Также на выставке были представлены: роман «Москва-Экибастуз» Д. Панина, находившегося в заключении вместе с Солженицыным и ставшего прототипом героя Дмитрия Сологдина в романе «В круге первом»; произведение Е. Гинсбург «Крутой маршрут», повествующее о судьбах репрессированных женщин; книги ивановских авторов, описавших жизнь наших земляков в 1930-40-е; произведения «узников нашего времени», которые рассказывают о людях постсталинского периода, пострадавших именно по политическим мотивам. Затем состоялась церемония награждения победителей и участников викторины.
«Круглый стол с острыми углами» Именно такое название получило заключительное мероприятие, и это не случайно. На обсуждение читателей было представлено одно из первых произведений Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикация произведения в ноябрьском номере (1962) журнала «Новый мир» стала сенсацией, событием мирового масштаба. Впервые советский читатель узнал правду о сталинских лагерях «из первых рук». Всё, что для многих людей до этого момента считалось незыблемым, вечным, великим, неожиданно развеял главный герой рассказа — неприметный русский человек, волею обстоятельств оказавшийся в лагере. Эта книга не оставила читателей равнодушными, и 10 декабря, накануне дня рождения писателя, они пришли на встречу, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, обсудить темы, поднимаемые Солженицыным в своём произведении. Организаторами Круглого стола был подготовлен список вопросов для обсуждения, среди которых были, например такие: «В какое время происходят события, описанные А. И. Солженицыным? Какие черты времени отразились в рассказе?», «Первоначально А. И. Солженицын дал рассказу название “Щ 854”. Затем, по совету А. Т. Твардовского, он изменил название. Как вы думаете, почему?», «Как противопоставлены в рассказе два мира лагеря? Какие существуют противоречия и контрасты в лагерной жизни?», «Какую сцену в рассказе вы считаете самой сильной?», «Труд в лагере. Какое место он занимает в жизни заключённого. Какую роль играет в рассказе?», «Спор об искусстве между Цезарем Марковичем и заключённым Х-123. В чём его сущность? Кто, по-вашему, прав?», «В чём мастерство автора? Считаете ли вы этот рассказ высокохудожественным произведением, или он имеет ценность только как политическое произведение?» Читатели, пришедшие на мероприятие, были хорошо подготовлены, чувствовалось, что их «зацепило» это произведение, задели за живое затронутые в рассказе темы. Студентам открылись тяготы тюремной жизни: разлука с близкими, тяжёлая изнурительная работа на холоде, плохое питание, жестокое обращение надзирателей. Они поняли, как необходимы были заключённым мужество, сила духа, умение хитрить, изворачиваться, чтобы выжить в таких условиях. Несмотря на все тяготы, отпущенные на их долю, герои произведения сохранили силу духа, ту внутреннюю устойчивость, которая позволяет выстоять, не надломиться, а верить в жизнь. Читатели отметили, что основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственный идеалы при таких обстоятельствах — в этом его величие. Присутствующие заметили, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь. Студенты увидели заслугу Солженицына в том, что он рассказал о страшном бедствии, которое испытал наш многострадальный народ, приподнял завесу над «тёмной ночью» нашей истории периода сталинизма. В ходе обсуждения были продемонстрированы документальные кадры интервью А. И. Солженицына телеканалу «Вести» и аудиозапись отрывка из рассказа «Один день Ивана Денисовича» в исполнении автора. По материалам Круглого стола Студенческим телевидением университета был снят видеофильм. Цикл мероприятий «Жить по правде» был представлен на областной конкурс на лучшую организацию работы по теме «А. И. Солженицын: Жизнь не по лжи». Конкурс проводился среди муниципальных библиотек и библиотек учебных заведений Ивановской области, и первое место заняла библиотека Ивановского государственного энергетического университета.
|
|