Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (125)'10 - Методическая работа
Четыре «И», три «К», или Методическая служба non-stop


Татьяна Романовна Елисеева, заведующая организационно-методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки


Вспоминая слова когда-то популярной песенки «Из чего же сделаны наши девчонки?», я задалась вопросом: а из чего же «сделаны» методисты? Та категория библиотечных специалистов, которых одни называют «элитой» и «белой костью», другие считают бездельниками, утверждая, что «делать им нечего, только указывают да циркуляры шлют».



Когда-то в печати очень активно обсуждался вопрос о необходимости и целесообразности этой службы в библиотеке, об обязанностях методиста, сути методической деятельности и ее необходимости. Думаю, новый всплеск интереса к теме «Методист в библиотеке. Каким он должен быть и должен ли быть?» вызван теми изменениями в библиотечной практике, которые вызваны принятием ФЗ-131, развитием информационных технологий и рядом других факторов.
Почти тридцатилетний опыт работы методистом и заведующей методическими отделами в разных регионах России и разных структурах: районной, городской и областной позволяют изнутри судить об этой любимой мною профессии, о тех изменениях, которые произошли в методической деятельности.
Начинала я карьеру методиста в
г. Заринске, в одной из самых крупных ЦБС Алтайского края. Было достаточно сложно объяснить друзьям и знакомым, чем же я всё-таки занимаюсь.
Проведение обучающих семинаров и рабочих совещаний, командировки в сельские филиалы (до 40 в год), выездные массовые мероприятия на фермы и полевые станы, планы и отчёты (куда же без них!), организация пространства сельской библиотеки для разных групп читателей и масштабные общерайонные мероприятия. Даже мебель приходилось пилить, чтобы соорудить в сельской библиотеке детский уголок или на деле показать, как обычную виниловую пластинку можно превратить в оригинальную вазу для цветов или заголовок книжной выставки.
Не один пуд профессиональной соли съели мы с коллегами-сельскими библиотекарями, видимо, поэтому и выработалась чёткая позиция, которой я придерживаюсь и сегодня: методист — это в первую очередь консультант и помощник, а если и руководитель, то, прежде всего, объясняющий КАК, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ.
Методист территориальной ЦБС и сегодня, как в поговорке, — «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он хорошо знает профессиональный и творческий потенциал библиотекарей, имеет замечательную возможность на практике воплощать свои идеи, апробировать новые формы библиотечного обслуживания. Он в полном объёме владеет информацией о состоянии библиотечного обслуживания в ЦБС, видит перспективы и пути развития, продвигает достижения библиотечной науки и практики, учится сам и учит других. Без методиста не обходится ни одно значимое событие в библиотечной жизни ЦБС, хотя очень часто он и остаётся «за кадром».

Смена терминов — смена концепции
Переезд в г. Челябинск не прервал профессиональную и личную дружбу. Мы переписываемся и созваниваемся с коллегами, рассказываем о событиях и проблемах, встречаемся на российских мероприятиях.
Областная юношеская библиотека — другой уровень, другие горизонты, в первую очередь, связанные с хорошим фондом профессиональной литературы и периодических изданий, доступом к ресурсам сети Интернет, возможностью принимать участие в общероссийских и региональных мероприятиях. Всё это расширяет профессиональный кругозор и вызывает естественное желание поделиться опытом и информацией с коллегами из ЦБС. После профессиональных встреч и общения, как правило, уходит «синдром профессионального выгорания», появляются свежие идеи и мысли.
Определяя задачи методической службы, Е. А. Фенелонов указывал, что основным направлением методической деятельности должно стать «последовательное уменьшение управленческо-регламентирующих и контрольно-инспекторских функций и усиление работы по насыщению библиотек достижениями науки и передовым опытом».
Этот принцип лежит в основе деятельности организационно-методического отдела ЧОЮБ, которую отличает не авторитарный, а консультативный стиль как наиболее востребованный в библиотеках муниципальных образований.
В чём сегодня больше всего нуждаются библиотечные специалисты?
В свежей информации, в знакомстве с новым опытом библиотечного обслуживания. Поэтому мы делаем акцент на выявление и трансляцию лучшего мирового, российского и регионального опыта работы библиотек с молодыми пользователями, стараясь опережать запросы специалистов ЦБС.
Ежегодно каждым сотрудником отдела (два методиста и заведующая) разрабатываются 2–3 новых консультации по актуальным для библиотек темам, способствующие более интерактивному и содержательному обслуживанию молодых пользователей.
Востребованы такие темы, как «Чтение в молодёжной среде: идеи и технологии», «Учимся понимать друг друга. Воспитание у молодёжи толерантности», «Зажигаем звёзды. Проза молодых авторов России», «Организация библиотечного пространства, как средство привлечения молодёжи в библиотеку» и другие.
Все консультации сотрудников отдела сопровождаются мультимедийными презентациями с использованием аудио- и видеоматериалов и проходят в формате информационного микста или дайджеста, виртуального путешествия и т. д.
Методическое обеспечение осуществляется через консультационную, издательскую деятельность, во время выездов в территории области.
Основная идея методических и рекомендательных пособий, выпускаемых специалистами ЧОЮБ — как можно более полно раскрыть тенденции и направления, а также инновационный опыт работы библиотек России, мира и региона с молодёжью, обеспечить библиотекарей муниципальных образований информацией о лучшей литературе для подростков и юношества.
Дважды в год выходит информационный дайджест из опыта работы библиотек «Библиотеки — молодым: опыт работы библиотек с молодёжью», постоянным стал выпуск пособия с рекомендациями по планированию работы с молодёжью, тематические консультации выставляются на сайт библиотеки или высылаются коллегам по электронной почте.
Ежеквартально выпускаемые книжные закладки, буклеты, рекомендательные списки знакомят библиотекарей области с лучшими художественными произведениями современных авторов, что позволяет им более адресно и качественно вести комплектование своих фондов.
Эффективным средством совершенствования деятельности библиотек по-прежнему остается методическое консультирование во время выездов в ЦБС области.
Смена термина несёт и смену его смысловой нагрузки. Если раньше методисты выезжали с фронтальными проверками, экспертной оценкой, то сегодня цель методического консультирования — мониторинг состояния библиотечного обслуживания с целью оказания библиотекам направленной методической помощи, выявление инноваций в работе, трансляция российского и зарубежного библиотечного опыта и т. д.
Общение с библиотекарями области во время выездов позволяет оценить их работу с молодыми пользователями в «реальном режиме», оказать методическую помощь по конкретным вопросам.
Помимо выездов с методическим консультированием мы практикуем выезды по заявкам территорий с участием в обучающих семинарах.
В 2010 году возобновим и такую форму, как день профессионального общения. Коллеги из ЦБС Копейского городского округа познакомятся с работой структурных подразделений областной юношеской, получат консультации специалистов ЧОЮБ, подготовленные также по их заявке, в ходе делового общения — ответы на вопросы. Эта форма повышения профессиональных знаний заинтересовала и коллег ЦБС г. Миасса.

Любая проблема — это шаг вперёд
Сегодня, как и прежде, методисты занимаются и исследовательской, и аналитической, и информационной деятельностью, повышением квалификации и т. д. Функции методической деятельности остались прежними, но наполнились новым содержанием, в первую очередь благодаря применению информационных технологий. Они принесли в методическую деятельность такие широкие возможности, что острой проблемой становится нехватка времени на всё, что хотелось бы успеть.
Методическая вертикаль сегодня размывается. У рядовых библиотек появляется больше возможностей получения и переработки информации, традиционную систему повышения квалификации дополняют дистанционное обучение и профессиональное интернет-общение, на общероссийских мероприятиях всё чаще бывают библиотекари из глубинки.
Социальные сети, например, «Одноклассники.ру» (группы «Школа библиотечного лидерства», «Отличный библиотекарь», «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь» и другие), блоги, форумы, виртуальные методические службы дают возможность обратиться за консультацией к мэтрам библиотечного дела, познакомиться с опытом коллег, сайты — рассказать об интересных событиях своей библиотеки.
Развитие интернет-технологий, конечно, уменьшает информационное неравенство библиотек, но насколько же медленно идёт этот процесс, особенно на уровне ЦБС и сельских библиотек!
Пока остаётся только мечтать о едином информационном библиотечном поле и стараться, по возможности, приблизить это время, по принципу: «Делай, что можешь тем, что имеешь там, где ты есть» (Т. Рузвельт).
Наша профессия интересна тем, что требует постоянного обновления знаний, получения новых навыков и умений. Мне представляется важным и эффективным в работе с молодёжью использование новых педагогических методик с целью развития критического мышления молодых пользователей. Опыт такой деятельности есть, но работают в этом направлении только библиотекари-энтузиасты. Мне кажется, к этому должны подключиться и методисты, объясняя, убеждая, помогая.
На собственном опыте убедилась, что применение даже самых простых методик, например, «броуновского движения» в консультационной деятельности1 положительно влияет на эффективность восприятия информации, скептицизм (к примеру: «О каких информационных технологиях вы говорите при нашем-то финансировании?») уступает место желанию найти нестандартные ответы, под другим углом оценить ситуацию.
Мне кажется очень важной сегодня усиление именно коммуникативной функции библиотеки: деловое общение библиотекарей и читателей, библиотекарей и методистов, руководителей разного уровня помогает понять проблемы друг друга и найти конструктивное решение.
Вопросы толерантного общения тем более важны, что сегодня библиотеки работают с такими ранее не характерными группами пользователей, как будущие и молодые мамы, безработные, условно осуждённые, неформалы и т. д.
На мой взгляд, стремительное развитие социальных сетей, популярность интернет-форумов, блогосферы, появление «живых книг» и «живых библиотек» тоже вызвано потребностью человека в общении.
Освоение и расширение интернет-пространства, особенно в работе с «поколением рождённых с чипом», требует нестандартного подхода, новых знаний в развитии сервисных услуг, ставит перед библиотекарями и методистами новые задачи.
Но любая проблема — это новый шаг вперёд. И чем она сложнее, тем интереснее её решать.

Методическая азбука
Заместитель директора по методико-инновационной деятельности МУК «ЦСДБ им. А. С. Пушкина» г. Сарова Нижегородской области Т. М. Плохотник выделяет три основных качества методиста детской библиотеки — три «К»: компетентность, креативность, контактность.2
Вполне соглашаясь с тем, что эти качества необходимы современному методисту, хочу добавить ещё четыре «И»: интерес, интуицию, инициативность, инновационность.
Интерес к жизни во всех её проявлениях. Это часто позволяет отойти от стереотипов и общепринятых правил с тем, чтобы по-новому взглянуть на проблему и найти новое решение.
На мой взгляд, инновационность — логическое продолжение интереса к различным сферам человеческой деятельности и умение увидеть, как что-то новое можно применить в библиотечной практике. Интуиция позволяет почувствовать то, что пока только «носится в профессиональном воздухе», уловить «запах перемен». Инициативность и умение отстаивать свою точку зрения направляет энергию на претворение новых идей в практической деятельности.
Продолжая этот своеобразный «методический алфавит» или «азбуку качеств современного методиста», можно добавить: «А» — авторитет, «Б» — безотказность в методической помощи, «В» — верность профессии и т. д. Но очень хочется, чтобы в этом алфавите было две буквы «М» — молодой методист.
Серьёзность проблемы в том, что ни одно профессиональное учебное заведение методистов не готовит. Креативные и грамотные выпускники в библиотеку приходят только в силу каких-то личных обстоятельств. Они стараются найти работу и престижней и денежней, хотят жить достойно. Кто их может за это упрекнуть? Библиотеке нужны молодые. Они приносят новую энергию, интересные идеи, по-своему видят перспективу развития библиотек. Чем больше в библиотеке молодых, тем больше свежего ветра, задора и читателей. Молодым специалистам в каждой библиотеке открыт зелёный свет, они получают всестороннюю помощь и поддержку, но в любом случае, нужно время, чтобы вырастить из молодого библиотекаря хорошего методиста.
Методист — это не просто библиотечный специалист, это постоянное самообразование и постоянный поиск нового интересного опыта, генерация собственных идей и претворение их в практику, умение зажечь идеей и не бояться ответственности. Именно поэтому, какие бы изменения не происходили в библиотечном деле, методисты будут необходимы и востребованы, как аналитики, новаторы, пассионарии.

С автором можно связаться:
onbt@unbi74.ru


1 Игровая методика «Броуновское движение» активизирует аудиторию: ведущий задаёт вопрос, кидая одному из участников какой-нибудь предмет, например, мячик. Участник, поймав мяч, отвечает на вопрос и кидает его следующему. Тот, в свою очередь, отвечает на этот же вопрос и кидает мяч дальше. Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнут ответы и мяч не вернётся к ведущему. В конце игры ведущий обобщает ответы и делает выводы.
К примеру, анализ ответов на вопрос: «Современный подросток — какой он?», позволяет получить ценную информацию о взаимоотношениях библиотекарей и читателей-детей.
2 Плохотник Т. М. Заметки из блокнота методиста [Электронный ресурс] / Т. М. Плохотник // Библиотека для молодого поколения в начале 21 века: новые вызовы и новые возможности. «Перезагрузка сознания» — Электронные данные. — Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26343

Статья рассказывает об изменениях, которые произошли в методической деятельности библиотек.
Методическая работа, издательская деятельность библиотек, библиотечные инновации
The article tells about the changes that have occurred in the methodical work of libraries.
Methodical work, publishing, libraries, library innovation

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы