Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Как устроены условно съемные протезы.
Архив журналов - № 7 (121)'10 - Весна Победы
Издание для пользы дела или средство самовыражения?

Александра Анатольевна Позельская, редактор Редакционно-издательского отдела Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, Москва

Выпуск библиотекой собственного печатного издания — будь то книга, газета, журнал илидаже небольшой буклет — не только мечта почти каждого директора, но и модная тенденция



Современные компьютерные системы значительно упростили процесс подготовки и сделали корпоративные издания доступными даже для небольших библиотек. Были бы деньги! Библиотеки Москвы, несмотря на финансовые сложности, тоже не остались в стороне от этой модной тенденции. В столице выходит несколько библиотечных газет. И хотя они не всегда зарегистрированы как средство массовой информации, имеют небольшой тираж и выходят нерегулярно, они уже получили признание библиотечной общественности и горожан. Познакомимся с основными изданиями.
Единственная стабильная московская библиотечная газета «Библиотека: Москва — Запад» выпускается уже пятый год раз в 2 месяца, объёмом 4 полосы, тиражом 999 экземпляров Централизованной библиотечной системой «Кунцево», распространяется бесплатно. Последнее время стала выходить на мелованной бумаге, на сайте библиотеки представлен архив полнотекстовых версий выпусков газеты (www.kunlib. ru/publikacii.php).
Несмотря на то, что в последние годы столичные библиотеки получают значительную поддержку, средств всё равно не хватает. Издание газеты ЦБС «Кунцево» стало возможным благодаря деньгам, заработанным на дополнительных услугах (все основные библиотечные услуги бесплатные). Изначально предполагалось создать газету, ориентированную на весь округ, сделать её авторитетной и влиятельной. Но пока её содержание ограничено лишь библиотечной тематикой. В выпуске газеты принимают участие заместитель директора по науке, отдел библиотечного маркетинга, информационный отдел, методическая служба и отдел комплектования и обработки. Руководство Управления культуры относится к газете не как к потребности, а, скорее, как к неизбежной необходимости, хотя внимательно прочитывает каждый номер.
В газете размещаются читательские отклики, интервью с известными личностями, которые могли бы быть интересны для молодежи. Материалы готовят квалифицированные авторы-библиотекари. Обзор периодики и журнальных публикаций, рекомендательные статьи пользуются большой популярностью. Печатаются также статьи и стихи читателей, реклама различных клубов и кружков, поздравления сотрудникам с юбилеями и памятными датами. На страницах газеты подводятся итоги викторин и конкурсов: лучший читатель года, лучший читающий класс и многих других. Победителям дарят подборки книг или особо ценные подарочные издания, взрослым вручают и существенные денежные призы. Газета очень популярна среди жителей района и библиотечных работников.
Библиотека выпускает также красочный информационно-развлекательный вкладыш. В перспективе — переход газеты на полноцветную печать.
Журнал «Дворики Московские» — совместный проект Централизованной библиотечной системы «Люблино», Префектуры ЮВАО и Российской муниципальной академии. Выходит раз в 2 месяца, объём 16 полос, тираж 1000 экземпляров, на сайте размещается полнотекстовая версия (http://www.infokniga.ru/
index/0-32).
Журнал издается ЦБС «Люблино» с использованием материалов пресс-центра префектуры. Оригинальный привлекательный дизайн, обилие иллюстративного материала отличают это издание. Распространяется по подписке и пользуется большим спросом у жителей района, так как рассказывает о том, что происходит в пределах шаговой доступности. Быть рупором библиотеки и района — основная стратегия издания. На страницах журнала публикуется информация о значимых событиях округа, неформальные интервью с официальными лицами, актуальные новости района. Несколько разворотов журнала посвящаются библиотечной тематике. На страницах этого издания освещаются также будни округа, приводятся обзоры и обсуждения популярных книжных новинок, книжные рейтинги, списки номинантов литературных премий. Отдельная рубрика журнала посвящена юридическим консультациям. Главный редактор издания и директор ЦБС «Люблино» Людмила Сорокина считает, что библиотека должна как можно больше участвовать в жизни района и округа, от этого зависит, будет ли она востребована населением. Максимальное расширение функций — от организации досуга читателей до издательской деятельности — делает библиотеку необходимой для района и привлекает дополнительные инвестиции.
Информационно-аналитический вестник «Библиотеки — молодёжи» Российской государственной юношеской библиотеки заявляет о себе как о профессиональном библиотечном издании и важном направлении повышения квалификации библиотекарей. В нынешнем виде стал выпускаться с 2008 года, 162 полосы (формата А5). Сайт библиотеки: http://www.rgub.ru.
В РГЮБ собирается фонд всей профессиональной периодики, анализируются итоги конкурса «Библиопресса». Создатели вестника «Библиотеки — молодёжи» утверждают, что библиотекарям России необходимо иметь свою профессиональную трибуну, которая позволила бы им делиться наработанным опытом, обсуждать актуальные вопросы. Редакция считает, что в их издании должны преобладать не информационные сообщения, которых достаточно в других журналах, а аналитические статьи. Молодёжная политика, официальная информация с сайтов органов государственной власти, реклама библиотек (например, призыв от известного баскетболиста записаться в библиотеку), мнения известных писателей-классиков и их взгляд на библиотеку с улыбкой или доброй усмешкой — всё это находит своё место в журнале. Позиция издания: библиотеки обладают большим потенциалом и должны научиться отстаивать своё место под солнцем. Издание имеет существенный вес в библиотечных кругах.
«Бюллетень Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом Лосева» выпускается уже 4 года, выходит 2 раза в год, тираж 250 экземпляров. Финансирование — один из самых сложных вопросов издания. Объём 9 печатных листов (144 стр. формата А5), иллюстрирован вкладками чёрно-белых фотографий. На сайте библиотеки выложен архив номеров (www.losev-library.ru/index.phр).
Главный редактор (директор библиотеки) В. В. Ильина стремится познакомить читателей с самыми выдающимися представителями русской научной мысли. Своеобразие издания в том, что принимаются только неопубликованные ранее научные статьи. Кроме того, в бюллетене освящаются события, происходящие в библиотеке, культурная и научная жизнь «Дома Лосева», публикуются сообщения о наиболее важных событиях научной жизни столицы, о конференциях, семинарах, лекториях, факты, встречи с исследователями, материалы из архива А. Ю. Лосева. Авторами журнала являются в основном сотрудники библиотеки. Издание позиционируется как трибуна, с которой можно обратиться к научной общественности и библиотекарям. В тоже время он рассчитан больше на научную аудиторию, посетителей «Дома Лосева».

«Вестник библиотек Москвы» впервые вышел в 2000 году. С 2001 года он был зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций. Регистрация позволила организовать подписку через агентство «Роспечать» (индекс подписки — 82114). Тираж 500 экземпляров, объём 46 полос формата А 4, печать полноцветная. Выходит 4 раза в год. Анонсы номеров можно найти на сайте библиотеки (www. nekrasovka.ru/op1.htm).
Журнал был создан как информационно-методический. Он был нацелен на оповещение библиотек России о проводимой Правительством Москвы политике в области культуры и образования, всестороннее освещение многообразной библиотечной жизни столицы, ознакомление с новыми методами и формами работы различных библиотек города. Таким образом, основной акцент был сделан на московской тематике, хроникальных, информационных материалах. Со временем спектр тем был расширен. Речь шла уже об осмыслении и распространении российского и международного опыта в области библиотечного дела. В настоящее время в журнале наблюдается тенденция перехода к аналитическим материалам, развивается общекультурный блок.
Над изданием работают профессиональные журналисты и редакторы, которые стремятся создать журнал, с которым специалист-библиотекарь провёл бы ни один час, нашёл в нём и необходимый официоз, и хронику основных событий, почерпнул и новые идеи для своего направления работы, и интересные познавательные общегуманитарные статьи. Цель редакции — создать универсальный, научно-популярный библиотечный журнал с интересными, качественными текстами, содержательным, привлекательным фоторядом, современным дизайном. «Вестник библиотек Москвы» распространяется по всей России и в некоторых зарубежных странах, в частности его выписывает библиотека Конгресса, США. Наиболее популярен журнал в регионах России.
Журнал «Библиотеки Москвы — юношеству» также выходит с 2000 года, 3—4 раза в год. В 2001—2002 годах изменился дизайн обложки, она стала полноцветной. Объём издания 72 полосы формата А 5, тираж 500 экземпляров, на сайте размещается полнотекстовая версия (www.svetlovka.ru).
Журнал издаёт Центральная городская юношеская библиотека имени М. А. Светлова для избранного круга читателей: друзей, коллег, единомышленников. В библиотеке нет редакционно-издательского отдела, пишут все сотрудники, в том числе о поездках и командировках. Позиционируют свои материалы как высокоинтеллектуальные статьи, стремятся раскрыть писательский талант своих сотрудников. Тематика общебиблиотечная, общекультурная. Издание пользуется вниманием не только в России, но и за рубежом, в частности, часть экземпляров высылается в Израиль. Тираж быстро расходится среди посетителей библиотеки и библиотечных работников города Москвы.
Этот краткий обзор, конечно же, не может включить в себя полную информацию об изданиях, но даёт некоторое представление о явлении в целом.
В большинстве случаев налицо желание издающих организаций создать качественную периодику. Однако то ли от недостаточного профессионализма, то ли потому, что качественная периодика явление в России не массовое, то ли от недостатка финансирования многие издания до этой планки пока не дотягивают.
Несмотря на это, хочется отметить, с каким энтузиазмом и увлечённостью сотрудники библиотек берутся за издательскую деятельность. Причём некоторые так гордятся своим детищем, что считают его идеальным. А это весьма опасно, так как ведёт к стагнации, мешает развиваться дальше и может в конечном итоге грозить гибелью изданию.
Рыночные законы действуют во всех областях нашей жизни, в том числе, как ни парадоксально, в бюджетной сфере, тем более в издательской деятельности. Показательно, что если директор или главный редактор имеет предпринимательскую жилку, его издание процветает, практически нет проблем с финансированием. Правда, интеллигенция в нашей стране часто питает наследственное презрение к «торговцам» и предпочитает оставаться бедной, но гордой, упиваясь своей интеллектуальностью. Но кому от этого польза?
Не проще ли обратиться по вопросам издания к профессионалам? Хотя, вероятно, каждый библиотечный сотрудник считает себя выдающимся редактором, полиграфистом-самородком и дизайнером от Бога, всё-таки стоит принять во внимание, что всем вышеперечисленным навыкам люди учатся по нескольку лет, что существуют отраслевые науки, десятилетиями трудятся специалисты и учёные, защищают кандидатские, пишут докторские, накоплен большой объём знаний и опыта. К сожалению, многие заслуженные библиотекари с сорокалетним стажем работы не считают, что молодые профессионалы способны издать что-либо стоящее об их библиотечной сфере. Это элементарное заблуждение, не достойное деятелей культуры, каковыми по своей сути должны быть библиотекари!
Кустарщина в издательском деле губительна. Библиотекари забывают о культуре книги или периодического издания, о том, что каждый его элемент важен и должен идеально соответствовать концепции издания. Люди, проведшие большую часть своей сознательной жизни среди книжных изданий, считают почему-то, что им издательской деятельности учиться не нужно. А может быть, просто понятия стандартов полиграфического исполнения, издательского маркетинга, качества редакционной обработки не актуальны сегодня? Но тогда без этого многие самодеятельные издания так и останутся местечковыми, и библиотечная отрасль долго ещё не станет востребованной для государства и населения страны. Основная проблема библиотек — сосредоточенность на себе, любимых, отсюда и все беды.
Проверено и доказано на опыте зарубежных стран: библиотека, (а также её периодическое издание) способна выжить ТОЛЬКО, если она сделает себя НЕОБХОДИМОЙ городу (области, району) и его жителям, так как существует на их деньги, на деньги налогоплательщиков. Поэтому и процветают те библиотеки и их издания, которые решили двигаться в этом направлении, постоянно ищут связь с народом и стремятся быть реально полезными и насущными для каждого человека, как, простите за сравнение, супермаркет, стоматологическая клиника или детский сад. Пример удачного опыта работы с населением и представителями местной власти — журнал «Дворики московские» ЦБС «Люблино». Им удаётся и поднять тираж, и улучшить полиграфическое исполнение издания.
Но вернёмся к анализу периодических изданий публичных библиотек Москвы. Предлагаются следующие варианты концепций: профессиональная трибуна; издание для избранных, друзей и единомышленников; а также креативное издание, борющееся за своё «место под солнцем». Все они имеют право на существование, каждое несёт в себе какую-то ценность. Журнал должен быть трибуной, тем более профессиональный, расчёт на избранный круг формирует стабильную читательскую аудиторию, а установка на выживание — здоровый настрой любого издателя. Но если с этой трибуны вы разговариваете только между собой, как о вас узнают люди? Если ваши читатели — узкий круг друзей, зачем столько стараний, вы же выпускаете не домашний альбом? Если, борясь за место под солнцем, вы не повышаете качество издательской подготовки, то рано или поздно это издание перестанет существовать. Каков же выход?
Для достижения профессиональных целей необходимо знать и использовать все преимущества средства массовой информации: выход на огромные аудитории, влияния на широкие массы, формирование общественного мнения, создание положительного имиджа, доступность и привлекательность, актуальность и оперативность.
Журнал должен быть доступен библиотекарям и интересен им как распространителям идеалов просвещения, он должен создать для всех своих читателей единое информационное поле. Важно, чтобы читатели воспринимали себя потенциальными авторами, дискутировали на его страницах в рамках разных тематических рубрик. Только в этом случае отраслевой журнал сможет реализовать одну из главных своих задач — стать центром библиотечной мысли, связующим звеном для всего массива профессиональной информации. Что как не СМИ, может организовать единую информационную среду, аккумулировать вокруг себя перспективные идеи, мыслящих, интересующихся, любящих свою профессию людей?
Однако немаловажно, чтобы библиотечное издание было привлекательно и полезно также для пользователей библиотек. Рассказывало, чем для них может быть полезна библиотека. А услуги современному пользователю библиотеки предлагают сейчас самые разнообразные.
Журналистика в целом как общественный институт, как особый вид деятельности и как средство удовлетворения информационных потребностей обладает большими возможностями по организации единого информационного пространства. В этом её главная задача. По сути, именно журналист, владеющий арсеналом специальных приемов и средств, создаёт из разрозненных фактов собственно информацию. На нём лежит большая ответственность, ведь СМИ — мощное средство влияния на широкую аудиторию. Важно следить за развитием технологий, журналистской и дизайнерской мысли, не замыкаться в узком библиотечном кругу, что помогает найти новые пути подачи информации.
Необходимо расширять горизонты общения, т. к. это помогает:
а) найти своё место, свою информационную нишу (посещение конференций и семинаров журналисткой тематики, членство в журналистских организациях, союзах и т. п.);
б) выйти за пределы узкопрофессиональных тем; это необходимо, чтобы находить новые идеи, чтобы видеть себя в контексте других областей знания (статьи психологов, культурологов и др. специалистов, т. к. современные библиотеки многофункциональны);
в) интервью с известными людьми в журнале с включением вопросов о библиотеках, чтении, книге способствуют пропаганде разноплановой деятельности библиотеки, ведь эти люди также являются читателями.
Необходимо также прорабатывать последовательность подачи материала, оценку его актуальности, что предполагает ряд требований:
а) мобильная рубрикация (возможна небольшая перестановка рубрик в соответствии с приоритетом материалов, созвучностью иллюстративного материала),
б) постоянный анализ актуальности рубрик и материалов (перспективный тематический план, указатель статей за год и другие приемы).
Немаловажен также разноплановый информационный повод. Не стоит гнаться за известными авторами, громкими мероприятиями, даже небольшие районный библиотеки могут предоставить интересный материал. Интервью с рядовым библиотекарем может быть содержательнее для отраслевого журнала, чем беседа с именитым человеком, важно уметь правильно преподнести материал.
Презентуйте своих авторов. Организация обратной связи, изучение читательских интересов, помогают организовать круг единомышленников. Возможны разные формы: фото автора, презентации на выставках, организация тематических «круглых столов», голосование и форумы в Интернете, страница авторов в журнале или указатель статей в последнем номере за год и т. п.
Не прекращайте поиск способов распространения информации об издании. Это помогает расширить зону влияния. Альтернативные подписные агентства, ВИНИТИ, Книжная палата, сайт, подарочные экземпляры на библиотечных мероприятиях, дайджесты и анонсы, конкурсы («Золотой фонд прессы») и др. — возможностей на самом деле очень много.
Хорошо всё, что помогает выявить новые грани библиотечной тематики, расширяет информационные границы журнала, следовательно, способно удовлетворить информационные потребности читателей. Например, издание книг по материалам тематических рубрик, осуществление совместных проектов с другими изданиями схожей тематики, поиск различных вариантов взаимовыгодного сотрудничества.
Нельзя забывать и о проблемах. Государственные контракты срывают сроки выхода; отсутствие специальных должностей в штате библиотеки делает весьма сложным приём на работу профессионалов; бюджетной организации трудно работать с агентствами по подписке. Список можно продолжить. Нет денег для гонораров авторам, нет рецензентов, нет рекламы, в общей массе поступают отчётные материалы, срываются сроки выхода из-за загруженности сотрудников другой деятельностью.
Поэтому нас должны радовать успехи коллег, которые стремятся к качественной журналистике. Нужно не завидовать друг другу, а конструктивно сотрудничать, и тогда их успех станет нашим, а наши находки смогут обогатить и других, ведь никто не совершенен. Только объединив усилия, мы сможем достойно представить библиотечную периодику среди других изданий.
Библиотечный журнал должен быть современным, интересным, качественным, профессиональным. Всё это поможет ему выполнять свою главную миссию — служить консолидации специалистов, интеграции информационных ресурсов в единое информационное пространство, повышать престиж библиотек в обществе и уровень жизни библиотекарей. Профессиональная периодика — это важнейший объединяющий стержень, помогающий отрасли успешно функционировать и развиваться.

С автором можно связаться:
apozelskaya@mail.r


Обзор московских библиотечных профессиональных изданий.
Overview of the Moscow library of professional publications.
Издательская деятельность библиотек, библиотечная периодика
Publishing activity of libraries, library periodicals





Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы