Эти объединения, дополнявшие действия правительства и органов местного самоуправления, содействовали накоплению опыта общественной самодеятельности в регионе и являлись своеобразной школой приобретения гражданских навыков. В процессе функционирования добровольных организаций вырабатывались механизмы ограничения монополия государства на общественную жизнь.
В наши дни активность и инициативность далеко не всегда тождественны готовности к участию в решении общих дел. Для большинства людей на первом месте оказываются проблемы выживания. За годы реформ резко возросла роль добровольных организаций, которые гораздо активнее пытаются выразить интересы населения и отдельных социальных групп. В Воронеже действуют организации экологов, правозащитников, потребителей, охотников, пчеловодов, юристов и др. Но нередко, если участие в них не сулит каких-либо карьерных или материальных перспектив, жизненная энергия людей направляется в иные сферы. А ведь общественные организации могут существенно ограничить влияние монополии государства на общественную жизнь и быть более эффективными. Об этом свидетельствует богатый исторический опыт. Общественные организации имперской России, в том числе воронежские, являлись школой приобретения навыков гражданской деятельности. Они существенно дополняли действия правительства и органов местного самоуправления, вторгаясь во все основные сферы жизни: здравоохранение, образование, культуру. Это был прообраз гражданского общества.
Деятельность общественных организаций во многом содействовала формированию культурной среды в провинции, что проявлялось в открытии библиотек, музеев, в изучении и сохранении исторического наследия родного края, в утверждении новых форм досуга. Ведущая роль в этом процессе принадлежала интеллигенции. Её замыслы органично сочетались с потребностями горожан в улучшении качества жизни, развитии науки и образования, распространении эстетических знаний и организации полноценного досуга.
Во второй половине XIX–начале XX века признаки оживления общественной жизни в Воронеже выразились в создании различных добровольных объединений, основанных на единстве интересов, профессиональных и любительских. Это были общества врачей, педагогов, фотографов, охотников, краеведов, рыболовов, музыкантов, любителей изобразительного искусства, сельскохозяйственные и др. Обычно они возникали из кружка единомышленников, складывавшегося вокруг одной или нескольких незаурядных личностей. По мере роста числа членов появлялась необходимость в его официальном оформлении. Учредители вырабатывали устав, определяли цели, методы работы и внутреннюю структуру. Финансовая база складывалась из членских взносов, доходов от различных мероприятий (лекций, вечеров, концертов, благотворительных акций и др.), частных пожертвований и пособий от местного самоуправления. Многие из членов обществ имели хорошее образование и постоянный заработок, необходимый для работы на общественных началах.
В видах и направлениях деятельности общественных организаций отражалось разнообразие вкусов и интересов жителей Воронежа. Для части городского общества была характерна тяга к научному творчеству. В силу отсутствия высших учебных заведений со специализированными научными кафедрами, а также исследовательских учреждений, интеллектуальная деятельность концентрировалась в местных научных обществах. Первый воронежский вуз (сельскохозяйственный институт) появился только в 1913 году.
Научные общества
Особое место в системе научных организаций Воронежа занимали медицинские общества. Врачи являлись наиболее прогрессивной частью провинциальной интеллигенции. Они одними из первых создали свои профессиональные объединения: Медицинское общество (1868) и Воронежский отдел Русского общества охранения народного здравия (1892). Их члены периодически собирались на заседания, где делали доклады и сообщения по различным разделам медицины. Много внимания уделялось популяризации научных знаний. Чтения по вопросам санитарии и гигиены расширяли кругозор горожан в медицинской сфере. Общества помогали муниципальной власти совершенствовать условия повседневной жизни городского населения. Одним из таких шагов Медицинского общества стало открытие городской лечебницы. Воронежский отдел Русского общества охранения народного здравия много сил вкладывал в развитие детской школьной колонии на ст. Графской. Здесь летом отдыхали более 100 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Они проводили время, деля его между играми, прогулками, чтением и работой. Девочки занимались различными женскими рукоделиями, а мальчики — резьбой по дереву, столярным, переплетным и картонажным ремёслами. Воронежский отдел возглавлял долгое время весьма уважаемый в городе врач А. Х. Сабинин. В 1887 году он основал и редактировал журнал «Медицинская беседа», где медики печатали тексты научных сообщений, читавшихся на заседаниях общества, материалы по профилактике эпидемий, борьбе с инфекционными заболеваниями, предложения по улучшению водоснабжения.
К числу научных обществ следует отнести историко-краеведческие организации: Воронежскую ученую архивную комиссию (ВУАК) и Воронежский Церковный историко-археологический комитет (ВЦИАК).
ВУАК занималась собиранием и описанием архивных документов, вела археологические раскопки, на её заседаниях обсуждались разные историко-археологические вопросы. Обществом издавались «Труды ВУАК». Большим культурным событием городской жизни стали выставки Комиссии, посвящённые Е. А. Болховитинову, А. В. Кольцову,
Н. И. Костомарову, И. С. Никитину и др. На протяжении всего времени фактическим руководителем ВУАК был создатель и глава губернского музея, священник С. Е. Зверев.
Церковный историко-археологический комитет занимался изучением истории местной церкви. В своём печатном органе «Воронежская старина» члены Комитета публиковали результаты своих исследований. Комитет ставил перед собой задачу воссоздать историю епархии, подготовить жизнеописания иерархов, сберечь для потомков церковные древности. ВЦИАК принимал активное участие в праздновании 200-летия со дня смерти первого воронежского епископа святителя Митрофана (1903) и 50-летия канонизации Тихона Задонского (1911).
Педагогические
и религиозные общества
Научная проблематика входила в круг интересов Семейно-педагогического собрания, которое создавалось как своеобразный педагогический клуб, объединявший учителей на почве совместных педагогических нужд и потребностей. Одновременно оно заботилось об их полноценном отдыхе и общении с представителями других профессий. В число членов общества входили земские деятели, агрономы, энтомологи, врачи. Всего в 1913 году насчитывалось 178 человек. При обществе действовали две секции: педагогическая и естественно-историческая, на которых обсуждались новинки литературы, велись практические занятия по зоологии и ботанике, читались научные сообщения. Некоторые из них впоследствии публиковались на страницах журнала «Известия по народному образованию в Воронежской губернии». Устраивались экскурсии на контрольную семенную станцию, на станцию по борьбе с вредителями растений губернского земства. Из созданного при Собрании бюро лабораторных животных преподаватели получали материалы (пиявок, раков, лягушек, белых мышей и т. п.) для лабораторных занятий по зоологии и ботанике. Члены общества выступали с различными инициативами перед вышестоящими организациями. В качестве примера может служить обращение к министерству народного просвещения шире использовать кинематограф в научно-образовательных целях, больше заказывать фильмов научного содержания и создать в крупных городах для совместного пользования учебными заведениями центральные фильмотеки. Семейно-педагогическое собрание работало в тесном контакте с актёрами драматического театра, которые выступали на его вечерах, посвящённых известным писателям И. А. Бунину, Д. Н. Мамину-Сибиряку и др. Перед театральными спектаклями для учащихся педагоги знакомили зрителей с творчеством автора пьесы. Большую аудиторию собирали литературные беседы по поводу драматических новинок, инсценировки которых шли в местном театре (например, пьесы Л. Андреева «Профессор Сторицын»,
Ф. Сологуба «Заложники жизни»).
Отдельную группу просветительских организаций составляли общества религиозного характера, видевшие свою цель в нравственном воспитании горожан в духе идеалов православной церкви. Православное палестинское общество стремилось создать благоприятные условия для посещения православными Святой Земли, знакомило с её прошлым и настоящим путём внебогослужебных чтений и собеседований, раздачи брошюр и листков.
Религиозно-нравственное просвещение горожан являлось одним из первостепенных направлений деятельности православного братства святителей Митрофана и Тихона, которое старалось противодействовать распространению раскола и сектантства. Оно поддерживало церковно-приходские школы, издавало и делало доступной литературу религиозно-нравственного содержания. В библиотеке братства было около 5800 томов и имелась читальня. Устраивались чтения в Митрофановском и Алексеевском монастырях, в приходских училищах, в Доме Трудолюбия.
Просветительские общества
Особую нишу среди просветительских обществ занимало Попечительство о народной трезвости, тесно сотрудничавшее с церковью и представителями образованного класса. В конце XIX–начале XX века в России особую остроту приобрела проблема пьянства и прямо связанного с ним хулиганства в низах общества. В это время в среде интеллигенции возникают программы альтернативного досуга, создаются добровольные общества и кружки, призванные заботиться об организации разумных развлечений, популяризации знаний и самообразования. Воронежское отделение попечительства о народной трезвости открыло сеть чайных, в которых можно было почитать журналы «Нива», «Вокруг света», «Природа и люди», «Русский паломник» и др. Здесь же устраивались народные музыкально-литературные вечера, танцы и спектакли, играли в лото, шашки, домино.
По инициативе Попечительства на углу улиц Кольцовской и Большой Дворянской было построено трёхэтажное здание – Народный дом. Несмотря на кажущуюся приземистость, он был довольно вместительным. Имелись чайная, бесплатная библиотека и зрительный зал, рассчитанный на 700 человек. В осенний и зимний период зал сдавался в аренду какой-либо драматической или оперной труппе, но спектакли ставились не более трёх раз в неделю.
Посещение Народного дома входило в программу экскурсий учеников земских школ губернии, приезжавших в Воронеж. Народный дом стал местом проведения юбилейных вечеров в память великих деятелей русской культуры. Здесь находили приют различные кружки. Одним из них руководил делопроизводитель губернского земства Г. И. Фомин, создавший оркестр народных инструментов. Члены кружка умели играть на мандолине, гармонике, гитаре, домре, участвовали в драматических спектаклях, были хорошими декламаторами.
Для жителей городских окраин, мастеровых, рабочих проводились чтения с «волшебным фонарем» (прообразом диапроектора). Этим ведала Комиссия народных чтений, во главе которой встал известный общественный деятель, врач К. В. Федяевский. «Туманные картины» (диапозитивы) для диапроектора приобретали в Москве, Париже. Свои коллекции предоставляли частные лица: промышленник В. Г. Столь, купец Н. А. Клочков. Чтения проходили в приходских училищах, Доме трудолюбия, Бунаковском доме для воскресных школ, в тюрьме и исправительном отделении, Народном доме.
Ряд кабинетов в Народном доме занимали секции Воронежского общества народных университетов. Это было детище местной интеллигенции. Активное участие в деятельности общества принимали земский деятель В. И. Колюбакин, писательница В. И. Дмитриева, земские врачи Ф. И. Хрущев и А. И. Шингарев. Свою культурно-просветительскую работу Общество народных университетов начало с устройства лекций по отдельным, вызывающим наибольший интерес, темам: истории, литературе, химии, астрономии, праву, экономике и др. Из-за недостатка собственных сил приглашали университетских преподавателей из Москвы, Киева, Харькова. В 1907 году большой резонанс получили лекции по западноевропейской культуре, прочитанные московским приват-доцентом П. С. Коганом. В 1909 году Воронеж посетил известный русский историк, автор гимназического учебника С. Ф. Платонов с докладом «Пётр I и Полтавская битва». О разнообразии тематики свидетельствуют выступления 1910 года: «Кольцов и его поэзия в связи с эпохой» (Н. Н. Соколовский), «Экономическое и идеологическое развитие феминизма» (А. В. Тыркова), «Основные моменты русской истории» (М. Н. Ковалевский), «О комете Галлея» (Н. Н. Чулкин). Основными посетителями лекций были учащиеся, приказчики, конторщики, мелкие чиновники. В 1907 году выступления приезжих лекторов посетили 3371 человек, а местных — 2216.
Со временем в Обществе появляются секции средней школы, внешкольного образования, воздухоплавания, эсперанто, музыкальная. Особую активность проявляла секция детских развлечений. Предметом её забот являлись дети из самых малообеспеченных семей. Их учили разнообразным играм, бесплатно водили в городской драматический театр, устраивали ёлки, собиравшие до 300 человек. Члены секции стремились сделать интересным летний отдых ребят на детских площадках — в саду Шуринова и слободе Придача.
Деятельность Воронежского общества народных университетов самый большой отклик находила в среде малообразованных горожан, в большинстве своём имевших низшее и незаконченное среднее образование.
Общества любителей искусства
Свой вклад в работу по эстетическому просвещению горожан вносили объединения воронежских любителей искусства. Значительным событием в культурной жизни губернского центра стало открытие местного отделения Русского музыкального общества в 1868 году. При обществе действовали музыкальные классы, а позднее музыкальное училище. В Воронеже было много преподавателей музыки. Некоторые из них известны как авторы музыкальных произведений (Г. В. Скрипицын, П. А. Степанов). Общество немало сделало для подготовки профессиональных музыкантов, а также для популяризации музыкального искусства среди воронежцев. Регулярно устраивались симфонические и камерные концерты.
Приобщали горожан и к изобразительному искусству. При Воронежском кружке любителей рисования действовала бесплатная рисовальная школа, где занимались люди разных сословий и возрастов: рабочие, чиновники, учителя, конторщики, фотографы и даже монастырские послушницы. Выставки ученических работ обычно вызывали интерес у воронежцев.
Из сельскохозяйственных обществ некоторой известностью пользовалось Общество пчеловодства и шелководства. Оно состояло в основном из помещиков и зажиточных крестьян, организовывавших осенью выставки своей продукции. При обществе существовали показательная пасека и пчеловодный музей, где каждый мог получить необходимые консультации.
Среди спортивных обществ наиболее популярным было Общество охотников конского бега, которое ежегодно устраивало бега на ипподроме. Создавались также общества велосипедной езды, футбола, тяжёлой атлетики.
Воронежские общества были центрами самодеятельности граждан, призванными решать повседневные проблемы местного населения в сфере здравоохранения, просвещения, благотворительности, культурно-досуговой деятельности силами самого общества, без вмешательства государства. Благодаря их активности появились и эффективно функционировали Городская лечебница, Музыкальное училище, Публичная библиотека, Губернский музей, устраивались народные чтения, музыкальные и литературные вечера.
С автором можно связаться:
kraevednb@mail.ru
1 Акиньшин А. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события / А. Акиньшин, О. Ласунский. — Воронеж: [б. и.], 2000. — 59 с.
2 Воронежская комиссия народных чтений // Памятная книжка Воронежской губернии на 1895 год. — Воронеж, 1895. — Отд. 1. — С. 68–71.
3 Краткий обзор умственной деятельности в Воронежском крае за последние 20 лет // Пятидесятилетие Воронежских губернских ведомостей / сост. Н. В. Воскресенский. — Воронеж, 1888. — С. 430–623.
4 Обзоры Воронежской губернии за 1904–1915 годы / Губерн. стат. ком. — Воронеж: Типо-литогр. Губерн. правления, 1905–1916.
5 Отчёт о состоянии Воронежского семейно-педагогического собрания за 1912 / 13 год. — Воронеж: Типо-литогр. «Т-во Н.Кравцов и Кº», 1913. — 27 с.
6 Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц / П. А. Попов. – Воронеж: Кварта, 2003. – 532 с.
7 Степанский А. Д. Материалы легальных общественных организаций царской России (середина XVIII–февр. 1917 г.) // Археографический ежегодник за 1978 год. — М., 1979. — С. 69–80.
8 Туманова А. С. Общественность и формы её самоорганизации в имперской России конца XVIII–начала XX века // Отечественная история. — 2007. — №6. — С. 50–63.
9 Туманова А. С. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX–XX веков: учеб. пособие / А. С. Туманова. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 1999. — 163 с.
10 Фирсов Б. Дом для народа // Рус. провинц. журн. «Воронеж». — 2001. — №6. — С. 66.
11 Шмелёва М. Н. Общественный быт середины XIX–начала XX века // Русские: народная культура (история и современность). — М., 2000. — Т. 4: Общественный быт. Праздничная культура. — С. 39–59.
12 Ястребов А. Е. Воронежское общество народных университетов // Из истории воронежского края / Воронеж. гос. ун-т. — Воронеж, 1998. — Вып. 7. — С. 136–144.
Под заголовком: Воронеж XIX века. Вид на Зимний городской театр и Дворянскую улицу
Очерк возникновения и развития добровольных общественных организаций в Воронеже.
Essay is about the origin and development of voluntary social organizations in Voronezh.
Краеведение, гражданское общество, просветительская деятельность
Local history, civil society, educational activities