Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 13 (127)'10 - Летнее чтение
Перечитывая заново

Анжелика Станиславовна Володина, ведущий методист Мурманской областной детско-юношеской
библиотеки


 Для многих из нас знакомство с творчеством писателей-классиков начинается в школе… и часто школьной программой и заканчивается. Мы не знаем, как жили эти люди, что чувствовали и переживали, почему писали именно так, а не иначе, а по прошествии времени и вовсе забываем их произведения.

В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке стало доброй традицией включать в ежегодные проекты акции и мероприятия, посвящённые русской классической литературе. В 2009 году большое внимание было уделено творчеству Н. Гоголя и
А. С. Пушкина. Особенным стал для нас и 2010 год. В рамках акции «Читаем классику вместе» в библиотеке проходят Чеховские чтения.
Имя великого русского классика Антона Павловича Чехова хорошо знакомо всем, но часто для современного читателя это всего лишь имя, не более того. В лучшем случае некоторые назовут его известные рассказы и пьесы. Но что мы знаем о Чехове-человеке, враче, общественном деятеле? Как и чем жил этот удивительный человек? В год чеховского юбилея очень хотелось приподнять завесу не то чтобы тайны, а какого-то молчания и забвения, предложить нашим читателям разных возрастов открыть для себя Чехова заново, а кому-то, возможно, и впервые прикоснуться к этой яркой и уникальной личности. Сделать это мы решили путём проведения литературных гостиных.
Родителей дошкольников, участников Семейной гостиной при Отделе психологической поддержки читателей, мы пригласили на встречу «Прекрасный мир удивительного человека». Пока их малыши знакомились с новыми яркими современными книжками и играли, взрослые перенеслись в совершенно другую эпоху.
Наша встреча — это попытка раскрыть личность писателя через его биографию и поступки. Рассказ о великом писателе сопровождается электронной презентацией. Мелькают слайды: родился в Таганроге, жил и учился в Москве, поездка на о. Сахалин, Мелихово, Ялта, Баденвейлер… Перед глазами проходит человеческая судьба со всеми взлётами, переживаниями, сомнениями. Судьба уникального человека, который за 44 года жизни смог сделать так много для других, порою забывая о себе.
Перенестись в чеховское время помогают письма — адресованные ему и написанные самим писателем, строчки из воспоминаний современников. Их читают сами участники вечера, что привносит особый настрой и создаёт ощущение сопричастности к герою рассказа.
Перевёрнута последняя страница. Прозвучали заключительные слова. Последним аккордом мероприятия стало вручение родителям подарочных буклетов, которые содержат информацию о произведениях А. Чехова о детях и для етей. Участники вечера не спешили расходиться, знакомились с материалами выставки, задавали вопросы.
«Скажите, вот вы говорили, что семья жила трудно, бедно, потом и вовсе разорилась, а на какие деньги Чехов ездил на Сахалин, а потом в Европу?» «Вы знаете, мы в этом году отдыхали в Ялте. Там на набережной стоит памятник ‘‘Дама с собачкой’’. А Чехов этот рассказ когда написал? До приезда в Ялту или когда уже там жил?»
А это разговор родителя с ребенком, услышанный в коридоре:
— Мама, нам показывали такие интересные книжки. В них можно играть, кнопочки нажимать и даже гладить, а что вы делали?
— Нам рассказывали про известного писателя.
— А как его зовут?
— Антон Павлович Чехов.
— А расскажи!
Ради этого всё и задумывалось. Вот та ниточка, та взаимосвязь, которую хочется возродить. Немного раскачать родителей, помочь им по-новому взглянуть на знакомое, но порядком забытое. Помочь им открыть для себя лучшие произведения писателей-классиков, расширить свои представления о русской литературе, чтобы, когда их дети подрастут, повзрослеют, родители могли передать свой опыт, быть для своих детей приятными собеседниками, просвещёнными людьми, готовыми передать эстафету знаний не только жизни, но и культуры. Первый опыт оказался удачным, и по просьбе родителей такие встречи будут продолжены.
«Ваня, ты там держись!»
Совсем другая аудитория — дети, младшие школьники. Как познакомить современных «компьютерных» девочек и мальчиков с писателем-классиком XIX века? Как доступно и интересно рассказать им о творчестве такого не совсем детского автора, как А. П. Чехов?
Мы пригласили второклассников в литературную гостиную «Путешествие к Чехову». Первый вопрос ведущего прост: «А знаете ли вы такого писателя, как Антон Павлович Чехов?» Поднимается три руки, две девочки читали «Каштанку», мальчик — «Ваньку». Уже что-то!
Ведущий в доступной форме знакомит детей с краткой биографией писателя, иллюстрируя свой рассказ слайдами. Ребята задают вопросы, комментируют кадры: «А это что за дом?», «А этот дяденька рядом с коровой? Тоже Чехов?» В конце рассказа мы проводим небольшую викторину на закрепление материала. Очень отрадно, что отвечают. Значит, информация не прошла мимо. Далее рассказываем о том, что великому писателю во многих городах России, а так же на Украине, в Германии установлены памятники.
Возле книжной выставки знакомим их с теми произведениями, которые можно рекомендовать для чтения ребятам в этом возрасте, — «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец» и др. В заключение обзора —демонстрация слайдов с изображением памятников литературным героям Чехова: «Каштанка», «Дама с собачкой», «Человек в футляре».
Знакомство с автором — это прежде всего чтение его произведений, поэтому логичным продолжением беседы является чтение отрывка из рассказа «Детвора», где ярко раскрываются разные детские характеры. В определённый момент чтение прерывается, а ребятам предлагается самим узнать, как дальше развивались события. Самые любопытные готовы сразу взять книгу.
Продолжая разговор о творчестве, мы говорим о том, что Чехов рассказал своим читателям о детях, которые терпели нужду, жили в бедности. Один из самых ярких таких рассказов «Ванька». Предлагаем ребятам посмотреть мультфильм по этому рассказу. Во время просмотра интересно наблюдать за детскими лицами, их мимикой, тем, как они реагируют на сюжет.
Любое мероприятие для младших школьников по возможности должно иметь обратную связь. В данном случае мы использовали форму письма. Предложили нашим читателям написать письмо чеховскому Ваньке. Ребята с удовольствием откликнулись, и вот что получилось.
 «Дорогой Ванечка! Я очень тебе сожалею, и желаю, чтобы дедушка непременно к тебе приехал. А если дедушка не сможет приехать, не волнуйся, я с тобой. Потерпи немного и всё само собой наладится. Просто старайся и тебя никто не будет ругать. Желаю удачи! Пелих Валя»
«Ваня, я очень хочу, чтобы ты попал в деревню к дедушке, но для этого нужно в следующий раз писать куда и кому ты отправляешь. Ты там держись. Желаю удачи! Артамонова Валерия».
«Привет Ваня! Это Илья. Ты помнишь то письмо, которое ты написал своему дедушке, если да, то слушай. Ты написал письмо, но самого главного не написал, надо было ещё адрес своего дедушки, ещё город. Ну и в общем всё, что я хотел тебе сказать. Ну пока. Илья Мытко».
«Здравствуй Ваня Жуков! Пишет тебе ученица 2 Б класса Соня Потапенко. Ваня, чтобы твоё письмо получил дедушка, надо правильно подписать конверт. На конверте надо подписать индекс, полный адрес (деревня, улица, дом и квартиру), фамилию дедушки. Теперь отнеси на почту конверт, приклей марки и опусти в ящик. Потапенко София».
«Здравствуй Ваня! Твоё письмо дедушка не получит, потому что ты не знаешь его адреса. Но ты не горюй! Я скоро за тобой приеду, и мы вместе поедем ко мне на дачу. На даче мы будем с тобой купаться, загорать, гулять и кататься на велосипедах. Я познакомлю тебя с моими друзьями, и мы будем интересно и весело проводить время. До скорой встречи! Азаренко Сергей».
По окончании встречи многие дети взяли чеховские произведения на абонементе. Это главное! Очень хочется надеяться, что после таких мероприятий у наших маленьких читателей будет уже совсем иное отношение и к героям произведений, и к самому писателю. Ведь они не просто познакомились, а стали настоящими друзьями, за которых волнуешься, с которыми ждёшь новых встреч.

«Сергей Александрович!
Спасибо Вам за стихи…»
Тему для проведения ещё одной гостиной подсказало наличие в нашей библиотеке Есенинского музея. Так появилась идея «Литературных перекрёстков». Что может быть общего у Чехова и Есенина? В ходе подготовки и проведения оказалось, что очень многое.
Перед ведущими стояла непростая задача: за короткое время встречи не только представить каждого писателя, его судьбу, творчество, но и провести параллели, соединить, казалось несовместимое, найти точки соприкосновения двух великих творческих личностей, двух удивительных людей.
Слайды презентации иллюстрируют этапы жизни и творческого пути двух писателей: «Детство», «Юность», «Зрелость», «Последние годы жизни». «Детство Антоши Чехова» — «Детство Серёжи Есенина». Биография каждого подаётся через письма, воспоминания, то есть через фактический материал.
Во второй части мероприятия мы не только подводим итоги, но и ищем то, что объединяет Чехова и Есенина: любовь к животным, к своей стране, душевная боль за Родину, неприятие лицемерия, ханжества. Каждая мысль подтверждается документально. Получается обстоятельный рассказ, серьёзный, неоднозначный, но интересный.
Подвести итог нашей встрече мы решили, используя эпистолярный жанр, и обратились с просьбой к присутствующим: «Напишите письмо одному из героев нашего вечера: Антону Павловичу Чехову или Сергею Александровичу Есенину. У вас есть возможность высказать им слова благодарности, поделиться своими мыслями, спросить о сокровенном».
Вот, что получилось. Итак, «Я Вам пишу…»
«Антон Павлович! Ваши произведения оставляют в душе настолько неизгладимый след, что вас могу с уверенностью назвать “доктором моей души”. Большое спасибо за Ваши произведения, которые можно перечитывать и, перечитывая, каждый раз открывать что-то новое»
«Сергей Александрович! Огромное спасибо Вам за стихи. Пишу как учитель, проработавший в школе с детьми начальных классов. Дети с удовольствием слушают, читают и заучивают Ваши простые и в то же время такие ёмкие строчки. А что говорить о нас? Мы не только читаем, но и поём ваши чудесные произведения. И сожалеем о том, как многого Вы не успели…»
«Спасибо Вам, Антон Павлович! Спасибо тебе, Серёжа! За радость, за достойное отношение к окружающему миру, за то, что Вы просто были  в этом мире, на этой Земле»
«Сергей! Я восхищена всем Вашим творчеством. Очень жаль, что Вы так рано ушли! Сколько радостных, а порой и грустных минут могли принести Ваши стихи, которые вы могли написать, если бы жизнь Ваша была дольше. В заключении я хочу признаться Вам в любви. Я Вас люблю, Сергей Александрович!»
«Антон Павлович! Ваши рассказы — отражение сегодняшней России. По ним я, человек социально неадаптированный, излишне прямолинейный и искренний, во многом смогла понять особенности нашей жизни. Те особенности чиновников, “мелких людей”, которые описаны в ваших рассказа (сатирически или трагически) они и сейчас живут, остались в наших людях, начальниках, власть предержащих. Чтобы выжить в этом обществе, нам важно, нужно это знать. Иногда и мне приходилось поступать так, как описано в рассказах, но не потому, что хотелось, а чтобы приспособиться к этому миру, и “петухом петь” и пр. Ваши рассказы — моя настольная книга, учебник жизни, “анестезия” для души. Спасибо вам, что Вы понимали и принимали маленького человека».
 «Дорогой Антон Павлович! Вы являетесь одним из любимых моих авторов. Я с удовольствием читаю и перечитываю ваши сатирические рассказы. И если бы мне пришлось лететь на Луну, то сборник Ваших рассказов я взяла бы обязательно с собой. Спасибо за то, что Вы жили, за Ваши прекрасные произведения, которые учат жизни и помогают всегда оставаться нравственным человеком».
После таких строк хочется воскликнуть: «Читайте классику! Это кладезь мудрости для сердца и души!».

Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы