Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (126)'10 - Библиотечное общение
Пространство сближения


Наталья Леонидовна Голубева, доцент кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук



Современная детская библиотека является не только хранилищем информации, но воспроизводит, поддерживает саму культуру, формируя у читателя потребность в культурно значимой информации.
 


Осуществление социально-экономических реформ и демократических преобразований, сохранение единства и стабильности в обществе невозможно без развития культуры, духовного обогащения личности, сохранения национального культурного наследия, создания соответствующей общекультурной, образовательной основы. В начале XXI века перед российским обществом встала сложнейшая задача — утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития личности и роста её духовного потенциала.
Сущность гуманизации общества проявляется в смещении акцента с социоцентризма на антропоцентрическую модель развития и воспитания подрастающего поколения. Социальное развитие невозможно вне гуманистического фундамента. В условиях глобализации осуществляется взаимопроникновение культур и одновременно обособление или культурная регионализация. Это смещает акценты с социализации как процесса подготовки личности к жизни в обществе в сторону инкультурации как необходимости освоения социокультурного пространства, которое сегодня характеризуется мозаичностью, мультикультурностью, полиэтничностью. Таким образом, в формировании личности возрастает роль инкультурации как процесса освоения окружающей культуры, вхождения в социокультурное пространство. Психолого-педагогические проблемы восприятия ценностей и норм культуры выступают главным содержанием передачи социального и культурного опыта в воспитании, образовании посредством социокультурных институтов, среди которых необходимо выделить семью, школу, библиотеку, осуществляющих творческую деятельность нового поколения, в структуре которой чтение рассматривается как рациональный способ передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством.

Проблема чтения=
проблема безопасности России?
Чтение в современной культуре всё ещё выступает как традиционная общечеловеческая ценность, но в контексте происходящих в обществе социокультурных изменений, распространения новых информационных технологий трансформируются его характер, содержание и функции. Под влиянием процессов глобализации и информатизации, в связи с изменением духовных (идеологических) и экономических структур российского общества в сфере информационных потребностей, чтении произошли существенные изменения. Так, современные исследователи отмечают, что в чтении подрастающего поколения наблюдается преобладание доли функционального (учебного) чтения с одной стороны, и замены творческого чтения как личностно-значимой духовной деятельности, предопределяющей воспитательную и познавательную ценность литературы и чтения, на развлекательное (досуговое) — с другой.
Чтение — традиционный способ освоения культуры общества и социального опыта предшествующих поколений, сохранения культуры и истории. В современном обществе кризис в чтении детей и подростков нарастает пропорционально потокам массовой информации, насаждающих тот слой телевизионной и интернет-культуры, который отрывает личность от общечеловеческих ценностей.
«Размытость» культурных ориентиров осложняет процесс инкультурации личности, придаёт ему непредсказуемый, стихийный характер. В этих условиях проблема концептуального осмысления миссии библиотеки, прежде всего детской, школьной, публичной, перерастает в проблему национальной безопасности России. Современная библиотека является не только хранилищем информации, циркулирующей в обществе. В контексте инкультурации личности детская библиотека воспроизводит (поддерживает) саму культуру, формирует у читателя потребность в культурно значимой информации.

Миссия инкультурации
Как целостное общественное явление детская библиотека является сложным институциональным объектом. Это обусловлено тем, что её пользователями являются не только детская аудитория, но и взрослые . Полярный характер особенностей восприятия информации этих психофизиологически различных категорий определяет специфику межпоколенческой передачи культурного опыта в условиях детской библиотеки. Необходимы новые научные подходы, позволяющие в полной мере реализовать процесс инкультурации индивида библиотечно-библиографическими средствами детской библиотеки.
Научные исследования в области теории руководства чтением детей и подростков, теории библиографии детской литературы направлены, в том числе на совершенствование деятельности детских и школьных библиотек. В то же время в современном отечественном библиотековедении детская библиотека не отражена как объект целостного изучения. Сегодня можно констатировать сформированность теории руководства чтением детей на фоне отставания разработки теоретических основ деятельности детской библиотеки, что приводит к развитию чтения детей и детской библиотеки как отдельных явлений в сфере культуры общества, препятствует развитию новых форм в деятельности библиотеки по инкультурации личности.
В освоении информационных и личностных ресурсов детской библиотеки не только проявляются такие психологические механизмы инкультурации, как восприятие, усвоение, осмысление культурной информации посредством чтения, но активизируется процесс творческого развития личности ребёнка библиотечно-библиографическими средствами и методами, что определяет завершённость его интериоризации.
Именно институциональные механизмы инкультурации (культурная трансмиссия) — семья, детская субкультура, социокультурные институты (СМИ, школа, учреждения дополнительного образования, клубы, музеи и др.) — определяют направленность интегративной деятельности детской библиотеки как специализированного института инкультурации личности. Информационное пространство библиотеки сочетает разные уровни культурной трансмиссии, что проявляется в интеграции институциональных, информационных и личностных ресурсов инкультурации личности ребёнка.
Таким образом, инкультурация личности ребёнка отражена в миссии детской библиотеки — формировании системы передачи нормативных предписаний культуры, социальной жизни и вхождения в нормативную структуру культуры, освоения культурных ценностей общества, их изменения и коррекции. Информационное пространство детской библиотеки детерминируется миссией инкультурации, проявляющейся в реализации аксиологических принципов в хранении, создании и передаче культурно-значимой информации, воспроизводящей смыслы культуры для нового поколения. Дидактический характер восприятия как первичного уровня (универсального фонда информационных ресурсов детской библиотеки)1, так и вторичного (библиографического, вторично-семантического) опосредуется задачами интериоризации обобщённого опыта человечества в аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.

Взрослая культура vs культуры
детей?
Инкультурация индивида в процессе воспитания и образования должна воспитывать в нём субъекта культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать (трансформировать) культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сообщества, то есть по существу формировать личность, социально адекватную актуальным потребностям этого сообщества. Особенностью инкультурации в детском возрасте является превалирование роли взрослого — транслятора культурного опыта, что непосредственно отражено в природе детской библиотеки.
В то же время мы наблюдаем сегодня и такое проявление кризиса инкультурации подрастающего поколения, которое проявляется в процессе отграничения культуры детей от культуры взрослых. Социокультурные процессы стремительно глобализирующегося информационного общества привели к очевидному разрыву между «культурой взрослых» и «культурой детей». Несмотря на противодействие школы и части средств массовой информации, детская субкультура в соответствии с её социально-психологическими потребностями всё больше институализируется, одновременно вытесняя книжную культуру из своего поля.
Читательский негативизм можно отнести к одной из форм девиантного поведения, спровоцированного условиями кризисной инкультурации. Эта проблема выдвигает осознание детской библиотеки как культурного транслятора между культурой взрослых и культурой детей, то есть создаёт дихотомическое поле изучения и развития библиотеки как института трансляции культуры, способствующего стабилизации общества. Ориентированная на потребности ребёнка, библиотека одновременно сохраняет и транслирует культурные ценности организатору детского чтения как профессиональной группе — библиотечным специалистам, так и педагогам, воспитателям, родителям. Последние в этой группе потенциальных организаторов чтения детей наименее компетентны в вопросах детского чтения.
Сохранение детской библиотеки в обществе — это вопрос сохранения и развития коммуникативного пространства сближения культуры взрослых и культуры детей, посредством которого развивается культура общества.

Пространство детской библиотеки
Понятие субъекта пространства детской библиотеки имеет смыслообразующую роль, как и вытекающее из него понятие информационных потребностей пользователей детской библиотеки. Феномен данного пространства обусловлен отражением в нём всей сферы развития детства, что определяет в качестве объекта дихотомическую пару «ребёнок—взрослый». Детская библиотека, как и любая другая библиотечная система, является полем циркуляции информации, в которой библиотекарь—руководитель чтения и ребёнок—читатель (потребитель информации) соединены в едином коммуникативном пространстве. Безусловно, ребёнок (дошкольник, читатель младшего школьного возраста, подросток) изначально является объектом деятельности детской библиотеки, руководителя чтения. Следует отметить, что в качестве субъекта пространства выступает и взрослый как посредник на обоих уровнях (первичном и вторичном). Феномен пространства детской библиотеки обусловлен полярностью информационных потребностей детей и взрослых — руководителей чтения. Информация, адресованная ребёнку, сосредоточена непосредственно на нём. Информация, адресованная взрослым (как библиотечным специалистам, так и родителям, учителям, воспитателям), опосредована вторым, «внутренним»2 читательским назначением — возрастной группой детей. Безусловно, «внутреннее» читательской назначение определяет содержание информационных ресурсов детской библиотеки, предназначенных для взрослого потребителя.
Освоение информационного пространства детской библиотеки есть исходная точка познания и присвоения личностью ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, следовательно, определённым результатом освоения субъектом — личности нового поколения культуры общества, развития всего потенциала творческих возможностей.
Деятельность детской библиотеки будет более эффективно отвечать процессу инкультурации личности в современном обществе, если на уровне библиотечного сообщества она будет осмыслена как специализированный институт инкультурации личности, формирующий пространство детства, направленный на освоение культуры социума и социального опыта. Как социокультурное явление библиотека испытывают воздействие самосознания общества, которое активно использует источниковедческую и теоретическую базу, представленную философией и общественными науками, в результате чего вырабатываемые понятия о детской библиотеке как явлении культуры становятся самоопределяющими факторами общественной жизни. Заимствуя философские и другие научные представления о себе, объект способен переосмысливать их и вырабатывать свои собственные, то есть в эпистемологическом смысле «объект» перестаёт быть объектом и становится мыслящим и рефлексивным общественным образованием, своего рода интеллектуальным пространством.3
Детская библиотека, рассматриваемая в данном контексте, безусловно, наделена интеллектуальными функциями мышления и рефлексии. Это подтверждается её природой, где вся совокупность библиотечно-библиографических средств и методов направлена на интеллектуальное развитие личности ребёнка. Приписывание институтам как субъектам интеллектуальных функций логично вытекает из тезиса о существовании последних как интеллектуально-общественного феномена. Интеллектуальные функции как бы «экстериоризуются» культурно-образовательными институтами, вследствие чего мы воспринимаем и их самих мыслящими и рефлексивными «общественными образованиями». Собственно, именно благодаря такому экстериоризованному существованию интеллектуальных функций и возможна их культурно-историческая трансляция посредством институтов. Специфика же культурных и образовательных институтов состоит в том, что они обеспечивают восстановление культурного пространства для индивида посредством своего информационного пространства, в котором возможна интериоризация интеллектуальных функций как их «примерка на себя» и присвоение-освоение.
В отношении детской библиотеки трактовка её как некоего культурного (информационного) пространства рассматривается нами и в контексте информационной сущности библиотеки. Соответствующее требование — «вмещать» представления об интеллектуальных функциях — должно накладываться на понимание информационного пространства как внутреннего социокультурного пространства культурных и образовательных институтов. В соответствии с концепцией механизма рефлексивности социальных процессов (Московский методологический кружок /ММК/, Г. П. Щедровицкий) в методологическое понимание институциональности включено признание соотнесённости институциональной формы (структуры института и действий культурно-образовательного характера) и типа того содержания, которое будут вносить люди, занимающиеся в тот или иной момент данной деятельностью.4 Это означает, что сама институциональная форма является содержательной: она отвечает некоторой содержательной «собственной институциональной», значимой для культуры данной исторической общности людей ценностной Идее (как, например, наука — Идее Стремления к Истине, школа и вуз — Идее Образования, библиотека — Идее трансляции и трансформации культуры от одного поколения к другому, то есть реализации культуросберегающей, культуроформирующей и культуротворческой функций). Осмысление такой идеи гражданским обществом будет способствовать сохранению и развитию исходного культурного смысла и предназначения библиотеки и не позволит выродится в псевдоформу, впасть в процесс «разбиблиотечивания» (А. В. Соколов). Да, приходится констатировать тот факт, что для тех, кто стремится использовать ресурсы детской библиотеки не столько в целях развития своей духовной культуры, сколько лишь для освоения обязательного минимума знаний, необходимого для получения аттестата о среднем образовании, библиотека выступает именно как «превращённая форма». Отвечая всем формальным признакам библиотеки, она невольно подводит читателя-потребителя информации совсем к другой идее.
Реализация детской библиотекой общесистемной задачи общества — инкультурации и социализации подрастающего поколения — возможна только во взаимодействии с другими социокультурными институтами. Это объективное требование диалектики взаимодействия в процессах социальных изменений общественного и личностного начала. Концепция детской библиотеки как института инкультурации личности, отражающая интеграцию информационных, личностных и институциональных ресурсов, ведёт к пониманию детской библиотеки как пространства поддержки, развития и взаимодействия таких культурных институтов как детская литература, детское чтение, творческое чтение, руководство чтением детей и подростков, семейное чтение, библиография детской литературы, информационная культура личности. Именно в интеграции с образовательными, воспитательными, культурными институтами проявляются уникальные свойства детской библиотеки как неотъемлемой составляющей формирования нового поколения российского общества.

С автором можно связаться:
subrosa1@yandex.ru
1 Первичный уровень включает хранение и использование информации, воссоздающей для пользователя детской библиотеки весь универсум развития детства, зафиксированного на материальных носителях. Читательское назначение отражается в содержании, отраслевом, жанровом и видовом разнообразии фонда детской библиотеки. Носителями культурных смыслов для пользователей детской библиотеки сегодня становятся не только книжные фонды, но и электронные, мультимедиа ресурсы.
2 Дулатова А. Н. Феномен библиографии детской литературы: теоретико-методологический анализ: Монография. — Краснодар, 2000. — 221 с.
3 Флиер А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ // Общественные науки и современность. — 2002. — №1. — С. 166–183.
4 Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. — М., 1993. — 153 с. Щедровицкий П. Г. Мышление—Понимание—Рефлексия.


Анализируется концепция детской библиотеки как института инкультурации личности.
The author analyzes the concept of children’s library as an institution of inculturation of the individual.
Детская библиотека, детская литература, детское чтение, информационная культура личности
Children’s library, children’s literature, children’s reading, personal information culture

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы