Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (122)'10 - Профессия библиотекарь
Офицер должен думать, действовать, чувствовать ответственность

Юрий Семенович Чичерин, первый заместитель начальника по учебной работе Волгоградской академии МВД России

Владимир Герасимович Черячукин, директор научной библиотеки Волгоградской академии МВД России

«Мы с вами должны заниматься воспитанием, и нет никакого оправдания у высшей школы, если она отказывается от величайшего своего предназначения: воспитывать нравственную, высокоинтеллектуальную личность».


Эти слова были произнесены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на Девятом съезде Российского союза ректоров, и мы с ними полностью согласны. Одной из задач библиотеки является просветительская работа, пропаганда книги. К сожалению, в последние годы многие библиотеки вузов страны, особенно вузов естественно-научного и технического профиля, в центр своей деятельности ставят информационную функцию, отодвигая на второй план обязанность быть центром духовного и интеллектуального общения, культуры, а то и вовсе забывая о ней. Это объясняется, видимо, не только тем, что общество переживает информационный бум, но и тем, что ни в одном документе, регламентирующем деятельность библиотек, просветительские задачи не обозначены.
Мы задались целью выявить читательские предпочтения курсантов в области художественной литературы, и с этой целью в декабре 2008 г. в академии было проведено социологическое исследование. Так какого же рода литературу предпочитают наши курсанты?
На первом месте — российские детективы и боевики: 33% опрошенных указали, что предпочитают российскую детективную литературу. На втором месте — исторические романы о России (26%), на третьем — фэнтези (20%), на четвёртом — советская классика (18%). Предпочитают классический зарубежный детектив и научную фантастику 17% респондентов; зарубежную классику ¾ 16%, по 15% — классические историко-авантюрные романы и русскую дореволюционную классику.
При сопоставлении с данными социологического исследования, проведённого Аналитическим центром Юрия Левады в Москве в 2007 г., оказалось, что структура читательских предпочтений наших курсантов примерно соответствует структуре предпочтений москвичей. Так, в результатах исследования Центра Левады читательские интересы распределились следующим образом: первое место — российские детективы и боевики (35% опрошенных), второе и третье места поделили исторические романы о России и классические историко-авантюрные романы (по 18 %), затем идут советская классика, зарубежная классика, русская дореволюционная классика (по 14%).
Для проверки культурного уровня курсантов в ходе социологического исследования был поставлен открытый вопрос о знании ими российских (советских) лауреатов Нобелевской премии в области литературы: было предложено назвать фамилии и произведения, которые читали курсанты. Курсантами были упомянуты Солженицын (42%), Шолохов (13%), Пастернак (7%) и Бунин (5 %) Ни один курсант не назвал лауреата Нобелевской премии И. Бродского. Какие же произведения этих авторов читали курсанты? Основная часть опрошенных указала «Архипелаг Гулаг» (12%), «Тихий Дон» (11%), «Один день Ивана Денисовича» (9%). Таким образом, ответы на данные вопросы выявили довольно низкий уровень знаний русской (советской) литературы. А ведь большинство произведений русских (советских) лауреатов Нобелевской премии изучаются в курсе литературы средней общеобразовательной школы.
Одна из задач исследования — получение сведений прогностического характера по совершенствованию библиотечной работы, повышение уровня обслуживания читательских запросов курсантов, не касающихся учебной литературы. С этой целью перед курсантами были поставлены вопросы: должна ли библиотека проводить культурно-досуговые мероприятия и какие именно? Большинство курсантов считают, что такие мероприятия необходимы (57%), 24% ответили, что в них не нуждаются, 19% затруднились ответить на этот вопрос. Какие же мероприятия необходимы с точки зрения курсантов? Большинство опрошенных (58%) считают, что надо проводить встречи с интересными людьми. На втором месте по популярности стоят читательские конференции (31%). На необходимость проведения художественно-литературных обзоров указали 19% курсантов.
Результаты исследования выявили существование проблемы, касающейся формирования у курсантов высокой эстетической и художественной культуры. Об этом свидетельствуют невысокий уровень знаний лучших образцов отечественной и зарубежной художественной литературы, а также структура читательских предпочтений респондентов. Вместе с тем исследование позволяет сделать вывод, что имеется достаточный резерв для воспитательной работы со значительной частью курсантов, высказавших желание принимать участие в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых научной библиотекой академии.
После тщательного анализа результатов исследования при научной библиотеке был создан «Клуб интересных встреч». Его гостями были лауреат Государственной премии РФ художник В. Э. Коваль, заслуженный артист РФ, киноактёр
П. П. Зайченко, председатель Волгоградского отделения Союза писателей России поэт В. П. Овчинцев и др. В плане работы библиотеки — встречи читателей с известным российским писателем-фантастом Е. Ю. Лукиным, писателем, лауреатом премии имени А. И. Солженицына
Б. П. Екимовым и другими известными деятелями культуры.
Таким образом, опираясь на опыт работы научной библиотеки Волгоградской академии МВД России, можно утверждать, что НБ должна выполнять не только образовательную функцию, но и быть центром распространения знаний о мировой и отечественной культуре.


Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы