|
Про «двигатели» в работе
Надежда Григорьевна Кесарева, заведующая Центром детского чтения ГУК Челябинской областной детской библиотеки
Школа творческого чтения в Центре детского чтения Челябинской областной детской библиотеки существует уже 5 лет. Назрела необходимость подвести итоги работы, обдумать «что хорошо и что плохо», поразмыслить о неудачах и находках.
«Двигателей» в работе было два: желание научить детей радоваться чтению и…сомнения. Сомнения приводили к тому, что занятия видоизменялись, какие-то авторы и книги уходили, какие-то становились «ударными». За это время нами было опробовано несколько литературных программ для учащихся разных классов. Например, программа для 2-х классов включает в себя чтение произведений русских писателей-природоведов (В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков, К. Паустовский и др.). Для 3-х классов осуществляется программа по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Встречи посвящены (какое хорошее слово! Мы действительно стараемся бережно относиться к Автору и к Слову) сказкам А. С. Пушкина, П. П. Ершова, А. Погорельского, С. Т. Аксакова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, П. П. Бажова, В. П. Катаева, К. Г. Паустовского, Т. И. Александровой, Р. Распэ, Г.-Х. Андерсена, Р. Киплинга, Дж. Ч. Харриса, С. Лагерлёф, К. Коллоди, А. Линдгрен, Э. Хогарт, Дж. Родари, О. Пройслера. Темы занятий выстроились в определённую систему. Костяк составляют произведения классической литературы. Новых имён в списке почти нет, хотя говорим на занятиях и о сказках С. Сахарнова, С. Козлова, Н. Абрамцевой, В. Кротова, С. Седова. Совсем новое имя для детей — Кейт ДиКамилло с её сказкой «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Обозначились и основные вопросы, которые волнуют ребят: жизнь в семье, жизнь в классе, строительство отношений с друзьями, созидание своего «Я», отношения со взрослыми и ровесниками. Это философские вопросы, а на вечные вопросы ответы стоит искать в вечной литературе, то есть в литературе классической. Каждая встреча заканчивается вопросом: «Как вы думаете, о чём это сказка? Что здесь главное? Зачем она написана?» Ответы детей впечатляют. «Сказка о царе Салтане» — о счастливой семье и готовности отстаивать это счастье. «Чёрная курица» — о предательстве, прощении и душевных ранах. «Тёплый хлеб» Паустовского — об эгоизме, чёрствости, раскаянии, прощении. «Стойкий оловянный солдатик» — о преданности, мужестве, надежности, о нежности и умении «стоять» всегда прямо, даже если у тебя слабая опора. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — об испытаниях, взрослении, дружбе, ответственности. «Путешествие Голубой стрелы» Родари — об умении разглядеть чужое горе, другую жизнь и посочувствовать, поучаствовать в этой жизни, поделиться своим хорошим. Обсуждение поступков книжных героев порой перерастает в разговор о современной жизни. Отношение современных детей к поступкам героев 100-150-летней давностей удивляло и радовало. Например, на вопрос: «Могла ли Дюймовочка стать счастливой, если бы вышла замуж за крота? Ведь он богат, солиден, надежён», дети кричали как один: «Нет, крот слепой, ему не нужно солнце, он живёт под землёй, считает свои припасы и накопления, ему не важно, о чём мечтает Дюймовочка!» Самое интересное: большинство этих детей из обеспеченных семей, однако главным считают добрые чувства и отношения, а не достаток и накопительство. Занятия начинаются с вопросов викторины, которые требуют знания текста, например: «Что брали с собой в ночную охрану в поле братья Данила и Гаврила, а что — Иванушка?» (Ершов, «Сказка о Коньке-Горбунке»), «Перечислите родных и друзей домовёнка Кузьки?» (Александрова, «Кузька»), «Какое условие Элизе поставила ведьма для спасения братьев?» (Андерсен, «Дикие лебеди»), «Какое имя обычно дают новорождённой девочке, по мнению Карлсона?» (Линдгрен, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»), «Каким даром наградила природа Джельсомино?» (Родари «Джельсомино в стране лжецов). Произведение дети читают дома, до занятия. Следующая часть наших занятий — рассказ о писателе. Казалось бы, достаточно тривиальная часть. Но отобрать биографические факты для беседы не так просто. Например, о Погорельском осталось мало сведений. Например, сказка Андерсена о гадком утёнке — автобиографична. Андерсен был очень некрасив и смешон. Харрис был новатором в изучении американского негритянского фольклора, показал обаяние, хитрость, изворотливость нового героя — Кролика. Не тигра, не буйвола, не крокодила — нет, маленького животного, идущего против коварного Лиса. Лагерлёф была учительницей и написала книгу, которая стала увлекательным учебником по истории, географии, биологии, геологии, этнографии Швеции. Вы знаете учителей, написавших такой же популярный учебник и получивших за это Нобелевскую премию? Пройслер во время Великой Отечественной войны был в плену в России. Неплохо знает русский язык, не раз бывал у нас в мирное время. Учитель с большим педагогическим стажем.
Беседы о жизни Третья часть наших встреч — это непосредственно обсуждение произведений. На него 25 минут (первые две части — по 7-10 минут каждая). Порой вопросы викторины выводят на серьёзный разговор о книге и писателе, и тогда все части сливаются воедино, превращаясь в большой диалог с ребятами. Известный и уважаемый Лев Айзерман, литератор, учитель, журналист, как-то поделился сокровенным: перед каждым занятием он решает для себя, зачем он идёт на урок. Я также старюсь выяснить для себя, что же хочу дать детям, что, возможно, услышу, возможно, от них (не «хочу услышать», не запрограммированное, не заранее известное, а именно возникшее сейчас, озарение или что-то долго носимое внутри, а сейчас оформленное в слова). Ведущие обсуждение знают, как порой продуманная и выстроенная система занятий вдруг «выстрелит» неожиданно возникшей в беседе побочной темой или «больными» вопросами, которые требуют немедленных ответов. Какую же цель преследую я, идя на занятия? Сначала перед каждой встречей я намечала какую-то конкретную цель. Например, помочь разглядеть в Фильке из сказки «Тёплый хлеб» Паустовского человека заплутавшего и одинокого, старавшегося выжить любым путём, но страдающего, старательного, признающего свои ошибки. Или показать, почему так легко отзывается на просьбы людей о помощи Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты из сказки Родари «Джельсомино в стране лжецов», хотя и знает, что при этом укорачивает свою жизнь на десятилетия. Или попытаться определить, кто по своей сути барон Мюнхгаузен — лгун? мечтатель? революционер? Потом мы задумались, а есть ли общая цель всех наших встреч? Ответ нашёлся быстро: мы думаем, что читаем книги и говорим о них, а на самом деле, мы говорим о жизни. А классическая литература — нам в помощь. На первой встрече мы говорим о сказках Пушкина. Ребята сами выбирают сказку, чаще всего это «Сказка о рыбаке и рыбке». В сказке 3 главных героя — старик, старуха и золотая рыбка, но в названии произведения о старухе — ни слова. Почему? Мы выясняем, что нрав старухи, жадной, жестокой, понятен и так. А вот как поведёт себя старик в условиях «всё можно, всё дозволено», будет ли ему стыдно за жену, решится ли он остановить её, скажет ли своё веское мужское слово или окажется безвольным, бесхарактерным? Ребята вспоминают, что старик пытался урезонить зарвавшуюся в желаниях старуху, когда она захотела стать царицей: Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь Насмешишь ты целое царство. Что же самое важное в этой сказке? Ребята отвечают: бескорыстие, умение быть благодарным и благородным без желаний что-то получить за помощь. Не остаётся незамеченным и ещё один герой сказки — море. Оно меняет цвет, состояние, характер в зависимости от роста требований скаредной старухи. Оно предупреждает старика, но напрасно. Ещё одна сказка Пушкина, выбранная ребятами, — «Сказка о царе Салтане». В ходе разговора выясняем, что сказка эта о семье, о её строительстве. Всех заставляет задуматься вопрос: «Зачем князю Гвидону разные чудеса — белочка, витязи, богатый остров?» Ведь Гвидон — взрослый человек, такие игрушки ему не к лицу. Оказывается, это всё приманка: князю надо завлечь отца, царя Салтана, на свой остров. Оказывается, и взрослому человеку нужен отец, нужна мать, нужно состояние полноты, завершённости, защиты, счастья. И это счастье надо уметь оберегать. Неслучайно Пушкин рассказывает о доверчивом и слабохарактерном Салтане, поверившем навету, который разрушил его семью. На следующей встрече мы говорим о сказке Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Удивительно, как тонко и точно дети чувствуют одиночество Алёши в петербургском пансионе. Литературный герой XVIII века и дети начала XXI века оказываются ближе друг к другу, чем думается. В Чернушку верят как в друга, как в избавление от одиночества. Ребята переживают за Алёшу, когда он потерял волшебное конопляное зерно, досадуют и сердятся на его высокомерие, заносчивость, грубость, ужасаются предательству Алёши по отношению к беззащитным подземным жителям и невозможности всё изменить к лучшему. На вопрос: «Простил ли Чернушка Алёшу?», дети отвечают, что простил и сказал важные слова: «…я тебя прощаю: не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!..» Алёша понес наказание за переселение целого народа. И эта вина, и эта потеря останутся с ним до конца жизни, удержат от других дурных, необдуманных поступков. Недаром эту сказку дети назвали «спасательной», то есть предупреждающей. В сказке Погорельского много непонятных слов и выражений: «букли», «тупей», «вакантное время», «шандалы», «бекеша», «салоп». При обсуждении мы стараемся разобраться с непонятными словами, выяснить их значение по словарю. Эти слова не отпугивают, а только усиливают интонации старинного повествования — дымчато-нежные, печальные, невозвратимые. Ещё одна встреча посвящена сказке «Аленький цветочек» Аксакова. Это сказка о поисках любви, о прекрасном и безобразном, о терпении, о силе и слабости. Можно ли полюбить некрасивого человека в жизни? От чего и от кого зависит счастье? Ребята говорят, что язык этой сказки похож на язык былин и колыбельных. Особенно их зачаровывает обращение меньшой дочери к чудовищу в конце сказки: «Ты встань — пробудись, мой сердешный друг…» Так в старину заклинали бурю, ливень, мор, в отчаянии обращаясь к небесным силам. Обращаю внимание ребят и на такую деталь: в сказке сказано: «цветёт цветок цвету алого, невиданного». Тройное повторение одного корня здесь не является тавтологией. Этот прием необходим для усиления явления чудесного цветка, который стал символом любви в сказке. Из сказок зарубежных писателей на ребят особое впечатление произвели книги Дж. Родари, С. Лагерлёф, О. Пройслера. Мы читали и готовились к обсуждению 2-х сказок Родари — «Джельсомино в стране лжецов» и «Путешествие Голубой стрелы». В первой сказке я просила детей обратить внимание на необычного, даже уникального героя, подобных которому, пожалуй, нет в других сказках. Это Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты. Он буквально отдал жизнь людям, помогая им и стремительно старея при этом. Сам он ничего героического в своих поступках не видел, потому что действовал по велению сердца. Во второй сказке дети так определили тему: «Игрушки сами дарились тем, кто беднее и несчастнее всех». Задержите внимание на этом глаголе — «дарились». Он очень точно подобран ребятами: новогодние игрушки сами находили нуждающихся, жалели их и оставались у них навсегда. Сказку «Путешествие Голубой стрелы» невозможно читать с каменным сердцем. Картины жизни маленьких сирот вызывают не просто жалость и сочувствие, а страстное желание исправить их жизнь, устранить социальную несправедливость, подарить счастье обездоленным и терпеливым. Вот это драгоценно: видеть чужую беду и не остаться равнодушным. Лишь с одним героем этой сказки автор расстаётся без сожаления: генерал пушечной артиллерии хотел лишь стрелять, сражаться, убивать. Такой герой не мог получить поддержку от автора-пацифиста. Есть у нас встреча, на которой мы сравниваем «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик» А. Н. Толстого. Из двух деревянных героев нам милее и понятнее оказывается Буратино. Он не просто стремится стать человеком, он стремится быть в центре всех событий, помочь куклам и папе Карло. Он бесстрашен, предприимчив, находчив, обаятелен и весел. Пиноккио уступает ему по всем параметрам: он себе на уме, хитёр, способен совершать поступки совсем не добрые и не красивые. Но наши сравнения двух сказок не приводили к отрицанию одной из них и восхвалению другой; этот метод помогал развитие одной темы и одного героя у двух разных авторов разных времен и стран. За время работы Школы творческого чтения я убедилась, насколько много возможностей таит в себе такая форма работы, как обсуждение — это полнота чувств, бесконечные вопросы, погружение в тайны книги, а поэтому никогда не ставлю точки в конце занятия, а предлагаю снова, по горячим следам, перечитать книгу. Потому что не все открытия ещё сделаны…
|
|