Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (122)'10 - Профессия библиотекарь
И швец, и жнец, и на дуде игрец

Вита Владимировна Перепелица, ведущий библиотекарь ЦГБ г. Губкина

Я долго пыталась найти ответ на вопрос, что же является залогом успеха массовой работы? И пришла к выводу: многое зависит от нас самих, от творческого потенциала библиотекаря.

У меня своё видение нашей профессии, творческое: я убеждена, что профессии библиотекаря и артиста — родственные. Разница, на мой взгляд, лишь в том, что актёра последовательно учат актёрскому мастерству, он должен владеть своей речью, уметь и танцевать, и петь. При подготовке библиотекаря почему-то всё это считается не слишком важным. Ну, в самом деле, какая разница, как мы говорим, как читаем стихи?.. Это же не главное в нашей работе! И так сойдёт. Вот так и получается: не могу, не умею, да и, чего греха таить, не хочу.
Наверняка меня спросят: «А зачем всё это?» Мы выступаем перед различной аудиторией, готовим театрализованные мероприятия, а значит, нам это необходимо. Разве плохо уметь многое, и делать это хорошо? Мы, библиотекари, кроме своего «цехового» дела, способны на многое: и стихи читаем, и играем на музыкальных инструментах, и поём. Так что поговорка: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» — это о нас с вами. У кого-то всё получается легко, а кому-то приходится прилагать усилия. Не единожды я принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства и, скажу вам честно: ну и трудно же нам приходится! Можно, конечно, оправдываться тем, что актёрскому мастерству нас нигде не учат. Да, это так. И начинать обучение будущих библиотекарей основам актёрского мастерства, общению с аудиторией следует уже в студенческих аудиториях. А к тем, кто уже работает, — приглашать специалистов, и также обучать.
Я убеждена, что в каждом из нас дремлют свои скрытые таланты. Не стесняйтесь, работайте над собой!
И творческий успех непременно придёт к вам, а вы щедро поделитесь своими открытиями с читателями.

Нужно ли библиотекарю учиться
актёрскому мастерству?
«Свои способности человек может узнать, только шлифуя их», — говорил Сенека.
Массовая работа — одна из самых трудных областей в библиотечном деле. Важнейшей составляющей её успеха являются индивидуальные творческие способности библиотекаря, в том числе артистизм, которому нам нужно и должно учиться. Практика ежедневно доказывает, что нам необходимо владеть хотя бы азами актёрского мастерства.
Даже поверхностный анализ массовых форм библиотечной деятельности показывает, что сегодня их содержание во многом изменилось. Изменились сами библиотеки, их организация, формы и методы работы, содержание, отношения с читателями, роль библиотек в общественном сознании. Изменился статус библиотеки, а стало быть, и нас, библиотекарей. Немаловажно и то, что библиотека сегодня находится в тесном контакте с муниципальным сообществом и во многом (чего скрывать) зависит от его потребностей, что обязывает нас проводить мероприятия на высоком профессиональном уровне. Наконец, в условиях ценностного слома людьми острее ощущается потребность в пище духовной, вот почему библиотечные мероприятия становятся не только отдушиной — жизненной необходимостью.
Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно не только много знать, но и много уметь — и уметь хорошо. Можно возразить, что опыт приходит с годами. Это так, но если человеку не нравится его дело, если в этой профессии он, говоря словами Есенина, «только прохожий», то и многолетний опыт не поможет. Что же нужно для того, чтобы стать Мастером? Известный римский писатель и мыслитель Сенека сказал: «Желающего судьба ведёт, а нежелающего тащит», поэтому я считаю, что «всё начинается с любви…», а  К. С. Станиславский полагал, что важнейший двигатель творчества — чувства. Если человек любит своё дело, он постоянно находится в творческом поиске, в результате труд-работа превращается в труд- творчество, дарящее наслаждение.
Библиотекари действительно способны на многое, но не всегда делают это на должном уровне. В частности актёрству нужно учиться. Что же подразумевается под «актёрским мастерством» и «артистизмом»?

Владение речью
Начну, казалось бы, с самого простого — с нашей речи. По роду своей деятельности нам приходится много говорить. А задумывался ли кто-нибудь о том, как он говорит? Или, полагаете, что это не столь существенно? Речь — главное выразительное средство. Известный ритор П. Сопер писал: «Одних ораторов можно слушать, вторых — нельзя слушать, третьих — нельзя не слушать». Эта фраза вполне применима и к нам, библиотекарям.
Станиславский в своих сочинениях неоднократно поднимал вопрос о слове звучащем и высказал ряд интересных суждений о речи, о произношении:
«Я понял, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно… Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие… »
Всем известно, насколько ярким и ёмким может быть слово. Звучащее же слово — во много раз сильнее, ведь оно наполнено живыми эмоциями и чувствами говорящего. Потому так важно владеть своей речью. Большое значение для успеха выступления имеет темп речи; быстрая речь не всегда понятна, замедленная — расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и утомляет аудиторию. Говорящему важно уметь менять темп речи: замедлять его, если требуется что-то подчеркнуть, выделить, и ускорять, когда текст подразумевает эмоциональный подъём, пафос.

Голос — ценный инструмент
О чем еще мне хочется поговорить? О голосе. Есть такой термин — «тон». Он формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации. С помощью изменения тона создаётся мелодический рисунок речи. Библиотекарь выступает перед читателем, проводит массовые мероприятия, а значит, должен уметь тонировать свою речь, придавать ей разнообразие.
Монотонность считается серьёзным недостатком речи. Она возникает в том случае, когда высота звука остаётся неизменной на протяжении всей речи. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон; если первый человека физически утомляет, вызывает усталость, то второй раздражает, требует от слушателя большего напряжения. Вот почему так важно определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность. Помните сказку Андерсена «Русалочка»? Что потребовала ведьма у главной героини взамен на исполнение её просьбы? Волшебный, чарующий голос Русалочки. Голос не менее важен, чем ваша внешность, манеры, текст выступления. Более того: взаимопонимание между вами и вашей аудиторией во многом зависит от ваших голосовых, речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону или, напротив, оттолкнуть.
У каждого из нас свой тембр голоса. При помощи голоса мы передаём чувства, состояния души: восторг, печаль, ликование, восхищение. Человеческий голос — мощный инструмент. Хороший голос — это результат большой работы и практики. При желании можно научиться владеть и управлять своим голосом. Будем же брать пример со Станиславского, который дал себе обет: «Буду все время, постоянно следить за собой и за постановкой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путём я разучусь говорить неправильно!»
В поисках звука
Интонация играет значительную роль в устной речи. Сколько различных оттенков мысли можно передать с её помощью! Она передаёт смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, делает нашу речь богаче, выразительнее, придаёт ей неповторимый, индивидуальный характер. Уже в античные времена люди придавали ей большое значение.
Для того чтобы выразительно прочитать лирическое произведение, исполнителю необходимо знать основные законы поэтического творчества. Лирика — самый сложный и субъективный по форме выражения род литературы, требующий от читателя высокой культуры художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости, душевных усилий, понимания условности словесного образа. Читать лирические произведения не так-то легко. Ещё Н. В. Гоголь писал: «Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого его нужно долго изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой, и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение». Таким образом, чтецу необходимо самым тщательным образом разобраться в содержании произведении, ведь многообразие форм, средств и приёмов чтения связано главным образом с жанровыми особенностями произведений. Каждому жанру соответствует специфическая для него манера чтения: ораторская, разговорная, напевная, патетическая и т. д.
При проведении тех или иных мероприятий мы часто используем такой художественный приём, как мелодекламация. Выразительное чтение, мелодекламация помогают увидеть красоту языка произведения, особенности стиля писателя. Что это такое? Ошибаются те, кто полагает, что это просто чтение стихов под музыку. Нет, здесь важно почувствовать и правильно передать тончайшие оттенки и штрихи. Для этого, по мнению Станиславского, нужно чувствовать душу слов. И с этим, увы, не поспоришь, ведь в художественном произведении даже мельчайшие, вроде бы, детали играют соответствующую роль.
Каждое художественное произведение имеет свою музыку, значит, и читать его следует по-разному. Чувствуем ли мы музыку слов? Можем ли её передать? Улавливаем ли при чтении произведения музыкальность фраз? Ведь как важно заметить общую тональность словесного оркестра, дирижёром которого выступает автор.
Уловить интонацию фразы — значит, услышать мелодию, которая звучала в душе автора, когда он писал свое сочинение. Приведу в качестве примера
И. Бунина, который говорил, что, начиная писать о чём бы то ни было, прежде всего, он должен «найти звук». И если он его нашёл, всё остальное приходит само собой. Что это значит — «найти звук»? Это значит найти ритм прозы и основное её звучание. «Проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка» — говорил К. Паустовский. То, что Бунин назвал звуком, Паустовский называет «ритмом прозы», А. Островский — «тоном», Маяковский — «гулом», Мандельштам — «дыханием словесного строя».
Необходимо понять, что мелодия художественного произведения — это не музыка и не имитация музыки, а воспроизведение средствами художественного слова того же впечатления, которое мы получаем, слушая музыку. И наша задача в том и заключается, чтобы правильно и точно передать мелодику фразы, а чтобы передать, её нужно почувствовать.
К сожалению, сегодня художественное слово как жанр почти исчезло. Однако слушать таких мастеров Слова как А. Демидову, М. Терехову, А. Фрейндлих, С. Безрукова — величайшее наслаждение. Кстати, даром литературной декламации наделены далеко не все актёры. Это особый жанр в актёрской профессии, которому тоже нужно учиться. Вот почему В. Лановой (обладатель необыкновенно сильного и красивого по тембру голоса) преподаёт художественное слово в одном из театральных московских ВУЗов. Нужно ли нам этому учиться? Безусловно. Думаю, наши мероприятия: литературные вечера, гостиные, салоны и т. д. от этого только выиграют.

Библиотечная режиссура
«Основная тайна искусства есть, конечно, художественный образ», — говорил А. В. Луначарский.Образ создаётся с помощью пластики, мимики, слова, музыки, театрализации. Даже элементы театрализации, вкраплённые в мероприятие, оживляют его и делают значительно ярче. Скептик, возможно, ухмыльнётся и скажет, что это не библиотечная форма работы. Однако мы прибегаем к ней всё чаще. Библиотечная режиссура — очень эффективный способ привлечения молодого поколения к чтению. Театрализация способна заинтересовать, заинтриговать и увлечь читателя в  мир книги. Вот где пригодится нам и владение актёрским мастерством (хотя бы азами), и наш высокий профессионализм.
Хочется верить, что разговор об актёрском мастерстве библиотекаря послужит одним из побудительных факторов для позитивных изменений в массовой работе нашей профессиональной деятельности.


Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы