Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (125)'10 - Методическая работа
Инициаторы профессионального развития


Инькова Людмила Моисеевна, учёный секретарь Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

Сегодня, когда идёт переосмысление задач и форм методической работы, особенно остро ощущается дефицит
литературы по этой теме. Выход каждого нового издания становится событием. Не стало исключением и научно-практическое пособие «Библиотеки- методические центры: инициаторы профессионального
развития»
 


К счастью, давно утихли резкие нападки на научно-методическую работу в библиотечной сфере, методическая деятельность уважительно квалифицируется как один из мощных двигателей непрерывного развития любой библиотеки и библиотечной системы в целом. Публикации методистов в профессиональной печати (а их число идёт по нарастающей) вызывают неизменный интерес, поскольку всё чаще представляют собой обобщение живого опыта с опорой на теоретические постулаты. Правда, книг, специально посвящённых рассмотрению особенностей научно-методической работы на современном этапе, пока маловато.
Тем отраднее выход в книжной серии «Современная библиотека», задуманной Г. А. Шашиным и удачно реализуемой издательством информационного центра сотрудничества «Литера», научно-практического пособия «Библиотеки — методические центры: инициаторы профессионального развития». Его авторами выступили учитель–учёный и ученица–практик: Юлия Борисовна Авраева, доцент кафедры библиотековедения Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, и Эржена Самбуевна Очирова, заместитель директора Государственной детско-юношеской библиотеки Республики Бурятия им. Д. Батожабая. Уже сам по себе такой творческий союз предполагал содержательное и многомерное раскрытие темы. И скажем сразу: знакомство с пособием не разочаровывает.
Книга написана людьми, увлечёнными своей профессией, и это отчётливо проявляется и в подборе материала, и в его организации, и в стилистике изложения. Но, правомерно акцентируя внимание на сильных, привлекательных сторонах библиотечного труда, авторы не скрывают и те недостатки, промахи, которые снижают престиж профессии, её общественную значимость.
Отныне и поднаторевший в своём деле специалист, и только осваивающий азы методического искусства может сверить свои размышления с проверенными временем наблюдениями и доказательными выводами авторитетных авторов. Попутно заметим, что библиотечные специалисты Бурятии и в советском прошлом нередко выступали с инициативами, которые оказывали положительное влияние на методическую работу библиотек. Старшему поколению библиотекарей многое говорит имя Ю. А. Хараева, впервые в Бурятии предложившего систему библиотечно-библиографического обслуживания работников сельского хозяйства на районном уровне, при которой районная библиотека выполняла важные методические функции. Государственная детско-юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая одной из первых в стране разработала долгосрочную комплексную целевую программу «Библиотека — культурно-информационный экологический центр для молодёжи», нашедшую отражение в проекте «Сохранение биоразнообразия РФ. Байкальский компонент». Это актуальное направление деятельности библиотеки получило модульное развитие, она стала Победителем четвёртого и третьего Всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению и формированию экологической культуры. В данном научно-практическом пособии достижения библиотечной методической деятельности отнюдь не ограничиваются рамками этого региона, а иллюстрируются примерами многих регионов России: не упущен, пожалуй, ни один наиболее существенный факт, характеризующий библиотеки как методические центры.
Авторы последовательны в освещении главного своего замысла — показать уникальность библиотек-методических центров разного уровня как учреждений, выполняющих одновременно функции обычных библиотек и межпрофессиональных учебных центров, ответственных благодаря координирующей роли за качественное развитие библиотек низового звена. Продуманная, логичная структура пособия позволяет от главы к главе и от параграфа к параграфу углублять знания и получать дополнительные аргументы в понимании того, при каких оптимальных условиях методические центры действительно способны быть инициаторами профессионального развития библиотечной отрасли. Воспринимать материал читателю помогает доверительная тональность — преобладающая в пособии, без назидательности с приказным привкусом.
Первая компактная главка вводит методическую работу в контекст развития библиотечного дела, сообщая самые необходимые сведения из истории и теории вопроса. Возникновение собственно методической деятельности как результат повсеместного масштабного развития библиотечного дела относится к XIX-началу XX вв. При этом наглядно сопоставляются трактовки этого вида библиотечной деятельности отечественными специалистами и зарубежными, выделяются общее и особенное в их сущностном понимании методического обеспечения деятельности библиотек.
Содержательный экскурс в историю авторы проводят объективно, верно подчеркивая, что к середине 1980-х гг. методическое руководство библиотеками в СССР представляло собой ступенчатую систему, построенную на основе сочетания административно-территориального и отраслевого принципов. Главные звенья такой иерархической, достаточно чёткой системы с присущими ей командно-административными элементами получают в пособии адекватную характеристику. Столь же непредвзято и всесторонне рассмотрены различные точки зрения, позиции и концепции относительно методической деятельности, менявшиеся под воздействием сложнейших процессов общественно-политической жизни страны. Эта глава даёт возможность понять, как применительно к методической деятельности термин «руководство» уступил место более отвечающим характеру утверждающихся отношений в библиотечном сообществе понятиям «деятельность», «помощь», «поддержка».
Центральная глава пособия, включившая в себя наиболее принципиальный для раскрытия темы материал, интересна ещё и тем, что авторы безбоязненно употребляют термин «идеология», рассуждая о вкладе методических центров в систему повышения квалификации библиотекарей. Главную обязанность методических центров — активно содействовать профессиональной компетентности кадров, их готовности к инновационному мышлению и поведению, созданию системы продолжающейся и постоянно обновляемой системы учёбы библиотекарей — Ю. Б. Ав­раева и Э. С. Очи­рова трактуют как средство формирования профессиональной идеологии. В этой главе шесть взаимосвязанных параграфов, и обращены они, как подчёркивают авторы, к неравнодушным коллегам. Действительно, те вопросы, которые ставятся по ходу изложения сведений, те факты о возможностях углубления профессиональных знаний, которые предоставляются ныне на всероссийском, межрегиональном и региональном уровнях, предполагают думающего библиотекаря, способного «примерить» на себя и подходящие формы непрерывной учёбы, в том числе постоянное самообразование, и качества, присущие методисту как специалисту особого склада.
Много полезного в этой главе могут почерпнуть для себя и руководители библиотек, и молодые специалисты, с которыми авторы напрямую связывают перспективы инновационного развития каждой библиотеки. Заботу о других авторы возводят в ранг критерия профессии методиста и формулируют девять «заповедей», которые исповедуют истинные методисты. Это, повторюсь, наиболее яркая часть книги, отражающая позицию Ю. Б. Авраевой и Э. С. Очи­ровой, высоко оценивавших интеллектуальный труд методистов, базирующийся на обширной правовой, социологической и чисто профессиональной информации. Через всю главу проходит отчётливо мысль о личной активности методиста, о «врожденной» потребности к пополнению знаний и умножению собственной компетентности и её повышению у работников низовых звеньев, об ответственности руководителя библиотеки за высокий профессионализм своего коллектива.
Заключительная глава пособия посвящена второму главному назначению методических служб — отслеживанию и продвижению технологических новшеств и прогрессивных приемов труда, которые с соответствующими обоснованиями стоит популяризировать в библиотечном сообществе, разумеется, с поправками на местные условия. Здесь особо подчёркивается, что основой развития библиотечной отрасли становится признание инновационной политики, отдельных новаторских решений сегодня уже недостаточно. Вполне правомерно отмечается, что внедрение инновационных процессов в библиотечную практику невозможно без овладения аналитическим методом. В наши дни это базовый метод, позволяющий проводить постоянный мониторинг с целью выявления «очагов» напряжённости, проблемных зон, тех или иных изменений на разных участках библиотечной работы. Только последовательная информационно-аналитическая деятельность методических служб центральных библиотек обеспечивает непрерывность процесса управления инновациями. И эта наиболее сложная для восприятия глава представляет собой синтез теоретических положений и практических рекомендаций, что и отличает настоящее научно-практическое пособие.
Перевёрнута последняя страница добротной, обстоятельной работы. Остаётся впечатление, что прослушан цикл лекций-бесед, адресованных подготовленной и заинтересованной аудитории мастер-классов: теоретические положения, новые и неоднозначные научные взгляды органично увязаны с теми практическими задачами, которые встают чуть ли не ежедневно перед методистами. Авторы исходят из того, что в библиотеках-методических центрах каждый из отделов в сфере своей компетенции призван участвовать в методической деятельности. Однако собственно методическим подразделениям принадлежит особо ответственная роль, и это обязывает их быть «вперёд смотрящими», инициировать идеи, обосновывать свежие предложения, выступать координаторами их реализации и умелыми организаторами, обеспечивающими эффективность совместных усилий.
Конечно, авторы не предлагают раз и навсегда найденного решения непростых вопросов, но они их не замалчивают, а обозначают как предмет для дальнейшего изучения, побуждая задуматься, как лучше это сделать. К такого рода вопросам справедливо отнесены измерение эффективности методического труда, необходимый набор компетенций и компетентности современного библиотекаря, преодоление внутрибиблиотечной разобщённости, пути профессиональной самоорганизации библиотечного сообщества, слабая включённость молодых специалистов в систему непрерывного профессионального образования, всесторонний анализ личности методиста. И ещё ряд других болевых точек нащупывают авторы, озабоченные результативностью работы библиотек-методических центров.
Всё ли удалось авторам? Мне кажется, что не очень чётко охарактеризованы складывающиеся отношения центров федерального значения с региональными, в какой мере первые оправдывают сегодняшние ожидания вторых. Да, региональные библиотеки вполне самостоятельны теперь в своей работе, никакой диктат сверху невозможен, но что перспективно во взаимодействии и может улучшить общую ситуацию в библиотечном обслуживании населения? Нет содержательного ответа и на вопрос, как всё же стать «самым-самым» методистом? Нужно ли обладать врождёнными чертами или рядовой, обычный библиотекарь может воспитать в себе необходимые качества? Кто сегодня «идёт» в методисты? Словом, надо ли родиться методистом или вырасти в него?
Несколько озадачила «Литература» по теме. На исчерпывающий список она не тянет, маловато работ 2009 г., только статьи Ю. Б. Авраевой за этот год учтены. Удивляет отсутствие публикаций
С. Г. Матлиной и других специалистов; асов методической деятельности, в частности из Российской национальной библиотеки; вряд ли стоило называть оба учебника К. И. Абрамова, где по данной теме мало сведений; статья М. Б. Набатовой учтена, а более поздняя книга
Н. И. Тюлиной о национальных библиотеках не упомянута. Быть может, пособие долго вылеживалось в издательстве, и авторы не успели обновить литературу?
И ещё одно совсем частное замечание — по вредности характера рецензента. Вдруг в тексте беседы-лекции, отличающейся в целом хорошим литературным языком, проскакивает фраза: «Речь в нашей статье пойдёт…»
(с. 77). Явно использовался материал из прежней статьи авторов, и они вместе с редактором допустили эту мелкую оплошность.
В заключение отмечу, что долгая жизнь уготована изданиям, написанным знатоками проблем, которые не только глубоко продуманы, но и прочувствованы ими, а потому авторы способны изложить материал и доказательно, и доступно в разных аудиториях. При этом ценность публикации возрастает, если приводятся разные подходы и взгляды, однако отчетливо выражена собственная точка зрения. И пусть с течением времени фактические сведения несколько устаревают, обобщения, система аргументов фиксируют определённый этап развития отечественного библиотечного дела, важный и для современников и для будущих поколений. Верю, что научно-практическому пособию Ю. Б. Ав­раевой и Э. С. Очировой «Библиотеки — методические центры: инициаторы профессионального развития» по справедливости суждена такая судьба.

С автором можно связаться:
info@rgub.ru


Рецензия на научно-практическое пособие Ю. Б. Авраевой и Э. С. Очирова «Библиотеки — методические центры: инициаторы профессионального развития»
Методическая работа, особенностей научно-методической работы на современном этапе
A review of the scientific and practical guide YB Avraevoy and ES Ochirov "Libraries - Methоdical Centers: the initiators of professional development"
Methodical work, especially the scientific and methodological work on the modern stage

Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы