Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
гафрированная труба для теплого пола купить
для вас на сайте www.Tovarnieznaki.Ru срочная регистрация товарного знака москва
Архив журналов - № 11 (125)'10 - Методическая работа
От науки — через методику — к практике


Галина Михайловна Пальгуева, заместитель директора Нижегородский государственной областной детской библиотеки по научно-методической работе



Статья о методической деятельности НГОДБ была уже практически написана, но не отпускало ощущение, что чего-то в ней не хватает. Зудел в мозгу вопрос: чем же наша работа отличается от работы
других региональных методических центров?


Заглянув на сайты областных детских библиотек, пришла к выводу, что по большому счету мы с коллегами движемся в одном направлении, но … особенность нашего времени заключается как раз в том, что перемены и реформы, кроме трудностей и проблем, дают нам шанс обрести «лица необщее выражение». Какими же я увидела своих коллег? Екатеринбург — разработка информационных технологий для новых стратегий чтений, Саратов — «впереди планеты всей» в вопросах компьютеризации библиотечных процессов, Архангельск — совместные проекты с зарубежными коллегами, Орёл — эффективная общая работа с литературными музеями города, Липецк — психолого-социологические исследования, Волгоград — исследование истории Павленковских библиотек, Ставрополь — создание медиацентров.
Этот перечень неполон и характеризует работу ОДБ в целом, но без хорошо налаженной научно-методической и исследовательской деятельности всего коллектива здесь не обошлось.
Выразить признательность моим коллегам, методистам областных детских библиотек за те идеи, за тот неустанный поиск своего почерка, что вдохновляют и не дают разрушить систему методического обеспечения в библиотечном деле — вот с чего надо начать статью. Спасибо вам, коллеги!

Суть — вечный поиск
Разрушается или изменяется? Творец или функционер? Именно в этих словах сосредоточена суть непрекращающихся споров о методической службе, о методистах. В статьях приводятся самые разные доводы «про» и «контра». Большинство авторов утверждает, что происходит не разрушение, а поиск новых подходов, и это естественно, потому что нормальное состояние методической работы — вечный поиск.
Поддерживать это состояние помогают очные контакты с коллегами из библиотек России и Нижегородской области. При этом практически каждый, кто побывал на нашей нижегородской земле только за последние пять лет, чем-то запомнился. Самых добрых слов заслуживают те, кого в методическом просторечии мы называем «приглашёнными специалистами», те, кто в личном общении или через статьи в нашем журнале «Детское чтение», поднимают планку профессионализма и творчества для сотрудников НГОДБ и нижегородских библиотекарей: И. И. Тихомирова, Е. Н. Томашева, В. А. Бородина, Т. З. Адамьянц, Н. В. Бубекина, В. П. Чудинова, О. Л. Кабачек, О. И. Мургина,
Н. Г. Малахова, И. Н. Арзамасцева,
Т. В. Рудишина, С. Г. Матлина, Г. С. Ганзикова, В. Я. Аскарова.
А какой же видится методическая служба Нижегородской государственной областной детской библиотеки коллегам из других регионов? У кого-то она ассоциируется с летней библиотечной школой «Лидер», Всероссийскими научно-практическими конференциями по актуальным темам, у кого-то — с журналом «Детское Чтение», у кого-то — с именем её многолетнего директора Анны Павловны Капишниковой.

Момент истины
Методическим центром НГОДБ является 55 лет. Становление, развитие, совершенствование — всё это было, и процесс совершенствования продолжается. Было понимание методической работы, как административного руководства, было преобладание контролирующих функций, но были и поиски нового образа нашей специализации. При этом методическая работа НГОДБ никогда не замыкалась в стенах библиотеки.
Всего несколько примеров. Год 1972. По инициативе директора библиотеки А. П. Капишниковой приказом начальника областного управления культуры утверждено «Положение о научно-методическом совете».1 В состав этого общественного органа входили представители партийных, комсомольских, профсоюзных организаций. Целью Совета являлся контроль за деятельностью библиотек всех ведомств, обслуживающих детей в Нижегородской (тогда Горьковской) области. Однако изучение архива НМС говорит о том, что фактически это была исследовательская и аналитическая лаборатория поиска и внедрения всего нового, что существовало тогда в профессии и способствовало, говоря сегодняшним языком, продвижению чтения в социум.
С 1975 года НГОДБ участвовал в проведении эксперимента по теме «Научные основы воспитания культуры чтения» в соответствии с программой ГРДБ РФ и НИИ Художественного воспитания АПН СССР. Эта тема оставалась ведущей в научно-исследовательской работе до середины 1980-х. Результаты эксперимента эффективно внедрялись через систему районных научно-практических конференций. В 1985 году на областной научно-практической конференции с участием представителей органов образования, НИИ художественного воспитания и РГДБ были подведены итоги, изданы соответствующие рекомендации для внедрения в практику работы детских, школьных, сельских библиотек.
На сегодняшний день стратегической остаётся именно эта парадигма: от науки через методику к практике. Такую цепочку многие склонны объявить устаревшей, но куда от неё денешься? Конечно, если названная цепочка представляется простым вектором доставки «ценных указаний» сверху вниз, то в методической деятельности можно обнаружить, всего лишь хорошо знакомую, несомненно, нужную, но не всегда интересную в своём однообразии работу по повышению квалификации.
На самом деле эта сцепка не является жёсткой, а потому не исчерпала ещё своих возможностей, особенно, если представить её в виде символа бесконечности — восьмёрки, свободно функционирующей как горизонтально, так и вертикально. Более того, можно предположить, что именно здесь находится тот момент истины, который позволяет методическим службам приобретать искомое «лица необщее выражение».

«Целесообразность и предвидение»
Думается что особенностью НГОДБ как методического центра является реализация «принципа текущей практической целесообразности и перспективного стратегического предвидения».2 Происходит трансформация методической деятельности: от контроля за выполнением показателей до поиска новых способов и путей совершенствования библиотечного обслуживания, разработки и предоставления методических услуг и удовлетворения профессиональных потребностей библиотекарей. Ограничусь характеристикой системы методического обеспечения в условиях двухуровневой структуры современной организации библиотечного дела, сложившийся в НГОДБ, а также несколькими примерами партнёрской и научно-аналитической работы.
Система научно-методического обеспечения детских библиотек представляет собой скоординированную работу научно-методического центра и внутренних отделов НГОДБ. Включёнными в эту систему можно считать методические службы по работе с детьми муниципальных библиотек области. Они вполне самостоятельны, но активно используют рекомендации по работе библиотек с детьми, ежегодно выпускаемые НМЦ НГОДБ, другие возможности сотрудничества. Хотя в области в основном сохранились ЦБС, имеются примеры перехода библиотек на поселенческий уровень, создание межпоселенческих методических центров, которые никоим образом не выпадают из системы.
Проводником и координатором преобразовательных идей в НГОДБ является научно-методический центр.
С 2005 года в его состав входят: сектор библиотечных исследований, сектор методологии детского чтения и организационно-методический отдел. Цель структурных преобразований — закрепление новых подходов к методической работе, в переходе от командных методов руководства деятельностью библиотек к обеспечению многоаспектного сотрудничества с ними.
Сектор библиотечных исследований НМЦ НГОДБ сосредоточил свои усилия на проведении как традиционного мониторинга плановых показателей, так и более широкого изучения библиотечных проблем. Разработаны и реализованы программы областных исследований «Роль книги и чтения в жизни семьи в век новых технологий», «Чтение детей в современном мире», «Твои сверстники в Интернете», исследований посвящённых профессиональному самосознанию: «Я — детский библиотекарь». Анализ социально-культурной, инновационно-практической деятельности детских библиотек области проводится в рамках ежегодного анкетирования: «Удачи и проблемы года». Регулярно пополняются информационно-методические банки данных: «Социально-культурная деятельность детских библиотек области» и «Исследовательская работа детских библиотек». Выпущены итоговые сборники: «Практика библиотечных исследований: Нижегородский аспект», «Портрет читательской семьи в зеркале библиотечных исследований» и др. Рекомендации к проведению исследовательских мероприятий библиотек разных уровней включаются в программы семинаров, зональных практикумов, в ежегодные сборники по планированию работы библиотек с детьми.
Сектор методологии детского чтения осуществляет накопление, хранение и предоставление информации о наличии в НМЦ различных методических пособий, статей, рекомендаций, советов о научных методах организации библиотечного облуживания детей и продвижения чтения. Создан специальный фонд периодики, картотека методических материалов, фонд инновационных разработок детских библиотекарей России и Нижегородской области, база данных регламентирующих документов, готовятся материалы для создания ЭБД инновационного опыта. Осуществляются интернет-консультации для методистов ЦБС области. Одна из центральных задач сектора — отслеживание, изучение, систематизация различных методик детского чтения. Результаты — дайджесты соответствующего опыта — регулярно издаются и предоставляются в распоряжение коллег.
Организационно-методический отдел возглавил работу отделов НГОДБ по традиционным направлениям оказания консультационной, практической помощи, организации областных учебно-образовательных мероприятий, акций, конкурсов для детей и библиотекарей.
В результате координирующей работы НМЦ и вовлечения отделов обслуживания, справочно-библиографического, руководителей детского чтения, краеведения и российской истории, информационно-правового центра «Детство», отделов фондов создаются такие организационные условия, которые повышают эффективность методической и позволяют НГОДБ иметь своё лицо среди 76 крупных региональных методических центров России.
Только в течение 2008-2009 годов сотрудники НМЦ и ведущие специалисты библиотеки приняли участие в работе РБА, Творческой лаборатории «Библиотека. Книга. Общество» (Геленджик); форума школьных библиотекарей ПФО (Ульяновск); ежегодного Международного форума на Нижегородской ярмарке «Новые технологии в управлении», Всероссийской рабочей встрече «Социолог и психолог в библиотеке» (Москва), межрегиональном семинаре «Организация воспитательного досуга в детской библиотеке» (Иваново), II съезде детских библиотекарей «Норд-вест: векторы чтения» (Псков). В журналах «Библиотека», «Библиотечное дело», «Новая библиотека» публиковались статьи, освещающие работу НГОДБ как центра чтения и методического обеспечения. Следует также упомянуть ежегодный анализ ведущими специалистами отчётов муниципальных библиотек и составление информационно-аналитического сборника статей «Дети. Чтение. Библиотека: Новации, Традиции. Опыт» по итогам работы детских библиотек области.
Современное звучание методической работы проявляется в том, что НМЦ и отделы обслуживания совместно участвуют в различных партнёрских проектах. Одна из самых удачных — ежегодная рекламная акции «Будем читать!» по продвижению чтения, проводимая совместно с отделами обслуживания, образовательными и общественными организациями.
Стоит также назвать несколько проектов федерального уровня. В 2007 году в рамках конкурса «Культура России» при участии отдела краеведения и российской истории и совместно с отделом автоматизации реализован проект создания Виртуальной библиотеки государственной символики. В 2009 году осуществлён партнёрский проект с Российским книжным союзом и фондом «Русский мир»: в Неделю детской книги на территории нашей области высадился литературный десант. Литературный. «Десантники» — известные российские писатели А. Гиваргизов, С. Георгиев,
В. Сотников, А. Берсенева, С. Белорусец, Э. Веркин — исколесили область вдоль и поперёк. Организационно-методический отдел НГОДБ совместно с ЦДБ ЦБС 35 районов организовали более 60 встреч, а также круглый стол по проблемам современной детской литературы.
Значительное место в общей работе занимает поддержка развития инновационного процесса в рамках подпрограммы «Детское чтение» областной программы «Развитие культуры Нижегородской области на 2006–2010 гг». В рамках программы — областных мероприятий для читателей-детей: Неделя детской книги, летнего чтения, конкурсов детского творчества. Большая организационная и экспертная работа осуществляется в рамках ежегодного конкурса на соискание премии Департамента культуры Нижегородской области в области библиотечного дела. Этот конкурс — мощная социально-творческая лаборатория. В его орбиту вовлечены библиотекари, общественность, администрации муниципальных районов. Итоги конкурса имеют практический выход: в аналитическом сборнике «Детские библиотеки — лауреаты конкурса» представляются наиболее креативные находки.
Научно-методический центр вместе со всем коллективом НГОДБ активно осваивает методы экономической, маркетинговой, пиар-деятельности.
Ещё одно направление партнёрской и одновременно социально-аналитической деятельности — составление экспертных оценок работы координационных советов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период по итогам выездов в районы области совместно с Департаментом образования и Управлением соцзащиты.

Всегда на связи
Стремление к рефлексии, созданию системы обратной связи привело к тому, что НМЦ НГОДБ ещё в 2005 году предложил районным методическим центрам творчески проанализировать свою работу, используя «Перечень проблематики методической работы». В качестве приложения к годовому отчёту на выбор следует:
• предложить библиотекарям написать мини-сочинение на тему: «Дети стали хуже читать, или мне это только кажется?»
• разработать схему анализа (паспорта) массового мероприятия.
• пофантазировать на тему: «Дистанционное, виртуальное обучение сельских библиотекарей» (темы, идеи, достоинства, недостатки ...)
• написать обращение к молодым библиотекарям, в котором изложить миссию библиотеки, посоветовать, как стать успешными, получить удовлетворение от работы.
Всего в «Перечень» вошло 17 пунктов. По итогам предложений в НМЦ НГОДБ был составлен «Паспорт массового мероприятия», который сразу же оказался востребованным библиотекарями, а для методистов стал надёжным ориентиром при анализе отчётов библиотек-филиалов. Используют «паспорт» и некоторые руководители ЦБС.
Целенаправленная работа по компьютеризации библиотек, осуществляемая Департаментом культуры, занятия в летней библиотечной школе «Лидер-05», посвящённой методике составления электронных презентаций, обучение на компьютерных курсах информационно-ресурсного центра «Культура» — всё это позволило сделать огромный шаг вперёд. Сегодня в организации виртуального обучения и обратной связи НГОДБ с муниципальными библиотеками заметную роль стали играть интернет-консультации, собственные медиаресурсы разработанные НГОДБ, включающие в себя электронные презентации методических консультаций по разным темам.
Современная система методической работы, лишившись вертикальной иерархической жёсткости, не может не включать в себя методическое звено муниципальных библиотек. Центральные детские библиотеки ЦБС являются не только объектами, но и субъектами системы методического обеспечения библиотек, работающих с детьми. Они репродуцируют в своей работе ту же стратегическую цепочку: наука-методика-практика, также как НГОДБ, добавляя к ней организационно-аналитическую, программно-проектную и пиар-деятельность. Нелишними будут несколько примеров в подтверждение сказанного.
В годовых отчётах последних лет отмечается увеличение доли научно-практических консультаций районных методических центров по таким вопросам, как «Роль библиотечной среды в творческом развитии детей», «Детская библиотека как центр межличностного общения и вовлечения детей в книжную среду», «Детская библиотека и детское чтение в развитии личности ребенка» и т. д. Для консультаций использовался опыт НГОДБ, а также Ленинградской, Пермской, Орловской, Мурманской, Челябинской областных детских библиотек.
Обращает на себя внимание продолжающаяся и качественно улучшающаяся во многих районах методическая поддержка проектной деятельности библиотек. Методисты ЦДБ научились достаточно грамотно составлять программы, планы и отчёты. Следующая задача — научиться представлять свои программы в существующем правовом поле, осуществлять их рецензирование и согласование в администрации города и органах культуры.
Из отчётов методических служб муниципальных библиотек можно увидеть, что они разрабатывают рекламную продукцию, готовят информацию для рекламных акций. Более 70% методистов по работе с детьми являются авторами статей и заметок в местной периодической печати. Увеличивается количество анкетирований с целью выявления уровня информированности библиотекарей о новых технологиях в библиотечном деле, об уровне начитанности библиотекарей, об отношении к своей профессии.
Среди новшеств можно отметить проведение совместных семинаров ЦБС соседних районов (Чкаловск—Балахна). Эта инициатива снизу совпала с намерением НМЦ НГОДБ внести изменения в сферу профессионального обучения. В 2009 году успешно внедрена система «кустовых» практикумов. Участниками практикумов становятся не зам. директора и методисты, как это бывает на семинарах, а рядовые сотрудники отделов обслуживания. Занятия проводятся исключительно в форме тренингов, деловых игр, мастер-классов, на которых происходит отработка навыков публичных выступлений, художественного чтения с обсуждением, создания библиотечного дизайна, написания пресс-релизов, разработка нетрадиционных выставок
и т. д.

Болевые точки
Разумеется, в работе НМЦ НГОДБ и методических центров ЦБС имеются не только успехи и достижения, но и проблемы. Наиболее сложные — это те, что связаны с налаживанием взаимодействия в условиях административно-правовых преобразований, внедряемых 131ФЗ.
Следует иметь в виду, что всего в 22 (из 50) ЦБС имеются штатные единицы методиста по работе с детьми. Это само по себе снижает качество методического обеспечения. Ситуация осложняется тем, что в большинстве своём методисты по работе с детьми входят в состав объединённого методико-библиографического отдела ЦБС. Это логично.
В сельских библиотеках, как правило, один человек проводит работу и с детьми, и со взрослыми. С организационной точки зрения удобнее и менее затратно проводить методические мероприятия совместными усилиями ЦБ и ЦРДБ. Вместе с тем, тот факт, что непосредственное рабочее место методиста по работе с детьми зачастую находится не в детской, а во взрослой центральной библиотеке, говорит о недооценке руководством ЦБС особенностей детской психологии, детского чтения и соответственно форм и методов библиотечной работы с детьми. Следовательно, идёт снижение информационного ресурса методических материалов в помощь библиотечному обслуживанию детей, его растворённость в общем фонде, и невысокая эффективность использования. Есть основания полагать, что методисты по работе с детьми, удаленные от фонда детской литературы, от живой работы с детьми, испытывают затруднения в выполнении своих прямых функций. Одновременно данная ситуация повышает нагрузку на заместителей директоров по работе с детьми, заставляя их распылять свои усилия между хозяйственно-административными и методическими проблемами.

Делая невозможное возможным
«О бедном методисте замолвите слово» — так называлась одна из статей в профессиональной периодике. Вот и я замолвлю своё словечко. Конечно, проблем у методистов немало. Но, полагаю, что мы как раз «богатые» — если подразумевать под этим ощущение творческой наполненности, нужности, самореализации.
«Методисты побуждают библиотекарей к активным действиям и сами должны активно действовать в определённой ситуации… Они поддерживают творческий костёр, поддерживают обратную связь между администрацией и персоналом».3 Связь эта принимает самые разные обличия. Например, чертёнка или Деда Мороза. Это я к тому, что в дискуссиях о методистах имеется ещё один аспект. Речь о том, нужно ли методисту самому писать сценарии, принимать участие в массовых мероприятиях, литературных спектаклях? Позволю себе процитировать Евангелие: «Кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царствие Небесном». Трудно сказать, можно ли научить творчеству, но «заразить», пробудить его в других — поистине вершина, овладению, которой нужно стремиться методисту.
В 2009 году НМЦ НГОДБ совместно с информационно-ресурсным центром «Культура» провёл курсы повышения квалификации для группы методистов и библиографов по работе с детьми. Программа была насыщена как теоретическими, так и практическими занятиями, но квинтэссенцией всего увиденного и услышанного стал час профессионального диалога на тему «Методист — это не профессия, а …Что?» Хочется привести несколько высказываний участников этого диалога. Учитывая, что большую часть присутствующих составляли начинающие методисты, не приходится удивляться, что на первых занятиях при заполнении анкеты-знакомства, некоторые совершенно бесхитростно писали: «методист — это человек, разрабатывающий методические материалы, а методическая работа — это работа по проведению и описанию методических мероприятий». Что ж, возможно, это и есть та вершина айсберга, которая видна всем, но которая вряд ли отражает суть профессии. Были, конечно, и другие определения: «методист — это главный человек в библиотеке, после директора»; «генератор идей»; «мозговой центр (самый умный)». Итоги разговора позволяют констатировать: методисты понимают, что в современных условиях библиотечное дело требует, с одной стороны, широких знаний, а с другой — узкой специализации. Методист, может быть, даже в большей мере, чем любой сотрудник, — «это социолог, психолог, педагог, информатор, системотехник, инженер знаний, каталогизатор».4 Эти качества могут сочетаться в одном человеке, но, скорее всего, современная методическая служба требует развития специализированных направлений. Возможно, преобладанием в методических отделах людей с теми или иными профессиональными пристрастиями объясняется основная направленность методической деятельности и работы ОДБ в целом.
Хочется от всей души поблагодарить и «своих» методистов — сотрудников НМЦ, ведущих специалистов НГОДБ. Это настоящая команда профессионалов-единомышленников. Это команда, рабочий день которой, частенько начинается словами: «Слушайте, у меня идея». Это команда, в которой каждый встанет в четыре утра, чтобы встретить гостя из другого города и останется на работе до восьми вечера, потому что таково чувство ответственности за общее дело. Это команда, девиз которой — «Если не я, то кто же»?!» — делает невозможное возможным и создаёт ту самую «узнаваемую» в профессиональном сообществе НГОДБ.
Слова благодарности заслуживают и заместители директоров и методисты по работе с детьми ЦБС, на них в основном ложится работа по изучению и практическому внедрению идей, направленных на сохранение детского чтения, библиотечного обслуживания тех, кого в «казённых» бумагах называют особой группой населения, а по сути — будущее нации: детей и подростков.
Работа продолжается, продолжаются поиски выхода на уровень социально-гуманитарной экспертизы как новой ипостаси методической деятельности.

С автором можно связаться:
palguevagm@rambler.ru

1 Хроника библиотечной жизни: 1919–1954–2004. — Н. Новгород: Нижегор. гос. обл. дет. биб-ка, 2004. — С. 49.
2 Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист библиотеки: формула успеха: научно-методическое пособие / Ю. Б. Авраева, Э. С. Очирова. — М.: Либерия-Бинформ, 2008. — С. 18.
3 Там же.
4 Паршукова Г. Власть над культурным пространством. Библиотека в системе социальных институтов / Г. Б. Паршукова // Библиотечное дело. — 2009. — №7. — С. 20.
Авраева Ю. Б. Талант быть методистом / Ю. Б. Авраева // Библиотека. — 2002. — №.4. — С. 70–71. (Библиотековедение. Теория и практика)
Авраева Ю. Б. Не знаю — научусь. Кредо современногшо методиста / Ю. Б. Авраева // Библиополе. — 2006. — №7. — С. 17–20 (Слово специалисту)
Авраева Ю. Б. Методист: плюсы и минусы /
Ю. Б. Авраева // Библиополе.— 2007. — №9. —
С. 7–10.
Бондарева С. Время потребовало / С. Бондарева // Библиополе. — 2007. — №6. — С. 14–15. (Методическая служба в условиях реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)
Бражникова С. Всё в наших руках? Методическая служба в условиях реформ: Белгородский вариант / С. Бражникова // Библиополе. — 2008. — №5. — С. 2–6.
Ванеев А. Н. Проблемы перестройки методической деятельности /А. Н. Ванеев // Науч. и техн. б-ки СССР. — 1990. — №9. — С. 7.
Грекова Л. Дополнительное обучение: опыт развития / Л. Грекова // Библиотека. — 2008. — №12. — С. 70–75. (Кадры. Профессиональное образование)
Гришина С. Идти вперёд, оглянувшись назад…
/ С. Гришина // Библиотека. — 2007. — №3. —
С. 30–33. (Статус: областная научная. Методический отдел)
Козлова О. Назидательное поздравление для методистов / Козлова // Библиотека в школе. — 2008. — №10. — С. 21.
Кормишина Г. М. Методическая деятельность ЦБС и реформы / Г. Кормишина // Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: Методическое пособие / под ред. С. И. Самсонова. — М.: Либерия-Бибинформ, 2006. — С. 101–103.
Кострова Л. На бройком месте. Современная практика методической службы ЦБС / Л. Кострова // Библиополе. — 2007. — №2. — С. 11–12.
Лащевская В. М. «Собраться вместе — это начало. Удержаться… / В. М. Лащевская // Новая библиотека. — 2005. — №11. — С. 24–28.
Матлина С. Г. Дорогого стоит… Признание о том, что трудно, но интересно стало работать в последнее время / С. Г. Матлина // Библиотека. — 1996. — №4. — С. 14–15.
Скворцова В. Профвстречи как форма обучения / В. Скворцова // Библиотека — 2009. — №2. — С. 75–76. (Кадры. Повышение квалификации)
Суслова И. Методическая работа в поисках будущего / И. Суслова // Библиотека. — 1998. — №1. — С. 36–38.

Статья рассказывает об истории методического центра НГОДБ.
Методическая работа
The article tells about the history of methodological center NGODB.
Methodical work

Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы